10 марта на площадке Общественной палаты РФ состоялось масштабное мероприятие — круглый стол «Развитие инклюзивного образования в России: опыт, проблемы, перспективы», в котором участники представили обширную географию России – от Республики Крым до Дальнего Востока.
Подготовка в проведении мероприятия принадлежит Общественной палате Якутии, а инициатива – члену ОП РС(Я), директору Северо-Восточного научно-инновационного центра развития инклюзивного образования СВФУ им. М.К.Аммосова, кандидату педагогических наук Пантелеймону Егорову.
Организаторами выступили Комиссия ОП РФ по доступной среде и развитию инклюзивных практик, которую возглавляет известный всей России человек – Диана Гурцкая, и Комиссия ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, председатель Сергей Рыбальченко.
Вели круглый стол Диана Гурцкая и член Комиссии ОП РФ по демографии, защите семьи, детей и традиционных семейных ценностей, заместитель председателя ОП РС(Я) Лена Ефремова.
Лена Павловна напомнила, что Президент России Владимир Путин поручил к 1 декабря 2021 года разработать и утвердить требования к образовательным организациям в части инклюзивного образования. Об этом говорится в перечне поручений главы государства, опубликованном в понедельник на сайте Кремля.»Обеспечить разработку и утверждение требований и показателей деятельности образовательных организаций в целях обеспечения инклюзивного образования», — говорится в списке поручений по итогам заседания президиума Госсовета.Поручение адресовано Минпросвещения РФ и властям регионов.
Что такое инклюзивное образование? Это обучение, при котором все дети, независимо от их физических, психических, интеллектуальных и других особенностей, включены в общую систему образования. Сам термин имеет латинское происхождение: «include» – «заключаю, включаю».
Как сказала Диана Гурцкая, «нами приглашены представители региональных Общественных палат, лауреаты и победители Всероссийского конкурса «Лучшая школа» разных лет, которые могут поделиться теорией и практикой реализуемых программ инклюзивного образования. Отдельно хочу поприветствовать наших коллег из Республики Саха (Якутия), которые присоединились к нам. Спасибо вам огромное! За несколько последних лет Россия существенно продвинулась в развитии инклюзивного образования. По данным мониторинга Министерства просвещения РФ в 2020 году число инклюзивных школ достигло 10 тысяч или 28% от общего количества, а инклюзивных детских садов – более 8 тысяч или 22%. Это положительный сигнал, но я уверена — на достигнутом нельзя останавливаться. В подобных вопросах важно работать системно. Под системностью я подразумеваю не только открытие новых инклюзивных школ, создание дополнительных программ, но и активную работу со школьниками, родителями, с обществом в целом. Об этом мы часто говорим. аккуратная, добрая, тактичная просветительская деятельность должна быть, она поможет формированию навыков коммуникации человека с инвалидностью, в котором будет призван снять барьер, существующие мифы о людях с ОВЗ. У нас есть все, чтобы двигаться в этом направлении.
Центр социокультурной реабилитации «Диана Гурцкая» регулярно проводит просветительские занятия, уроки доброты, на которых рассказывает школьникам об инклюзивном образовании. Существующая практика показывает положительные результаты».
Гурцкая подчеркнула, что по итогам круглого стола будут сформированы адресные предложения как федеральным органам власти, так и органам исполнительной власти субъектов РФ. Гурцкая призвала: «Дорогу осилит идущий!»
В качестве примера Диана Гудаевна привела проведение Общественной палатой РФ с Центром социокультурной реабилитации тотальный тест «Доступная среда». Результаты были очень хорошими и продуктивными.
Слово взял Сергей Рыбальченко. Он подчеркнул, что актуальность данной темы растет, так как растет число детей-инвалидов. Причины тому разные, а окружающие должны адекватно реагировать на данный факт. Международный опыт доказывает, что создание доступной среды — одно из направлений. Дать возможность заложить в ребенке потенциал может только система образования. Наш опыт развития системы ухода за такими детьми приводит к более быстрой адаптации в системе образования. Сергей Игоревич привел в пример вологодский центр «Преодоление», где дети с ОВЗ посещали обычные группы, дальше они также продолжали учиться в обычных школах. Эти барьеры должны сниматься в самом раннем возрасте.
«На основе лучших региональных практик можно предложить обменяться опытом, на их основе будем предлагать изменения не только на федеральном уровне, но и в законодательстве регионов», — сказал Сергей Игоревич.
Рыбальченко поблагодарил Диану Гурцкую за проведение фестиваля «Белая трость»:«Это квинтэссенция дополнительного образования, где дети с ОВЗ выходят на сцену с мастерами искусств, танцуют, поют. Результат такого просто невозможно оценить. Он огромен».
К обсуждению развития инклюзии в России присоединились в формате видеоконференции как раз те, кто занимается этим на практике — директора детских садов, учебных заведений, учителя, методисты. Они делились наработанным опытом и отмечали практическое отсутствие учебно-методических и дидактических средств, позволяющих реализовать разноуровневое обучение детей инклюзивных групп и классов. К сожалению, педагоги по сей день не имеют в своем арсенале методических и дидактических разработок, педагогических технологий, адекватных задачам фронтального инклюзивного обучения.
Да и сам процесс включения детей с ограниченными возможностями в образовании оказывается очень сложным, как в своей организационной составляющей, так в содержательной компоненте. Крайне необходимо создание адекватных моделей и конкретных технологий психолого-педагогического сопровождения инклюзивных процессов в образовании, которые позволят сделать этот процесс максимально адаптивным и пластичным.
Не хватает педагогического квалифицированного персонала, необходимо создать единый ресурс обмена опытом для регионов России, создать общественные организации, ресурсные центры, которые бы специализировались бы на инклюзивном образовании.
В чем же главные проблемы организации инклюзивного образования в современной школе? Как отметили участники, они связаны в первую очередь с тем, что школа, как социальный институт, ориентирована на детей, развивающихся нормально, способных двигаться в темпе, предусмотренном стандартной программой, детей, для которых достаточными являются типовые методы педагогической работы.
Чтобы Россия стала цивилизованной страной с цивилизованным образованием, нужно не только принять закон о специальном образовании, или об образовании лиц с ограниченными возможностями, но и иметь благоприятное общественное мнение по данному вопросу, а также создать институциальные условия для реализации прав инвалидов. Система образования в современной России переживает глубокие изменения, различные учебные заведения трансформируются в результате правительственных реформ и под влиянием рыночной экономики. На повестку дня выходят ценности социального включения, интеграции, хотя общественное мнение по этому вопросу далеко не однородно.
Участники встречи выработали проект рекомендаций по совершенствованию инклюзивного образования с учетом имеющегося российского опыта.
Как итог, эксперты обсудилиинституциональное развитие инклюзивного образования, положительный опыт и проблемы внедрения инклюзивного образования в России, определили условия реализации и дальнейшего развития непрерывной системы инклюзивного образования на современном этапе развития гражданского общества.