Книга Георгия Кана «Крыша» для многих его знакомых стала неожиданностью. Человек, никогда не печатавшийся в литературных сборниках и журналах, выпускает книгу рассказов и повестей (Якутск, «Айар», 2022), содержанием которых стал его жизненный опыт – работа в журналистике и в министерстве внутренних дел.
Его слог изящен в своей простоте и легкости, без претензий на ультра современность. Точность мысли, живые образы, незабываемые персонажи. Никаких банальностей и общих мест – все дышит, движется, живет.
Остросюжетные, приключенческие повести и рассказы соседствуют с лирическими, историческими, философскими, где везде действуют реальные лица в настоящих событиях в настоящем, подлинном времени.
Афанасий Сивцев – полярный военный летчик, мечтая о спокойной семейной жизни и о собственном табуне лошадей, уходит на пенсию и уезжает в одну из африканских стран на службу к высокопоставленному господину в качестве личного пилота. Не знал подполковник Афанасий Титович Слепцов, первый пилот пограничного патрульного самолета АН-72 ВВС Министерства обороны России, какие события предстоит ему пережить и как выйти из смертельной ситуации ему поможет многолетний лётный опыт. Над его жизнью воссияет любовь к необыкновенной женщине, ставшей смыслом всего его существования. А чернокожий Джамба, африканский коллега Афанасия, огрубевший в жестоких разборках с контрабандистами, наконец откроет для себя загадку улыбки мадонны.
История повести «Улыбка мадонны» документальна, кроме имени героя, который пожелал остаться инкогнито.
Следующие два произведения не вошли в первую книгу, они подготовлены к печати и ждут своего времени.
Прототип героя небольшого романа “Приключения инженера” знаком автору по Мирному. С рождения Юрий Васильев связан с уникальной историей города, начинавшегося с палаток. В романе открываются малоизвестные страницы строительства в Анголе алмазодобывающей обогатительной фабрики, в котором герой, как инженер, принимает непосредственное участие. Эта экзотическая история кажется вымышленной, но нет – это реальность в биографиях якутских алмазников. Устройство фабрики, тонкости производства, процесс возведения показаны на фоне обилия техники с многочисленными деталями, которые не мешает восприятию. Они напротив, открывают грандиозность этого сооружения и придают повествованию ритмы современной жизни. Художественная выразительность индустриального пространства, не уступающая знаменитым романам Хэйли, контрастирует с уникальными пейзажами Оранжевой реки, а те, в свою очередь, перекликаются с красотой якутских аласов – родных мест инженера. Усиливает впечатление гражданская война, случившаяся в то время в этой африканской республики.
В рассказе “Корейский дедушка” работник якутского Совмина по имени Жолан сопровождает потенциального инвестора, молодого миллиардера из Владивостока в Якутск. Узнав, что тесть Жолана кореец и проживает в Чульмане, где все его зовут корейский дедушка, гость требует посадки самолета и встречи с ним. Они знакомятся. Это удивительный момент в творчестве писателя – он будто мимоходом замечает, как дрожат руки у самоуверенного корейского бизнесмена после рассказа своего однофамильца “корейского дедушки” – советского корейца из Южной Якутии, прошедшего и насильственное переселение, и репрессии, и тяжелый труд водителя-дальнобойщика. И по этим слегка дрожащим рукам молодого человека, которому нечего сказать о своей богатой, роскошной и пустой жизни, видна глубина его личной драмы. Главный герой, зять корейского дедушки, терпит фиаско. Ему не удается довезти до Якутска “денежный мешок”.
Но корейский дедушка в этом событии не видит трагедии, так как убежден, что собственное достоинство важнее карьерного успеха. И именно оно делает человека счастливым. Это очень похоже на новое корейское кино, где актеры, внешне спокойные, даже непроницаемые, умеют донести до зрителя бурную внутреннюю жизнь. Недаром сказано: восток – дело тонкое…
Жолан из “Корейского дедушки”, Сеня из “Крыши”, Влад из «Глаза стрекозы», Юрий Васильев из «Приключений инженера», Никита – старший оперуполномоченный отдела уголовного розыска МВД из детективной истории «Огонек» – все они главные герои. Они живут в Якутске, в Мирном, посещают родные аласы, путешествуют по стране и по миру. Они наши современники. В их переживаниях, мыслях и судьбах запечатлена реальность наших дней, обыденная и невероятная, трагическая и счастливая.
В центре внимания писателя переломные моменты жизни героев, испытывающих стрессы, выход из которых делает их другими.
Богатство тем и образов в прозе Георгия Кана идет от неординарности личности писателя. Действительно, где вы видели с отличием окончившего Академию МВД полковника милиции, который, оказавшись в Нью-Йорке на стажировке с группой сотрудников министерства внутренних дел и прокуратуры, первым делом отправился в знаменитый музей изобразительных искусств Метрополитен наслаждаться живописью!
Что же заставило Георгия Филипповича вновь обратиться к литературе? А все очень просто. Своему внуку Никите он рассказывал фантастические истории собственного сочинения о лесных людях Бряках. Втянул в этот рассказ-игру внука. В итоге эпопея о Бряках, среди которых были племена ухопланов, снегобряков, аквабряков, файербряков и террабряков, разрасталась. В день рождения дочка подарила ноутбук и получились четыре замечательные остроумные, озорные детские повести… Лед тронулся!
Валентина Чусовская к. филос.н., доц. ИГРА (Институт геокультурного развития Арктики)