Профессиональное самоопределение и тема выбора будущей специальности постепенно становится одним из ключевых направлений в образовании. О наличии проблемы профессионального выбора среди выпускников и их родителей говорят многочисленные исследования.
По данным рекрутинговых онлайн-платформ HeadHunter и SuperJob, более 40% россиян работают не по профессии. А недавно проведённый среди нынешних студентов опрос показал, что выбранная специальность нравится 46% из них, но при этом 40% не уверены, что будут работать в этой сфере.
Профориентационный проект Минпросвещения России «Билет в будущее» запустили в 2018 году в рамках национального проекта «Образование». Почти 90% школьников, опрошенных в рамках проекта, не определились с профессией и не знают, где искать информацию для профориентации (Источник: Рамблер).
Ключевая цель проекта — формирование готовности к профессиональному самоопределению обучающихся 6–11 классов общеобразовательных организаций. Результатом для школьников станет сформированная готовность к осознанному самостоятельному выбору будущей профессии и индивидуальные рекомендации по построению своей образовательно-профессиональной траектории. Родители получат представление о том, как оказать действенную помощь самоопределяющимся подросткам и поддержать их в выбранном пути.
Республика Саха (Якутия) является участником проекта с первых дней его реализации. С 2018 года мероприятиями проекта охвачено более 10 тысяч школьников со всей республики.
Новый сезон – новый формат
В 2021 году обновленный проект предназначен не только для обучающихся, но также для родителей и учителей. Родители, например, смогут пройти битесты, чтобы узнать, совпадают ли их ожидания с карьерными устремлениями детей. Контролировать активность школьников на платформе и помогать им будут педагоги-навигаторы. Для них предусмотрено специальное обучение и поддержка на протяжении всего проекта.
Для школьников – участие в проекте – это масса возможностей – от онлайн-тестирования и диагностики до профессиональных профориентационных проб, которые пройдут на площадках исторических парков «Россия — Моя история».
Как отмечает федеральный оператор «Билета в будущее» Фонд Гуманитарных Проектов, все активности и материалы разработаны при поддержке и содействии Центра тестирования и развития «Гуманитарные технологии» и психологического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова.
Роль педагогов-навигаторов
На сегодня в рамках проекта «Билет в будущее» более 50 учителей Якутии проходят обучение, чтобы стать педагогами-навигаторами.
Обучение и подготовка учителей – важнейший и неотъемлемый этап реализации проекта, основная задача которого – расширение профориентационных и профессиональных возможностей для молодежи в регионах. На данном этапе опытные наставники и эксперты рассказывают учителям о концепции и алгоритме реализации Проекта, нюансах работы со школьниками и их родителями. Педагоги-навигаторы знакомятся с передовыми инструментами профориентации и профориентационной диагностики, изучают новейшие тематические мультимедийные учебные пособия и учатся применять эти знания на практике.
Обучение педагогов проходит в онлайн-формате. На протяжении всего периода обучения учителям доступна база видеолекций и вебинаров. Все учителя, успешно прошедшие итоговую аттестацию, получат документы о повышении квалификации.
Одним из педагогов-навигаторов проекта «Билет в будущее» в 2021 году стала Николаева Валентина Алексеевна – учитель МОБУ «Средняя общеобразовательная школа №6» г. Якутск. Мы пообщались с педагогом и узнали о реализации профориентационной работы в школах.
— Валентина Алексеевна, что для вас значит быть педагогом-навигатором?
— Это ответственность. Считаю, что педагоги-навигаторы в рамках проекта «Билет в будущее» являются ключевыми участниками, которые готовы взять на себя эту миссию, быть в активном диалоге с ребятами, родителями и коллегами по вопросам самоопределения. На данный момент я являюсь навигатором для школьников, которым в будущем предстоит найти свое место на рынке труда. Это ответственность, но ответственность в радость.
— Как вы сами выбирали свою профессию? Почему стали педагогом?
— Я целенаправленно не выбирала профессию педагога. Но еще со школьной скамьи знала, что я буду помогать людям. Я педагог-психолог и по специальности работаю уже 10-ый год, благополучно и плодотворно.
— Как у Вас проходила профориентация? Какие отличия в выборе профессии есть сейчас?
— Диагностику на профессиональные интересы и склонности мы не проходили. Даже не было в школе педагога-психолога. Мы посещали предприятия, с нами проводились беседы на тему: кем мы хотим быть в будущем. Читали литературу. Всё узнавали самостоятельно.
Современный мир профессий огромен, разнообразен. С каждым годом он расширяется и изменяется. Сейчас профориентационную работу ведут вузы, учреждения СПО, школы, даже детские сады и различные центры. 15 лет назад информационное поле у нас было ограниченным. На данный момент в мире 50 тысяч профессий. Не знаю, знали ли мы в свое время хотя бы 1000 профессий.
— Как педагоги и родители могут помочь ребенку определиться с будущей профессией?
— Хороший вопрос. А главное ответ в самом вопросе. Педагог и родитель взаимодействуют и работают как одно целое во благо ребенка. Помочь ребенку разобраться в своих профессиональных интересах и склонностях, сильных и слабых сторонах личности.
Для принятия реалистичного решения о выборе профессии необходимо проанализировать следующие факторы: первый – «Хочу», то есть помочь ребенку оценить его интересы и склонности, выяснить, какие профессии ему нравятся, представляет ли он, чем хотел бы заниматься каждый день. Второй – «Могу», познакомить ребенка с требованиями, которые может предъявить выбранная им профессия. Помочь ему выявить способности и умения, знания и навыки, полученные в школе, рассказать, как можно применить их к выбираемой профессии. Третий – «Буду», узнать, будет ли востребована выбираемая профессия на рынке труда и где можно получить профессиональное образование по избранной специальности. Педагогам и родителям не нужно забывать о потребностях, интересах, способностях детей. Можно помогать, но не заставлять.
— Что делать если предмет любимый, а педагог в школе находится в конфликте с учеником? Как не разлюбить то, к чему лежит душа?
— Узнав, что у ребёнка напряжённые отношения с педагогом, нельзя пускать ситуацию на самотёк. Ведь конфликт с педагогом в школе может привести к потере учебной мотивации, снижению успеваемости и даже психологической травме.
Первое: обсуждаем конфликт с ребенком. Необходимо дать ребенку выговориться. Можно использовать технику активного слушания.
Второе: беседа с педагогом. Цель данного разговора – разрешить конфликт, а не найти виновного.
Третье: делаем выводы. Работаем над причиной конфликта.
Четвертое: контролируем ситуацию. Узнать у ребенка, в каких отношениях он сейчас находится с педагогом? Есть ли изменения? Побеседовать с педагогом, есть ли прогресс в учебе, в поведении?
При необходимости родители могут обратиться к социальному педагогу или к школьному психологу.
Информационная справка:
Проект «Билет в будущее» реализуется в 85 регионах России по поручению Президента РФ В.В. Путина и входит в паспорт федерального проекта «Успех каждого ребенка» в рамках Национального проекта «Образование». Участие происходит за счет государственной субсидии, поэтому бесплатно для детей и родителей. Федеральный оператор – Фонд Гуманитарных Проектов. Региональный оператор – Центр опережающей профессиональной подготовки.
Официальные соцсети проекта в Дальневосточном ФО:
Instagram – https://www.instagram.com/bilet_dfo/
ВКонтакте – https://vk.com/public206539815