Памяти светлого образа организатора философского сообщества Якутии

Сегодня девять дней как покинул этот мир профессор, доктор философских наук Анатолий Георгиевич Новиков, внесший значимый вклад в развитие научной культуры Республики Саха (Якутия), подготовку кадров высшей квалификации для региона и страны.

Это была светлая личность, патриот родного края, чья принципиальная позиция, волевой и конструктивный настрой, целеустремленность вдохновляли представителей научно-образовательной сферы, помогая сформировать реальное философское сообщество, институциализированное вокруг Диссертационного совета по защитам кандидатских и докторских диссертаций по философии при СВФУ имени М.К. Аммосова.

Память о нем и его деятельности навсегда останется в общественном сознании республики как символ реализованности национальной культуры в области высшей формы человеческой культуры — философской культуры мышления, ее возможностей, в том числе, в контексте этнической культуры.

Так, Анатолий Георгиевич стал одним из зачинателей изучения основ традиционного мировоззрения народа саха с научной точки зрения, разрабатывая проблему мифологического сознания, расширив это до вопросов теоретико-методологического характера и их прикладного значения. Мы имеем в виду разработку вопросов феномена менталитета народа саха, которую он начал в начале 90-х. Она стала краеугольным камнем, остающейся актуальной и востребованной авторской теоретической разработкой. Им были написаны монографии «О менталитете саха», 1996; «Менталитете северян в контексте циркумполярной цивилизации», 2005; «Менталитете японцев и техногенной цивилизации», 2008; множество статей связанных с данным предметом. Концепт становится сверхактуальным именно в переломные эпохи истории, определяя качество ментального склада характера народа, проявляющегося в критические моменты истории. Тогда это был распад советских доктрин и государственного строя, отразившегося на всех сферах жизнедеятельности общества. Сегодня это не менее кардинальные изменения, которые мы переживаем. Их нужно своевременно зафиксировать и дать прогноз. Феномен менталитета на переломе эпох играет ключевую роль, учет которого позволяет судить и прогнозировать тенденции общественной динамики государства и регионов.

Профессор Новиков являлся и специалистом в области философских вопросов математического знания, естествознания и политологии. Широкий спектр научных интересов профессора, посвященных мировоззренческим и общеметодологическим проблемам, раскрыл объективное состояние и насущные потребности социальной реальности, ее вызовы, на которые нужно было давать ответы. И это ему хорошо удалось, будучи и директором Аналитического центра при Президенте Республики Саха (Якутия). Он активно участвовал во взаимодействии с государственными органами власти «в разработке концептуальных основ экономического, политического и социального развития республики. Разнообразие исследуемой философской проблематики, глубокий анализ мировоззренческих основ народа своей республики, творческая интенсивность в сочетании с продуктивной организаторской научной и социально-политологической деятельностью в период активной фазы духовного возрождения культуры северных народов конца XX, начала XXI столетий», не сомневаемся, это вызовет отдельный научно-исторический интерес к его творческому пути.

Для культуры нашего национального региона, начало подготовки кадров высшей квалификации по двум ключевым направлениям философских дисциплин как онтология и теория познания и социальная философия, когда о человеке, обществе и их месте, можно рассуждать метатеоретически, заглядывая в основу научной методологии, которой пользуешься, является важным историческим достижением, характеризующим возможности культуры региона в целом, ее ренессансность как качество.

Когда мы в своих размышлениях затрагиваем феномен культурного ренессанса, мы подчеркиваем, что этнокультурное возрождение, или, другими словами, серебряный век якутской культуры, представляет синтез универсальной метафизики и символических практик этнокультурных форм. Здесь критерий ренессансности в способности овладеть символико-метафизическим аппаратом определенной культуры. Философия, имеющая непосредственное отношение к бытию, является самым принципиальным способом оперирования символическим. Институциализацию этого качества и сосотояния культуры в республике, удалось осуществить А.Г. Новикову со своими сподвижниками. Это является вехой состояния культуры многонациональной республики, способом эффективного использования бытия культуры и ее капитала.

К месту вспомнить такие ответы Тамары Михайловны Михайловой, ученого секретаря диссертационного совета по философии ЯГУ, которые она  дала в 1993 году на вопросы журналиста Валерия Качаева в статье «Дороже денег только мудрость» в газете Якутский университет, 1993, №7(3280), С. 4:

«Философской школе саха — быть.  Совсем недавно Якутск стал еще одним городом земли, которые дают миру своих философов. Именно в Якутске 21 мая 1993 состоялась публичная защита диссертаций на соискание ученой степени кандидата философских наук. Право носить ученое звание защищали А.В. Мельничук по теме «Ответственность личности и социальная детерминация» и В.В. Винокуров с диссертацией «О видах пространственно-временных отношений»…

— Не кажется ли Вам странным, Тамара Михайловна, что никому не приходило в голову, создать специализированный Совет несколькими годами раньше?

Вот как раз пример неуверенности в собственных силах, постоянное гнетущее чувство такой неполноценности перед другими регионами. Перелом наступил по многим причинам, среди которых решающим стало появление собственных докторов философии — Е.М. Махарова, Б.Н. Попова, А.Г. Новикова и других. Но последнему принадлежит особая роль. Надо отметить огромную энергию и настойчивость Анатолия Георгиевича Новикова. Наш Совет — его детище…

— Нынешним философам, детям своего времени, трудно избавиться от глубокой идеологической «политики». Как ваш Совет учитывает это обстоятельство?

Наш специализированный Совет как раз и создан вопреки тому, что прежняя идеология разрушилась и идет ломка. На сегодня есть более резкие суждения. Идет речь не о сломе идеологических постулатов как таковом, а о процессе в питиримо-сорокинском смысле, когда наступает переломная эпоха смены культур. Проще говоря происходит не та смена поколений, к которой мы привыкли, а обмен их ролями в обществе. Обычно самое зрелое поколение определяло поведение всей цивилизации. Теперь же создается ситуация, когда яйцо начинает учить курицу. Сегодня многим кажется, что молодое, незрелое, не впитавшее, не принявшее еще культуру поколение диктует старшему, как тому жить. И это говорит о том, что общество встает либо с ног на голову, либо с головы на ноги.

Вот здесь то и меняются представления, осмысления, или как говорят философы, происходит смена менталитета, думаю, что это прозвучит в новых диссертационных работах. А некоторые из них не от времени сегодняшнего, а из будущего…

Как заявил один из наших гостей, он интуитивно чувствует, что в Якутске зарождается новый центр философской мысли, вокруг которого собираются интересные ученые, группируются работы с чрезвычайно интересной постановкой проблем.

— Есть ли вообще перспективы у серьезных мыслителей? Сейчас и в прессе, и на книжных прилавках, в кино, — всюду и чтиво, зрелище для разового потребления и легкого усвоения. Мещанство приняло угрожающие размеры: псевдороскошь, псевдокультура, псевдосчастье…

Перспективы и уверенность есть. Это и показала прошедшая конференция и первая защита, на которые шли и шли люди, терпеливо высиживая часами в обстановке исключительно сложных теоретических дискуссий. Люди соскучились по серьезному и глубокому мышлению. Так что мещанство пока не торжествует. И на кафедре философии не снижают уровня теоретических исследований в угоду мещанству, или обывателям. Потому к нам идут серьезные люди, признают нас…

Мы уже говорили, что материализм и идеализм как две оси координат, без любой из которых знание о предмете значительно сужается. Наша беда в том, что мы критиковали идеализм, а теперь критикуем материализм лишь понаслышке. Вот почему я всегда советую студентам: читайте источники в оригинале, чтобы составить обо всем собственное суждение. Нынешнее поколение людей должно сделать самостоятельный выбор. Молодежь сегодня другая. Работать с ней не в пример легче, чем, допустим, два-три года назад. Очень умные юноши и девушки, слушают внимательно, анализируют критически и глубоко и, что самое главное, понимают нас. А ведь счастье, как говорилось в старом кинофильме, это когда тебя понимают. Я вижу этих людей, для которых философский камень уже сегодня дороже бриллианта».

Личные качества Анатолия Георгиевича поражают своей оригинальной непревзойденностью. Он всегда говорил уверенно, потому как позиция, которую он выражал, была «математически» выверена и логически отточена. Поражало то, что у него никогда не было апеллирования к намекам, задним мыслям, изобилующих в привычной человеческой психологии и даже научном общении, скрывающих за потоком слов, истинные интересы, подчас непонятные самому говорящему. «Человеческое — слишком человеческое» говорили мудрые, пытаясь в своей личной практике отрешиться от этого, поступая всегда по форме. Анатолий Георгиевич умел выдерживать стойко данную форму, никогда никого не оскорбляя даже намеком, ничего подспудно не подразумевая. Это в нем подкупало, и перед ним раскрывались любые статусы и возраста, будь это чиновник высокого федерального ранга, коллега-ученый или аспирант со студентом. Уважительное отношение к своему собеседнику, ровное отношение к любому оппоненту находило у него всегда конструктивную форму, позавидовать которой могли многие.

Подкупала манера научного руководства, мягкого, доводящего соискателя до истины самостоятельно, без прямой критики. В этом была заложена конструктивность, помогающая продуцировать новые знания. Видимо это было заложено ему еще родителями и учителями в Томском государственном университете, где он учился на математика, а, в последствии, на философа при аспирантуре. Поражают и показатели его научного руководства — 4 докторские и 14 кандидатских диссертаций.

Сам он защитил блестящую кандидатскую диссертацию на тему «Категории прерывного и непрерывного и их методологическая роль в научном познании» (1982), связывающую философские вопросы прерывности в мире и идеальной непрерывности в математическом анализе, апеллирующей как к истокам в античности у атомистов, так и современным сложным математическим теориям; докторскую, на тему «Возникновение теоретического знания в математике (философско-гносеологический анализ)» (1992).

А.Г. Новиков стал организатором создания при кафедре философии СВФУ имени М.К. Аммосова неформального научного сообщества, объединившегося под крылом философского знания, притянувшего специалистов разных дисциплин, повысивших свой профессиональный и социальный статус, пополнивших ряды специалистов высшей квалификации — докторов и кандидатов философских наук, прежде всего якутских вузов, научных учреждений республики и страны. Именно в 90-е, первые десятилетия нулевых XXI столетия, в республике обрело высокий статус философское знание и рефлексия, нашедшее пристальное внимание у руководства головного вуза республики, Академии наук РС (Я).

Философское сообщество республики, созданное А.Г. Новиковым, обязано ему за то, что именно благодаря ему учение о мудрости обрело в республике новый высокий статус, а почти все они смогли профессионально и социально реализоваться, обретя главное жизненное кредо.

Приведем отрывки из первых письменных откликов коллег, узнавших об уходе А.Г. Новикова, кандидатов философских наук Павловой Натальи Степановны и Жондорова Петра Николаевича.

Я постараюсь обязательно подробно написать об Анатолии Георгиевиче. Это, я считаю, долг каждого из нас…

Помнится обрывками цитата из статьи Александра Мельничука: «наша философия — есть наша жизнь». К Анатолию Георгиевичу она подходит идеально.  Обязательно напишем о его жизни и деятельности, его бескорыстии, помощи всем как в науке, так и в общественной жизни. Он создатель совета… В общем все мы — его должники. Не только философы, университет в целом…

Хочу сказать несколько слов о моем научном руководителе, докторе философских наук, профессоре Анатолии Георгиевиче Новикове, — пишет Петр Жондоров. Познакомился с ним в далеком 1992 году, перебравшись из Якутского кооперативного техникума на кафедру философии ЯГУ. В 1992 — 1995 годах был в аспирантуре, и довольно часто общался с Анатолием Георгиевичем…

После защиты диссертации в 2001 году мы часто общались, и я неоднократно помогал профессору Новикову формировать различные тексты. Особенно запомнились воспоминания о профессоре Иннокентии Егоровиче Томском… Неоднократно ездил на дачу Новиковых. Анатолий Георгиевич был очень общительным, гостеприимным…

Он был открытым и доверчивым, отходчивым человеком, простым в общении. Он значительно больше давал, чем брал, его можно в переносном смысле даже назвать донором.

18 апреля 2024 года было много людей на гражданской панихиде, и за короткое время успели сказать много хороших, волнующих слов…

 Предлагаем аудиозапись выступлений с гражданской панихиды:

Пару лет назад, отмечая 100-летие Республики, мы снова оценили масштабы тех задач и той ответственности, которая легла на плечи, в принципе, молодых людей, едва начавших достигать, по меркам греков, возраста акмэ (ακμή — высшая точка, вершина с греч. По представлениям того времени это был возраст около 40 лет). Они решили задачи государственного строительства и коренной социокультурной модернизации родного края.

Пройдет время, мы реально оценим ту проделанную работу, которую смогли осуществить для культуры республики, высшего образования и науки региона небольшое число людей, представителей диссертационного совета, которых смог сплотить, организовать и направить Анатолий Георгиевич Новиков. Благодаря ему, они смогли реализовать исторический шанс на успех, не упустили его. Это дало свои плоды — десятки новых, часто молодых специалистов получили апробацию своих философских идей и утверждений. Все они плодотворно работают на республику и страну в разных направлениях и сферах. У многих сегодня наступил самый философский возраст для реализации качества мысли и новых форм культуры. Усилия Анатолия Георгиевича Новикова живут в плодах философской школы его имени.

Добавить комментарий

Заполните все поля и подтвердите номер телефона

Подтвердить смс Подтвердить Телефон подтвержден, вы можете отправить комментарий!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх