Памяти Александра Алексеева: Все остается людям…

театр танца
????????????????????????????????????

5 марта 2025 года трагически погиб Александр Иванович Алексеев – Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Республики Саха (Якутия), почетный гражданин Горного и Сунтарского улусов, член Союза театральных деятелей России, директор Национального театра танца Республики Саха (Якутия) им. С. А. Зверева-Кыыл Уола. Для его близких и друзей – это потеря доброго, заботливого, жизнелюбивого, человека, заряжавшего своей энергией всех вокруг. Для коллег – утрата опытного профессионала, своим примером показавшего, как в непростых экономических условиях можно успешно осуществлять руководство большим количеством талантливых людей. Для Театра – расставание с основателем коллектива, который в течение почти четырех десятилетий кропотливо формировал его образ. Для якутян – это прощание со своим героем, положившим всю жизнь беззаветному служению родному искусству и приумножению его богатств.
С момента смерти Александра Ивановича прошло совсем немного времени. И кажется, что оценки масштаба потери могут быть преувеличены. Но это не так! Скромный образ директора театра со временем неизбежно перерастет в один из знаковых символов национальной танцевальной культуры и якутской идентичности, поскольку без него не было бы ни Театра танца, ни жанра якутского этнобалета, ни исследовательской работы, связанной с увековечением имени талантливого самородка, хранителя национальных традиций народа саха С. А. Зверева-Кыыл Уола, ни оркестра национальных инструментов, ни их производства. И это всего лишь часть заслуг. Основная же – это неизменная демонстрация государственного мышления, свидетельством которого являлось понимание стратегии развития национального искусства как части российской и мировой культуры. Эта стратегия и легла в основу деятельности Александра Ивановича Алексеева на самых ранних этапах его работы в Театре, осуществлялась последовательно, встречая множество преград, но всегда преодолевая их.
Родился Александр Иванович Алексеев 10 ноября 1958 г. в с. Кептин Горного улуса в многодетной семье. По окончании школы поступил на отделение хореографии в Хабаровский государственный институт культуры. В 1983 году после завершения обучения приехал в Якутск и был принят в качестве артиста балета в Государственный ансамбль танца при Якутской государственной филармонии. С тех пора судьба Александра Ивановича навсегда будет спаяна с этим коллективом и его традициями. В течение почти десятилетия работы в качестве танцовщика вместе с ансамблем он объездил почти весь Советский Союз. Тогда же молодой артист начал проявлять свои организаторские способности. Кипучая энергия и умение объединять людей выдвинули его в руководство профсоюзом, что в дальнейшем стало стартовой площадкой для масштабного проекта преобразования ансамбля в театр.
Начало 1990-х годов поставило многие творческие коллективы страны на грань исчезновения или упадка. И заслуга их сохранения принадлежала таким же энтузиастам, как Александр Иванович Алексеев. 1992 год становится поворотным в судьбе как ансамбля, так и А. И. Алексеева. По его инициативе и непосредственным руководством в рамках празднования 360-летия вхождения Якутии в состав России в концертном зале «Россия» проводится концерт-презентация Государственного ансамбля танца Якутии, яркая театрализованная программа которого оказывает глубокое воздействие на зрителей. Успех открывает двери в министерские кабинеты. Становится ясно, что перспективы дальнейшего развития культуры страны тесно связаны с возрождением национальных традиций и культивированием их на местах. Через короткое время Указом Президента РС (Я) М. Е. Николаева ансамбль при филармонии выводится в самостоятельную структуру: Национальный театр танца, а его директором назначается Александр Иванович Алексеев. За первым шагом в деле формирования нового коллектива немедленно следуют и другие. Сперва Александр Иванович добивается укрепления материально-технической базы. При театре создается пошивочный цех, театру выделяются помещения в Центре культуры и искусств им. А. Е. Кулаковского (сегодня — Дом дружбы народов). Но самое главное – и это прекрасно понимает его руководитель – театру нужен свой оркестр для постановки полноценных концертных программ и спектаклей. Так, в 1993 году создается оркестр национальных инструментов.
И это только начало! Ведь было необходимо сформировать репертуар! Обозначить направления гастрольной и концертной деятельности! Да и в целом – определить концепцию многолетнего развития коллектива. Первая концепция (а за нею последуют в 2000-е годы и вторая, и третья) разрабатывается и внедряется в жизнь в том же 1993 году. В ней были определены основные приоритеты. На первом плане – более общие: развитие национальной танцевальной культуры, исследование ее наследия, просветительство. Их конкретное воплощение было сопряжено, во-первых, с оснащением оркестра национальным инструментарием, а также привлечением к работе в театре исполнителей, сохраняющих народные традиции; во-вторых, с постановкой полномасштабных танцевальных спектаклей, основанных на материале якутских олонхо, легенд и сказок. По существу, Александр Иванович явился соавтором создания особого танцевального жанра, не имевшего аналогов в стране и в мире: танцевального спектакля (этнобалета), структура которого в целом соответствовала классическому балетному спектаклю, но его хореографические язык и музыкальное оформление обладали ярким национальным колоритом. Благодаря А. И. Алексееву с момента премьеры в 1994 году первого этнобалета «Уруу» и до 2024 года свет рампы увидели еще не менее 60 постановок (из которых почти половина – этнобалеты, а 17 – детские спектакли), музыку к которым писали преимущественно современные якутские авторы. И это обстоятельство также свидетельствует о дальновидности и новаторском взгляде А. И. Алексеева на развитие якутской культуры. Вместе с театром укреплялась и национальная композиторская школа.
Но театр совершенствуется и живет, если его ростом и достижениями восхищаются не только свои зрители, а и поклонники хореографии в самых разных уголках мира. Это — условие жизнеспособности и непреходящей молодости коллектива. Александр Иванович как руководитель прекрасно осознавал необходимость гастрольной жизни и делал все, чтобы Театр ежегодно демонстрировал свое мастерство за пределами Якутии. Причем большую часть финансовой поддержки гастрольных проектов он «добывал» сам, проводя бесконечные переговоры с меценатами и спонсорами, привлекая на свою сторону административные и правительственные структуры, театральные и концертные учреждения, музеи и учебные заведения, дирекции фестивалей и конкурсов. Результаты гастрольной работы театра не могут не поражать. За почти 35-летнюю историю труппа объездила почти всю Россию, представив свое искусство на многих престижных сценах (например, таких, как Кремлевский дворец, Концертный зал им. П.И.Чайковского, Концертный зал «Россия», РАМТ и театр «Новая опера» в Москве или Эрмитажный театр в Санкт-Петербурге). География заграничных поездок не менее впечатляюща: Великобритания, Франция, Швейцария, Испания, Польша, Болгария, Канада, Турция, Китай, Южная Корея, Монголия и др. И везде – неизменный успех и признание!
Казалось бы, все эти достижения могли бы заставить директора театра успокоиться и двигаться по уже проторенной дороге. Но он был из тех руководителей, которые, говоря канцелярским языком, не осваивают бюджеты, а создают конвертируемые продукты. Неслучайно для А. И. Алексеева отдаленной целью был не просто образ преуспевающего театра, но культурный центр, который объединил бы различные виды творческой деятельности: театр, концертную организацию, детскую танцевальную студию, научно-исследовательскую лабораторию, мастерскую по ремонту и изготовлению музыкальных инструментов, продюсерскую компанию. И этому центру, конечно, нужен был свой дом. К сожалению, этой смелой мечте не суждено было сбыться. Александр Иванович в последние годы лишь успел осуществить идеи, связанные с этнографическими исследованиями и организацией научных конференций, переезд театра на новую репетиционную базу, присоединение республиканской мастерской по реставрации и изготовлению музыкальных инструментов имени Василия и Марии Мохначевских. Также немало сил было вложено А. И. Алексеевым в привлечение к проектам Театра танца видных деятелей российской культуры: композиторов, художников, хореографов, режиссеров, мастеров музыкальных инструментов. Впрочем, даже этих результатов в совокупности с ежегодными постановками достаточно, чтобы говорить о его выдающемся вкладе в историю якутской танцевальной культуры, равно как и историю культуры России.
Для художника – продолжение его жизни в его произведениях. Для руководителя театра танца – в его делах. Александр Иванович Алексеев сделал столько за свою жизнь, что даже если продолжить хотя бы одно из его начинаний, память о нем не сможет угаснуть. Он жил для людей, для искусства, для своей родины. Вспоминаются слова главного героя одного замечательного советского фильма. Знаменитый ученый (в его роли выступил Николай Черкасов), подводя итог своей жизни, говорит: «Все остается людям». Александр Иванович Алексеев оставил нам то, чем мы еще долго будем гордиться, что будем помнить, за что будем ему неизменно благодарны.

Воробьев Игорь Станиславович, композитор, доктор искусствоведения, профессор Санкт-Петербургской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова,
автор музыки этнобалетов «Куллустай Бэргэн» и «Эрбэхчэй и Сааскылаана»

Подписаться
Уведомить о
guest
1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх