Прокуратура об ответственности за участие в несанкционированных публичных мероприятиях
В субботу 23 января по стране прокатилась волна несанкционированных публичных мероприятий. Что следует знать гражданам, участвующим в подобных мероприятиях?
Статей 31 Конституции Российской Федерации закреплено право граждан Российской Федерации собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикетирование. Порядок реализации данного права — правила организации и проведения публичных мероприятий детализированы Федеральным законом от 19.06.2004 № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях». Вопросы реализации отдельных положений названного Федерального закона на территории Республики Саха (Якутия) урегулированы Законом Республики Саха (Якутия) от 15.03.2013 1180-З N 1255-IV и подзаконными нормативными правовыми актами.
Согласно федеральному закона публичное мероприятие – это открытая, мирная, доступная каждому, проводимая в форме собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования либо в различных сочетаниях этих форм акция, осуществляемая по инициативе граждан Российской Федерации, политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, в том числе с использованием транспортных средств. Целью публичного мероприятия является свободное выражение и формирование мнений, а также выдвижение требований по различным вопросам политической, экономической, социальной и культурной жизни страны и вопросам внешней политики.
Организаторами митинга могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 16 лет, политические партии, другие общественные объединения, их региональные объединения и структурные подразделения.
Ими не могут быть лица: недееспособные или ограниченные в дееспособности; имеющие неснятую или непогашенную судимость за определенные преступления; дважды привлекавшиеся к административной ответственности за определённые правонарушения; общественные объединения, деятельность которых приостановлена или запрещена.
Публичное мероприятие может проводиться в период с 7 до 22 часов.
Организатор публичного мероприятия обязан подать в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта РФ или орган местного самоуправления (в зависимости от места проведения) уведомление о проведении публичного мероприятия не позднее, чем за 10 дней до его проведения.
Если уведомление не было подано в срок либо с органами власти не согласовано изменение места или времени проведения публичного мероприятия, организатор не вправе его проводить.
Уведомительный порядок обусловлен обязанностью органов власти и местного самоуправления, правоохранительных органов (ст.ст. 12-14 федерального закона) обеспечить соблюдение прав и законных интересов граждан, безопасность их жизни и здоровья (вне зависимости от того, принимают они участие в публичных мероприятиях или нет) при проведении публичного мероприятия, в т.ч. обеспечить общественный порядок в ходе их проведения и организовать оказание неотложной медицинской помощи на случай возникновения необходимости.
Нарушение установленного порядка проведения публичного мероприятия влечёт административную и уголовную ответственность.
Так, участие в массовом одновременном пребывании и (или) передвижении граждан в общественных местах, которые повлекли нарушение общественного порядка или санитарных норм и правил, нарушение функционирования и сохранности объектов жизнеобеспечения или связи либо причинение вреда зеленым насаждениям либо создали помехи движению пешеходов или транспортных средств либо доступу граждан к жилым помещениям или объектам транспортной или социальной инфраструктуры содержат состав административного правонарушения, предусмотренного ст. 20.2.2. КоАП РФ и влечет наказание в виде административного штрафа на граждан до 20 тыс. рублей, обязательные работы до 100 часов или административный арест до 15 суток.
Аналогичные действия, повлекшие причинение вреда здоровью человека или имуществу либо совершенные на территориях, на которых проведение публичных мероприятий запрещено, являются квалифицирующими признаками названного правонарушения и влекут более жесткое наказание.
Следует знать, что вовлечение даже одного несовершеннолетнего к участию в несанкционированных публичных мероприятиях является административным правонарушением (ч. 1.1 ст. 20.2 КоАП РФ) и обстоятельством, отягчающим административную ответственность (ч. 3 ст. 4.3 КоАП РФ).
За участие несовершеннолетнего в несанкционированном публичном мероприятии ответственность также несут его родители (законные представители) по ст. 5.35 КоАП РФ в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанностей по воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетнего.
За вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления либо действий, представляющих опасность для его жизни, предусмотрена уголовная ответственность организаторов незаконных мероприятий по ст. 150 УК РФ и ст. 151.2 УК РФ соответственно. За неоднократное нарушение установленного порядка организации либо проведения публичного мероприятия (ст. 212.1 УК РФ), организацию массовых беспорядков, оказание вооружённого сопротивления представителю власти либо за подготовку к ним или участие в них, а также за призывы к участию в них (ст. 212 УК РФ) предусмотрена уголовная ответственность с максимальными санкциями в виде лишения свободы. Ст. 267-1 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за совершение действий, угрожающих безопасной эксплуатации транспортных средств.
Отстаивайте политические права в соответствии с законом!
+7 (999) 174-67-82