Открылась выставка выпускников ЯХУ «Созидая прекрасное»
Сегодня в Мраморном зале Дома дружбы народов им. А.Е.Кулаковского открылась выставка дипломных работ отделения живописи Якутского художественного училища им. П.П. Романова «Созидая прекрасное».
Особенность этого года, да и прошлого, – в охватившей весь мир пандемии COVID-19, что усложнило процесс обучения в целом. Пришлось на ходу кардинально перестраивать и переводить обучение в режим онлайн. Даже порядок проведения защиты выпускных квалификационных работ до последней минуты стоял под вопросом. Лишь после разрешения Роспотребнадзора и министерства культуры РС (Я), после жесткого мониторинга состояния здоровья студентов и комиссии, она состоялась. Результаты впечатляющие! Почти все получили 5 баллов, две четверки и одна – удовлетворительно. В силу объективных обстоятельств, долгая болезнь и излечение не позволило посещать занятия этой студентке и достойно завершить дипломную работу.
Ежегодный отчет студентов в виде выставок дипломных работ – добрая традиция училища. Проводимые на разных творческих пространствах, таких как Национальный художественный музей РС (Я), Арт-галерея «Ургэл», Культурный центр СВФУ «Сергеляхские огни», в выставочном зале Комдрагметалл, выставочном зале декоративно-прикладного искусства «Симэх» в ДДН им. А.Е. Кулаковского, в выставочном зале ювелирной фирмы «Киэргэ» и Картинной галерее им. Н.М. Засимова в Покровске всегда привлекают не только самих участников, но и их родных и близких, а также интересующихся изобразительным искусством людей. Затем после жесткого отбора ряд работ попадут на региональные и всероссийские выставки студенческих дипломных работ. Такова парадигма выставочной деятельности художественных учебных заведений.
В этом году защищались выпускники под руководством С.П. Захарова, отличника культуры, преподавателя высшей категории, члена Союза художников России, выпускника Красноярского художественного института.
Представленные на выставке работы разнообразны по жанрам – историко-бытовые, бытовые, пейзажные и пейзажно-анималистические. Выполненные по канонам академической живописи, после долгих этюдных композиционных поисков, наконец завершены.
К пейзажно-историческим можно отнести картину Анастасии Андреевой «Весна в Мархе». Как известно, поселок Марха был основан скопцами, в панораме центр поселка, вдали построенные скопцами потемневшие от времени деревянные дома, каменная церковь. Общий теплый колорит и яркая зелень травы придают картине мажорное звучание. Неразрывность прошлого и настоящего убедительно передан через образы юных велосипедистов на первом плане композиции.
История о Кэт Марсден, английской сестре милосердия, приехавшей в 19 веке в Вилюйский улус, на собранные ею средства построили лепрозорий для прокаженных в Сосновке, известно многим якутянам. Чэмэлиинэ Чыларова прекрасно передала в сдержанном колорите атмосферу того времени, грамотно построила композицию, в передаче портретного сходства чувствуется неподдельный интерес автора к судьбе этой героической женщины.
Взаимоотношения родных и близких людей — отца и сына («Авиаторы» Егорова София), бабушки и внуков («У бабушки» Артамонова Сардаана) несут воспитательную ценность старшего поколения в общении с подрастающим.
«Библиотека» Петровой Сахайи – это сочетание бытового жанра и автопортрета. Девушка сидит за столом и читает книгу под светом настольной лампы. Мягкий свет, исходящий от лампы тонко нюансирован коричневато- охристым цветом, выявляя объемы и глубину пространства. Позади заполненные книгами шкафы, где стоит череп ворона – символ мудрости по якутским повериям.
К историко-бытовым жанру можно отнести сюжетную картину «В пути» Дьячковской Светланы. Показан традиционный переезд предков якутов с зимнего в летнее жилище — сайылык, который происходит, как правило, в Николин день. Через детали – передачу одежды многочисленного семейства, телеги, заполненной скарбом, запряженного быка и, наконец, главы семейства, стоящего справа, автор добилась аутентичности происходящего.
О жизненном укладе и быте якутов иллюстрируют работы «Мунха» Сивцевой Туймаады, «На опушке» Кобяковой Марианны и «В тени» Григорьевой Олеси.
К историко-пейзажному жанру относится картина «Лендлиз» Колесова Сергея, сюжет которой относится к периоду Великой Отечественной войны, когда по лизингу Соединенные штаты передавали самолеты Советскому Союзу. Маршрут пролегал с Аляски через Верхоянские хребты до Якутска, далее они летели до Красноярска, затем прямиком на фронт. Над горным заснеженным пространством, где идет оленевод с собакой, высоко в облаках пролетают самолеты.
В Промышленном округе города Якутска есть район, сохраняющий историческое название «Авиагруппа». Здесь долгое время стоял деревянный дом, где в суровые годы войны останавливались наши летчики-перегонщики самолетов по лендлизу. Видимо тогда, в редкие минуты отдыха и были написаны Романовым Петром Петровичем, основателем училища, портреты летчика Филюрина (1942) и лейтенанта И.В. Шумидуба (1943). Так, в одной точке, смыкаются интересы молодого и старшего поколения к истории республики.
Выставка будет работать до 16 августа.
+7 (999) 174-67-82