Опыт Северной Осетии-Алании в полилингвальном образовании для Якутии
Опыт Северной Осетии-Алании в полилингвальном образовании для Якутии
В Северной Осетии обучение на родном языке было приостановлено в 1963-1964 годах, что послужило причиной языковой регрессии – постепенной утраты родного языка у части населения. В связи с этим сегодня осетинская модель полилингвального образования призвана содействовать восстановлению межпоколенческой связи по передаче родного языка и национальной культуры
В целях развития межрегионального научного сотрудничества в области языкового образования ведущий научный сотрудник Центра изучения родных языков Академии наук РС (Я) (руководитель — доктор педагогических наук Феодосия Васильевна Габышева) Семенова Светлана Степановна была приглашена в Центр развития осетинского языка Института истории и археологии Республики Северная Осетия-Алания для участия в работе Международной научно-практической конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества».
Отметим, межрегиональное сотрудничество отнесено к числу важных ожидаемых результатов реализации Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (Указ Президента РФ от 19 декабря 2012 г. №1666). Оно является одним из ведущих направлений внедрения Концепции преподавания якутского языка, литературы и культуры в Республике Саха (Якутия) (распоряжение Правительства РС (Я) от 16 мая 2023 г. №387-р) и основных задач деятельности Академии наук Республики Саха (Якутия).
На пленарном заседании конференции Светлана Семенова выступила с докладом по теме «Научное сотрудничество в области полилингвального образования: прошлое, настоящее и будущее», где представила модели межрегионального научного сотрудничества, разработанные на основе ретроспективного анализа развития российской научной школы по формированию национально-русского двуязычия, современного состояния педагогических исследований в области полилингвального образования, перспектив их развития с учётом реализации Концепции государственной языковой политики Российской Федерации и социолингвистических ситуаций в республиках Саха (Якутия) и Северная Осетия-Алания.
Для изучения возможностей межрегионального сотрудничества между Якутией и Аланией в области полилингвальной модели поликультурного образования, специалист высшей научной организации Якутии ознакомилась с работой и научной деятельностью Центра развития осетинского языка Института истории и археологии РСО-Алания (руководитель — кандидат филологических наук Анжела Федоровна Кудзоева), лучшими образовательными практиками МБДОУ ЦРР «Детский сад № 95» (заведующая Томаева Зарина Хасанбековна) и ГБОУШИ «Аланская гимназия» (директор Царазонова Мадина Викторовна). Оба учреждения творчески реализуют программу, разработанную кафедрой ЮНЕСКО Северо-Осетинского государственного педагогического института под руководством доктора исторических наук, профессора Бзарова Руслана Сулеймановича, доктора филологических наук, профессора Камболова Тамерлана Таймуразовича, кандидата филологических наук, доцента Левитской Алины Афокоевны.
Модель полилингвального образования, внедряемая в Республике Северная Осетия-Алания, способствует формированию поликультурной личности, владеющей родным, русским и иностранным языками, являющейся полноценным носителем этнической, общероссийской и общемировой культуры. Рациональное распределение функций русского и родного языков, сочетание общегуманитарных и общероссийских знаний со знаниями о культуре, истории, этнографии народов России, их рациональное сопряжение в образовательном процессе создает поликультурную личность. В результате формируется личность, которая оставаясь носителем своей культурной традиции ощущает себя гражданином России.
Модель предусматривает обучение на осетинском языке по всем учебным предметам в 1-2 классах за исключением русского языка и литературного чтения, что обеспечивает закладывание первоначальных базовых знаний о мире на родном языке. При этом дети изучают русский и иностранный языки, готовятся к постепенному переходу на русский язык обучения. В 3-4 классах образовательный процесс ведется параллельно на обоих языках: прохождение новой темы — на осетинском языке, повторение пройденного материала — на русском языке. С 5 класса обучение осуществляется преимущественно на русском языке, при этом преподавание части учебных предметов остается на родном языке (родной язык, родная литература, музыка, изобразительное искусство, традиционная культура осетин, история и география Осетии). Обучающиеся таких школ становятся полноценными билингвами, владеющими родным и русским языками, а также за счет правильного использования последовательности языков обучения получают качественное общее образование. В Северной Осетии для таких школ созданы учебно-методические комплекты на основе интеграции этнорегионального, общероссийского и общегуманитарного образовательного материала на осетинском и русском языках.
Светлана Семенова вместе с руководителем Центра развития осетинского языка Анжелой Федоровной Кудзоевой по приглашению ГТРК «Алания» приняла участие в прямом эфире передачи «Республика», где наряду с подведением итогов X Международной научно-практической конференции «Полилингвальное образование как основа сохранения языкового наследия и культурного разнообразия человечества» были обсуждены модели языкового образования Республики Саха (Якутия) и направления сотрудничества в области науки и образования, в том числе по организации курсов повышения квалификации педагогов по полилингвальному и поликультурному образованию.
Информация и материалы, полученные в процессе профессионального общения с коллегами, будут использованы при проектировании оптимальных моделей организации образовательного процесса с учетом национальных, этнокультурных и региональных особенностей Республики Саха (Якутия), в том числе моделей организации полилингвального образования в рамках выполнения НИР по теме «Исследование состояния и перспектив функционирования языка саха и родных языков коренных малочисленных народов Севера в системе общего и среднего профессионального образования Республики Саха (Якутия)».
Смотрите Программу конференции по ссылке: https://disk.yandex.ru/d/EQ5bZYJL3QjxIA
Ссылки на видеоканалы и социальные сети Академии наук Якутии:
https://rutube.ru/channel/24490370
https://www.youtube.com/@alexpudoff
+7 (999) 174-67-82