Вчера мне вместе с семьей посчастливилось побывать на премьере в Большом театре в Москве оперы «Ньургун Боотур», созданного силами аж трех замечательных творческих коллективов: Государственного театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона, Государственной филармонии имени Г.М. Кривошапко, Театра Олонхо. Почему именно «посчастливилось»? А потому что билеты были раскуплены задолго до этого знаменательного дня. Да и в день спектакля лишние билеты спрашивали уже в метро и на подходе к новой сцене Большого театра. А еще «посчастливилось» потому, что это счастье побывать на великолепной опере великолепного режиссера Андрея Борисова.
Спектакль суперкрасочный, мощный по замыслу и воплощению. Шутка ли! На сцене было, наверное, больше двухсот человек! Все в костюмах невиданной красоты. Туйаарыма Куо — вся в светлом серебре, воины, богатыри в сверкающих доспехах, девушки-стерхи, которые легко произведут фурор на любом парижском подиуме, абасы с невероятными рогами за спиной, вороны с фантастическими крыльями, складывающиеся гармошкой. Богов и описывать не буду, одно слово. боги!!! Высокохудожественные декорации. Символ мира на сцене в виде солнечного огромного круга. Все это в постоянном движении. Причем каждый «кадр» этого спектакля можно превращать в картину, вешать на стену и любоваться всю жизнь.
А как играли артисты! Все «выдали» такие гармоничные образы, что и придраться не к чему. Но особенно понравились Егор Колодезников в роли Уот Усутаакы, могущественного богатыря Нижнего мира и Анегина Дьяконова в роли Кыыс Кыскыйдаан, сестры главного страшилы. Отрицательным персонажам полагается быть обаятельными…
Не знаю, существует ли такой жанр эпическая опера, но это действо — нечто выше простой истории о любви мужчины и женщины, и спасении от зла. Она о народе, который носит за спиною солнечные поводья, верит в трехслойность этого мира: нижнего, верхнего и серединного. Она о народном защитнике Ньургун Боотуре, который идет спасать Туйаарыму Куо не для того, чтобы на ней жениться и разбогатеть. Она о невероятной любви к людям, соплеменникам, Родине. Презрении ко всему низменному, грязному, противному. Она о силах правды, душевной чистоты. Она о красоте, которую следует беречь и спасать… Отсюда эпичность, мощь.
Мы с семьей из-за суровой необходимости вынуждены были переехать в Москву четыре года назад. Привыкшие к культурной атмосфере нашего любимого города Якутска, когда образованному человеку моветон пропускать хоть одну премьеру в наших четырех театрах и филармонии, мы, конечно, начали «обживать» московские театры. Побывали на всех значимых площадках. Билеты здесь недешевы, но благодаря ватсапской группе по распространению билетов, мы находим их со значительной скидкой. Например, были в партере Большого всего за 5 тысяч рублей на двоих.
И нам не понравилась столичная театральная жизнь!!! Очень стало много спектаклей, когда стараются осовременить классику. Артисты выходят в современных костюмах даже в опере, хорошо хоть не в джинсах и толстовках. Хотя кроссовки мы видели. Бедные декорации, бедное содержание. Вечное презрение к человеку, смакование низменности, мелких страстишек. Правят балом Богомоловы и другие, которые заставляют артистов кидать в публику тампоны…
Детские театры поразили своей убогостью. Ни костюмов, ни декораций, ни исполнительского мастерства. Избалованные нашими театрами мои дети в Москве зевают и просятся домой. Все повернулось к мюзиклам, коммерческим шоу, красочным, конечно, со спецэффектами. Но это не театр…
Театр – это ТЕАТР, храм! Нельзя, чтобы он «опускался» до зрителя. Он должен его духовно поднимать, уносить ментально от серых будней к высокому искусству. Как у Пушкина: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». «Чувства добрые» — ключевые слова.
Конечно, есть, наверное, в Москве шедевры, до которых мы не дошли. Надо бы их «откопать»… А то совсем печально.
И вот когда уедешь за восемь тысяч километров, тогда поймешь, насколько великолепные вещи делают у нас в театрах. Большое видится на расстоянии. Какие у нас талантливые люди! Не только режиссеры и артисты, но и художники по костюмам и декораторы. Оставайтесь такими же, не завидуйте столичным театрам! Вы лучше, это точно. Душевной теплотой и умением «чувства добрые» пробуждать. И опера «Ньургун Боотур» тому подтверждение.
С любовью,