Эксклюзив: Окрыленная мечтой Альбина Дегтярева

Воспоминания, судьба, благодарность

Были времена, когда хомус звучал в каждой якутской юрте. Но пронеслись столетия… Казалось бы, в эпоху технологий место хомуса среди музейных экспонатов. У многих других народов так оно и есть, однако судьба якутского хомуса сложилась иначе. Сегодня он переживает свой рассвет. Да, хомус сейчас звучит по-новому, но воспевает он по-прежнему красоты северного края, отражает, как и прежде мудрость, молчаливые мысли и самые светлые надежды народа Саха.

Своим возрождением национальный музыкальный инструмент обязан прекрасным, преданным и гениальным деятелям культуры, одной из которых  является заслуженная артистка Республики Саха (Якутия) Альбина Дегтярева.

В этот юбилейный ноябрь Альбина Михайловна принимает поздравления по двум знаменательным датам. 15 лет этно-группе «Айархаан» и 25 лет преподавательской, просветительской деятельности — четверть века с того самого дня, когда Альбина Михайловна начала закладывать зерна любви к хомусу в сердца самобытной молодежи. 

В преддверии юбилейного вечера спешим поделиться приятными новостями:  

  • открылась онлайн школа игры на хомусе – 30-тидневный практический курс виртуоза Мира Альбины Дегтяревой  http://khomusplay.tilda.ws/ ;
  • при поддержке Национальной библиотеки РС (Я) на глобальной интерактивной площадке «Академия культуры Google»  презентована виртуальная выставка «Мир Айархаан» https://artsandculture.google.com/exhibit/the-world-of%C2%A0ayarkhaan/2wLyV5RhQEfaKA?e=StellaAccess ;
  • 11 ноября «Айархан» стала  победителем музыкальной премии  Russian World Music Awards – 2019 в номинации «Лучший экспериментальный проект».   

И наконец,  23 ноября всех ценителей якутского Хомуса этно-группа «Айархаан» приглашает на творческий вечер «Хомус хомуhуна», который пройдет в Доме Дружбы народов им. А.Е. Кулаковского.  

Сегодня же мы приглашаем вас, уважаемые читатели, вспомнить вместе с нами музыкальную судьбу признанной Музы Хомуса Альбины Дегтяревой.

Рожденная под звуки хомуса

«Сколько себя помню, меня всегда тянуло к Хомусу», — начинает свой рассказ Альбина Михайловна. Она родилась в селе Кыргыдай Вилюйского улуса самой младшей из пятерых детей. Отец, Михаил Егорович Иванов был учителем начальных классов, преподавал труд и изобразительное искусство, мать  Анна Еремеевна  – долгое время работала то цеховым мастером, то ветеринаром, то бухгалтером в сельсовете. Хомус в этой творческой семье был не только почитаемым, бережно хранимым инструментом, но и своего рода традицией  общения. Не удивительно, что уже с двух – трех лет дети с удовольствием на нем играли, повторяя за взрослыми, учась друг у друга. Не стала исключением и маленькая Альбина.

Наша героиня признается, что не грезила стать артисткой, однако уже в юном возрасте она обнаружила в себе огромное желание заявить о волшебном, притягательном звуке хомуса всему миру. Наивная, детская мечта окончательно утвердилась после просмотра передачи «Радуга» по Центральному телевидению. Там выступали артисты со всех Союзных Республик, но к большому огорчению Альбины исполнителей из Якутии среди них не оказалось. Тогда девочка задалась вопросом, почему бы и народу Саха, не предстать на международной сцене во всей красе – в национальном костюме и украшениях, с тойуком и виртуозной игрой на хомусе. Этот порыв мог так и остаться в юношеских мечтах, если бы не внимание и поддержка родителей.

Так уже в начальных классах по просьбе своей первой учительницы Евдокии Гаврильевны Николаевой Альбина начинает обучать одноклассников и даже ребят постарше игре на хомусе.

«Все наши «уроки» проходили в игровой форме. Мы были очень дружны, по-пионерски серьезны и ответственны. Даже организовали группу хомусистов и выступали на школьных праздниках», — вспоминает о своих первых творческих шагах сегодня уже легенда этно-музыки.

Кружок хомуса Альбина продолжила вести и после окончания Кырдыгайской восьмилетки, перейдя в девятый класс Вилюйской средней школы № 1. Здесь она попала под крыло учителя якутского языка Павлины Даниловны Ивановой. О своем учителе Альбина Михайловна хранит самые теплые воспоминания:

«По жизни мне очень повезло с учителями. Все они люди большой души, щедрые и искренние. Помню, как встретила меня Павлина Даниловна – с распростертыми объятиями. Сразу помогла нам, юным хомусистам, организоваться в ансамбль. Сама она на хомусе не играла, но всегда давала дельные советы, устраивала репетиции и даже заказывала для всех нас костюмы. По тем меркам они были шикарны, оторочены заячьим мехом, очень аккуратные».

По зову сердца. Или нереализованный физик

В школе Альбина Михайловна училась на «отлично». В особенности она была сильна в точных науках и слыла главной надеждой учителя по физике Егора Афанасьевича Мандарова. Того самого, который сегодня известен как один из лучших в мире кузнецов — мастеров хомуса. Каково же было его удивление и даже сожаление, когда в 1983 году перспективная выпускница, проигнорировав  престижный центральный вуз, поступает в ЯГУ на отделение якутского языка.  

«Тогда все считали, что якутский язык угасает и корили меня за этот выбор. Переубеждали практически все, все кроме родителей. Они знали, какая сила движет их дочерью. Во мне горела жажда знаний. Мне было необходимо изучить фольклор и этнографию родного народа, углубиться в исконный якутский язык, мыслить, говорить, писать, чувствовать и передавать эмоции по-якутски. Помимо учебы я много занималась саморазвитием и все больше утверждалась в мысли, что якутскому народу для поднятия духа, развития самосознания и сплочения необходим музыкальный символ. Этим символом я видела и вижу Хомус»,  — делится мыслями Альбина Михайловна.  

Во время учебы в университете Альбину принимают в ансамбль хомусистов «Алгыс». С Иваном Алексеевым – Хомус Уйбаан будущая артистка заочно была знакома еще с детства, так как Иван Егорович был учеником ее отца. Она с большим интересом следила за творчеством легендарного земляка и теперь была счастлива работать, выступать и развиваться в коллективе  виртуозов. Как вспоминает наша героиня, выступления «Алгыс» основывались на блестящей импровизации, которая рождалась, сочинялась и происходила прямо на сцене.

Здесь Альбина открыла для себя новые грани и поистине безграничные возможности любимого инструмента.   И чем больше она играла, тем сильнее ее одолевали идеи и размышления о развитии музыки хомуса. Постепенно Альбина приходит к мысли о создании полноценных сюжетных композиций. Тогда это было совершенно новое веяние, так до Альбины Дегтяревой еще никто не играл.

После университета молодую хомусистку вновь ожидает судьбоносная встреча. Альбину Михайловну приглашают в только открывающийся Музей Хомуса. Здесь  она  знакомится с выдающимся деятелем науки, культуры и образования Ксенофонтом Дмитриевичем Уткиным,  который в последующем оказал большое влияние на ее дальнейшее творческое и профессиональное развитие. Сразу несколько известных композиций Альбины Дегтяревой  навеяны работами Ксенофонта Дмитриевича. Это «Кудай Бахсы», написанный после прочтения книги «Черная металлургия якутов»,  «Урун кыталык»(«Белый стерх»), «Джесегей Айыыга Сугуруйуу» (Посвященное покровителю лошади Джесегей).

Счастливая мама

Первые годы творческого пути молодой Альбины также связаны со счастливым моментом рождения детей. Их у нее трое — сын Алгыс, названный в честь легендарного ансамбля и дочери двойняшки Туйаара и Нюргуяна.

«Разница между сыном и дочерьми всего год, поэтому все думали, что в семье подрастает тройня. Дети у меня с малых лет очень самостоятельные и ответственные. Бывало, приедешь поздно вечером с выступлений, а у них уже и тесто на пирожки готово, и дома порядок», — рассказывает Альбина Михайловна.

Сидя дома, Альбина Михайловна много шьет и даже участвует и побеждает в республиканском конкурсе модельеров «Саhар5а». Кстати, первые стилизованные наряды для будущего «Айархаан» были созданы именно в те годы. В последующем в создании костюмов помогала мама артистки Анна Еремеевна Иванова – народная мастерица. Сегодня ей 86 лет, она все так же поддерживает свою дочь, нянчится с правнуками и как в давние времена хоть и редко, берет-таки в руки любимый инструмент — хомус.

Но вернемся в далекие 90-е годы. Как и многим другим семьям, Альбине с детьми приходилось непросто. В такие моменты она говорила  детям, что все трудности преодолимы, что надо ставить цели и идти к ним. Дети наставления матери усвоили хорошо. Дочери с красным дипломом окончили Московский Финансово-промышленный университет, живут и работают в Москве. Сын также имеет красный диплом — Инженерно-технического факультета СВФУ, живет  с семьей в Якутске. И вот последние 7 лет Альбина Михайловна носит почетное звание самой лучшей и самой красивой бабушки в мире! Внуки Ча5ыл и Мичил так и зовут ее «Учугэй эбээ».  

Педагог и просветитель

Вдохновленная поддержкой старших коллег, движимая идеей пропаганды хомуса, в 1994 году Альбина Михайловна начинает свою преподавательскую, просветительскую  деятельность. К тому времени дети окрепли и пошли уже в школу. У нее появляется возможность работать сразу в двух кузницах национальных кадров – в Высшей школе музыки (далее ВШМ) и Якутском музыкальном колледже им. М. Н. Жиркова. С благодарностью Альбина Дегтярева вспоминает своих наставников заслуженного артиста РСФСР  Гаврила Гаврильевича Колесова и заслуженного работника культуры РСФСР, отличника профессионального образования РС(Я) Василия Афанасьевича Босикова.

Годы работы в стенах ВШМ и Музыкального колледжа для Альбины Михайловны стали одними из самых плодотворных. Здесь она осуществляет главную миссию – передает свои знания, делится опытом, много экспериментирует и самое главное — увлекает за собой новые поколения, прививая любовь и уважение к хомусу. В талантливой  молодежи эта одухотворенная женщина и сегодня видит продолжение счастливой судьбы любимого инструмента.

Тогда, двадцать пять лет назад начало преподавательской деятельности Альбины Михайловны совпало со временем подъема национального самосознания. Это выражалось в стремительном повышении интереса к традициям и ценностям предков, фольклору и культурному наследию. Несомненно, новую волну будущая Муза Хомуса встретила во всеоружии.

Идей у молодого преподавателя оказалось немало. Она учила детей не просто играть на хомусе, а передавать эмоции, рассказывать истории, говорить на языке природы. Каждый раз материал преподносился по-новому – то это было классическое Болеро Равеля, то якутский кылысах и скороговорки в переплетении с роком… и во всех жанрах главная партия оставалась за хомусом.

Вскоре занятия по варгану стали популярны среди всех учебных отделений ВШМ и Колледжа. Во время преподавательской работы появились первые полноценные композиции на хомусе, было написано множество стихов, которые вошли в авторский сборник «АйЫллыы» (2014) и, наконец, сформировался фирменный музыкальный стиль Альбины Дегтяревой.

Вот как вспоминает минувшие годы наша героиня:

«С утра, когда я приезжала в ВШМ дети уже ждали меня на остановке, многие из них тоже стали писать стихи. Они были начирканы на маленьких клочках бумаги, обрывках салфетки, журналов. По пути в школу мы их читали, дети наперебой рассказывали новости. Помню, маленькая пианистка Ольга Подлужная  говорила: «Вы настоящая Туйаарыма Куо, вот и я когда вырасту тоже стану якуткой», —  ну как тут не вдохновиться».

Страсти вокруг варгана

За время работы с творческой молодежью у Альбины Михайловны было  сразу несколько проектов:  «Уолан», «Ситим», «Мичийэ» в Высшей школе музыки, «Телке», «Кылысах», этно-рок группа «Абстракция» в  музыкальном колледже. И вот в 2004 году группа студентов  «Кылысах» (который в том же году переименовали в «Айархаан») в составе 13 человек получили первую награду – Гран-при престижного Международного фестиваля «Саянское кольцо», председателем жюри которого был Артемий Троицкий. После победы на этом фестивале молодой коллектив стали узнавать и приглашать не только на все республиканские мероприятия, но и за пределы республики, появились первые заграничные поездки.  В первом составе Айархаан были Юлиана Кривошапкина — Дьуруйээнэ, Варя Степанова – Арчыына, Николай Борисов. В том же 2004 году группа «Айархаан» покидает стены Колледжа культуры и уже как первый профессиональный коллектив хомусистов входит в состав Государственного театра эстрады.  

С тех пор этно-группа «Айархаан» у всех на устах и по праву признана «Легендой этно-музыки». С легкой руки Альбины Дегтяревой хомус занял свою крепкую позицию не только на ниве якутской эстрады, но и далеко за ее пределами.  Круглый год помимо выступлений на родине группа выезжает в самые разные уголки планеты, где ее ждут многочисленные поклонники. Япония, Америка, Китай, Англия, Голландия, Дания, Австралия, Новая Зеландия, Бельгия, Швейцария, Австрия, Дубай, Германия, Казахстан – сложно перечислить разные страны на всех пяти Континентах. Последние 10 лет «Айархаан» живет в режиме плотного гастрольного графика.  

В разное время «Айархаан» дал успешный  творческий старт молодым тогда еще никому не известным талантам Ольге Подлужной – Уутай, Алисе Саввиновой, Надежде Аргуновой,  Айсену Аммосову, Артуру Семенову – Тон Саха, Наташе Федоровой — Сайдыкуо, Василене Шариной и многим другим.

Сегодня в составе этно-группы «Айархаан» выступают замечательные артистки — отличник культуры Республики Саха (Якутия) Амгаяна  Нестерева и отличник культуры Якутии, хомусист-импровизатор лучезарная Нарияна Ренанто. Обе солистки с детства увлечены народным фольклором и хомусом, любовь и тягу к которому воспитала в них наставник и художественный руководитель Альбина Дегтярева.

Есть среди учеников и те, кто продолжает просветительское дело своего наставника. Многие являются руководителями успешных творческих коллективов. Это Вероника Лыткина, Айталина Заборовская, Никита Семенов, Николай Борисов, и, конечно же, Варвара Степанова – Арчыына, которая в тесном сотрудничестве с Альбиной Михайловной ведет класс хомуса в фольклорном отделении Якутского музыкального колледжа им М.Жиркова. 

Согласитесь, школу хомуса «Айархаан» – впору назвать «Фабрикой звезд» для начинающих исполнителей. Мы являемся свидетелями восхождения всех звездных учеников Альбины Дегтяревой. К сожалению, некоторые из них, достигнув успеха и славы, успели «позабыть»  своего учителя, не называют ее имени даже при исполнении ее же авторских произведений. Возможно, виной излишние амбиции, максимализм или гордыня… Думаю, это не может не огорчать Альбину Михайловну. Однако наша героиня хранит мудрое молчание и никого не спешит осуждать, обосновывая свое решение тем, что все ее ученики когда-то были для нее детьми, которых она сама благословила в добрый путь. Альбина Дегтярева бескорыстно и преданно выполняла свою главную миссию, ни от кого не требуя взамен благодарности или награды. Наверное, таких и называли раньше бессеребрянниками.

Одно можно сказать точно, эта гениальная женщина счастлива тем, что внесла и неустанно вносит свою лепту в продолжение прекрасной музыкальной судьбы хомуса.

Кстати, Альбина Дегтярева вместе с выдающимися коллегами Иваном Алексеевым Хомус-Уйбаан и Спиридоном Шишигиным представлена в книге рекордов Гиннеса, как руководитель-запевала  самого большого в мире ансамбля варганистов. Это был 2011 год, с которого и начались славные рекорды участников Ысыаха Туймаады.

А в 2015 году Альбина Михайловна  впервые выступила как изобретатель. По ее эскизу известные мастера Иван Колодезников – Урун Уус и Герман Бурцев – Кэрэмэн Уус изготовили эксклюзивный варганный инструмент «Кынаттыыр Хомус» («Окрыляющий Хомус»). Авторство закреплено Международным патентным бюро «Global Patent».    

Вот такая она с виду хрупкая, но сильная духом Муза Хомуса Альбина Дегтярева. Впереди у нее новые цели — новые проекты и, возможно, уже  в недалеком будущем на земле Олонхо распахнет свои двери Дом любимого народного инструмента – Театр Хомуса.

Дорогая Альбина Михайловна, желаем вам сил и терпения, вдохновения жить, творить и воплощать идеи в жизнь! Пусть ваша прекрасная музыка Хомуса продолжает окрылять тысячи и тысячи сердец на добрые дела!

С юбилейными датами!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх