Site icon SAKHALIFE

Однажды в «КИНОЗАВОДЕ» 15 лет назад: Беседы под зонтом о «ПРИЧУДАХ ДОЖДЯ»

С Сергеем Потаповым и Валерием Караваевым  

Сегодня отмечает свой юбилейный день рождения заслуженный деятель искусств Якутии, именитый и титулованный мастер сцены и экрана — режиссёр театра и кино Сергей Потапов. Он же — знаковая личность, стоявшая у истоков независимого якутского кино. Его остросюжетная драма «Любовь моя» в 2004 году буквально взорвала кинозалы, всколыхнула зрителей и вдохновила десятки молодых людей с камерой в руках, решивших раз и навсегда посвятить себя искусству кино. Затем был беспокойный фильм «Тыын» (Дыши) в 2006-м, а спустя два года Сергеем Потаповым был соткан любопытнейший короткометражный фильм

                          «CAPRICES OF RAIN» (Причуды дождя)

…И вот здесь мы остановим бег времени. Ход дальнейших событий и свершений в творческой биографии мастера нам известен. Часто в своих многочисленных интервью Сергей Потапов повторяет одну и ту же мысль о том, что для творческого человека самое важное и трудное – это сохранить в себе ребенка, сквозь годы и обстоятельства, любые перипетии судьбы оставаться самим собой.

    Не так давно, копаясь в архивах некогда популярной телепрограммы «Кинозавод» на НВК «Саха», я обнаружила чудом сохранившийся один из самых удачных выпусков передачи от 22 мая 2010 года, далеко не по-совдеповски скроенный. (Режиссер – Константин Данилов, CG-дизайнер Алексей Татаринов)

     Немного предыстории о сьемках. Пригласили мы Сергея Потапова на интервью под открытым небом. Это было главным условием – герой должен видеть небо и чувствовать себя свободным. «А можно я не один приду, а с коллегой-режиссером? Он гость из Москвы, интересная личность!» — Возражений не было. Это даже лучше и комфортнее для беседы. Погода внесла коррективы. Ливнем полил дождь и надолго. На наше счастье, изобретательный Георгий Николаев – менеджер кинотеатра «Лена» предложил сохранить небо в кадре путем перемещения локации на балкон кинотеатра. Организовали что-то вроде мини-кафе под зонтом. Все гармонично совпало: И тема, и шум дождя за кадром, и присутствие неба в кадре. Совпало и то боевое настроение, с которым пришли на сьемки Сергей Потапов со своим коллегой Валерием Караваевым – преподавателем актерского мастерства Российской академии театрального искусства, позднее основателем театральной школы Karavaev Lab.

   Предлагаю читателям попутешествовать во времени, влиться в атмосферу того выпуска «Кинозавода» в текстовом формате, сравнить того Сергея Потапова образца 2010 года с нынешним, а затем дознаться, справляется ли мастер с самым важным и трудным в своем творчестве – оставаться самим собой.

 Валерий Караваев: Вот приезжаешь в Якутск, никого не знаешь. И тебе говорят, есть у нас талантливый режиссер Сергей Потапов. Мы познакомились как-то и пару недель не созванивались вообще. Потом Сережа мне позвонил и говорит: Что сидишь? Давай вылезай из конуры своей. Пойдем сходим куда-нибудь. Мы встретились, стали общаться. И Вы знаете, у меня такое впечатление, что я Серегу знаю уже миллион лет. У нас не всегда могут совпадать мнения, и это прекрасно. Мне нравится, приятно с ним общаться, и эту дружбу мы будем продолжать независимо от того, буду я сюда приезжать, не буду.

Альбина Данилова: И независимо от погоды вы встретились, чтобы поговорить о «Причудах дождя». Не находите фильм несколько минорным?

Сергей Потапов: Я думаю, что солнечная атмосфера моему фильму сопутствует. Сейчас идет дождь, и в моем фильме тоже идет дождь. Хотя нужно сказать, что мы, когда снимали кино, не планировали дождь. У нас были совсем другие цели, совсем другие «хотелки». Но так получилось, что начал капать дождь. Он лил сильнее и сильнее… периодически ослабевая. И мы, как талантливые люди, (смех) решили пристроиться под этот дождь и пошли ему навстречу. В итоге у нас получился очень странный фильм. Этот дождь сделал фильм сильнее. Он все более акцентировал. Хотя, мне кажется, снимать кино – это такое мистическое дело. Иногда такие случаи бывают, когда все эти непредвиденности надо брать, принимать, не враждебно, а как-то наоборот, приветствуя, и использовать во благо фильма. Это фильм ни о чем.

Караваев: Наконец-то появились фильмы ни о чем.

Потапов: Я хотел давно снять такое кино.

Данилова: Один из зрителей озвучил такую версию. Это волчица превратилась в девушку, и оказалась на асфальте. Есть такие древние предания у якутов: если вдруг на дороге появляется девушка незнамо откуда, то это призрак или оборотень. А я считаю, что фильм о чем-то неведомом, которое существует параллельно, но мы не знаем, что это и как его назвать.

Караваев: Один мой учитель здорово определил назначение искусства театрального. Я думаю, оно подходит и для кино. Он сказал: «Задачи театра – обнаруживать связи, но их не называть!» Мне кажется, в этом фильме Сергею удалось обнаружить связи какие-то. Связи обычной повседневной жизни с каким-то тонким, не хочу употреблять слово «мистическим», но с чем-то действительно невидимым, непонятным – предчувствием чего-то. …Если это назвать как-то прямо в лоб, оно сразу улетучится. Мне понравился фильм тем, что в этой атмосфере эта невидимая связь, она абсолютно реальна.

Потапов: Каждый зритель увидел в этом фильме что-то свое. Хотя я экспериментировал и с пространством, и со временем. Там присутствуют символы о понятиях «увидеть» и «услышать». Там молодой парень, он же не видит, что идет дождь, хотя сам он под дождем. Потом, когда эта девушка акцентирует свой взгляд на дожде, тогда только он обнаруживает и видит, что оказывается, идет дождь. Иногда мы не видим то, что рядом происходит.

Данилова: Я чувствую, что ты взрослеешь…  

Потапов: На самом деле, я не хочу взрослеть. Думаю, если ты в искусстве, то надо быть ребенком. Со временем это ощущение куда-то уходит, но ты изо всех сил стараешься, будучи уже маститым режиссером, в работе над спектаклем или кино это не выплеснуть из себя.

Данилова: К тебе ненароком приклеился ярлык «Король эпатажа». Как ты к этому относишься?  

Потапов: Я такой, какой я есть. Во мне на самом деле сидят несколько монстров.  В голове очень много тараканов. Иногда, кто-то из них — монстров побеждает. Я делаю одно кино, потом я могу делать совсем другое, третье кино. На самом деле «Причуды дождя» я посвятил итальянскому неореализму. Это совершенно иной тип драматургии с детальным описанием среды обитания, практически документальное кино со своим ритмом без привычных сюжетных интриг.

Все мои друзья смеются и говорят: А причем здесь итальянский неореализм? А я им в ответ: А вы видели эти старые итальянские фильмы? Там ведь до сих пор говорят, тоже иногда что-то «не попадает». Некоторые сцены в «Причудах дождя» я посвятил тому же Роберто Росселини — «Рим открытый город», Витторио де Сика – «Похитители велосипедов». Кинокритик и киновед Андрей Плахов одним из первых уловил в моих фильмах именно эти нотки. Кто не знает историю мирового кино, тот и не считывает скрытые смыслы картины и воспринимает ее, как обычный бытовой сюжет.  

Караваев: Сергею повезло, во-первых — учиться у такого великолепного мастера, как Марк Захаров. Фильмы Захарова театральны, да. Но они органично театральны. Вот у Сергея какая-то другая судьба в этом отношении. Это интересно и здорово, когда театральный человек может равносильно и равноценно заниматься кино. Обратите внимание, в российском кинематографе по моим наблюдениям в последнее время на всякого рода кинотаврах и международных кинофестивалях, везде – главные призы завоевывают театральные люди: Звягинцев, Вырыпаев, Сигарев. Посмотрите, это все театральные режиссеры-драматурги. Почему? Они гораздо глубже и тоньше с одной стороны, радикальнее и смелее в отношениях с кинематографом. У них нет груза ответственности в хорошем смысле этого слова. У них больше возможностей быть свободнее, что ли.

Данилова: В Якутии снежным комом разрастается так называемый кинобум. У нас кино хочет снимать чуть ли не каждый третий житель республики. С одной стороны – это здорово, с другой – наблюдается очень много любительства. Как это пережить?

Потапов: Я думаю, что это хорошо. Пускай снимают. Я понимаю ситуацию. Раньше кино было такое дело, куда не каждый мог влезть. Это была такая своего рода закрытая тема, зона высокого искусства. Сегодня у каждого есть цифровая камера, программа, компьютер. И вот эти границы сегодня стерлись. Многие возмущаются по этому поводу, дескать, «хромокейщину» развели… Я думаю, особенно нам в Якутии не надо ставить какие-то границы. Надо снимать, снимать и еще раз снимать… Вначале все равно должна быть очень большая вода — со всеми осадками, слякотью, как сейчас льется на нас с неба вода. А потом мы будем отмывать в ней золото, бриллианты находить. Они засверкают, когда эта вода уйдет.  

Данилова: Что вам нравится в тенденциях развития российского кино?  

Потапов: Мне ближе авторское кино, которое говорит о художнике и человеке. Вот мы воспринимаем Америку исключительно, как Голливуд. А там тоже существует авторское кино, и очень мощное. Они это снимают у себя на родине, и люди его смотрят, и любят смотреть. Вот мы с Валерой обсуждали тему: как приобщать людей к искусству? Валера говорит: Надо их просто брать за шкирку и тащить куда-нибудь. За книжку посадить насильно, чтоб читали то-то и то-то. Или настоятельно смотрели именно эти авторские фильмы вместо попкорновых. Согласен. И мне кажется, потом со временем они войдут во вкус, им это даже понравится. Авторское кино станет привычным досугом.

Данилова: Давайте помечтаем. Каким будет кино будущего? Лет через десять — пятнадцать?  Какие прогнозы?

Караваев: Трудно сказать. Во всяком случае я понимаю только одно. Например, когда только возникла компьютерная графика, сколько было разговоров, что скоро артист, как явление, исчезнет, умрет и никому не будет нужен. По-прежнему он нужен. Сейчас появились 3D технологии: насколько совершенные образы созданы в фильме «Аватар» – и опять разговоры, что эта угроза существованию артистов. Не думаю я так, что все это исчезнет. Усовершенствуются лишь поэтические средства, инструменты создания кинематографических образов, а удивительные фильмы с удивительными актерами останутся в цене.

Потапов: Мечтаю и уверен в том, что и экран будет другим. Лет через 10-15 мы будем смотреть фильмы… на небе. У зрителя будет больше доступа к кино, больше выбора и масштабов просмотра с различными индивидуальными настройками.  Больше свободы!

Читайте так же Сергей Потапов накануне премьеры о своем мистическом триллере «Моя девочка»

«Неправильный» фильм Сергея Потапова получил главный приз на кинофестивале «Горький Fest»                                                  

Exit mobile version