ПУГАЛО
Старт проката в кинотеатрах РФ — 25 февраля
Россия 2020, 72 минуты
Жанр: драма, мистический триллер
Режиссер, сценарист, продюсер (Bonfire Production): Дмитрий Давыдов
Оператор: Иван Семенов
Монтаж: Степан Бурнашев
Звукорежиссер, композитор: Сергей Ярмонов
Художник: Тамара Иванова
В ролях: Валентина Романова-Чыскыырай, Анатолий Стручков, Артур Захаров
СИНОПСИС Она — знахарка и отшельница. Ее ненавидят взрослые и боятся дети, но если случилась беда, она — единственный шанс на спасение. Для нее этот дар — проклятие, однако мрачная тайна, сокрытая в прошлом, заставляет ее помогать людям снова и снова.
ФЕСТИВАЛЬНЫЕ НАГРАДЫ
Триумфатор кинофестиваля «Кинотавр»: Лучший фильм, Лучшая женская роль, Приз гильдии киноведов и кинокритиков
Приз зрительских симпатий Международного кинофестиваль стран АТР «Меридианы Тихого»
Приз международного кинофестиваля Tromsø IFF (Норвегия)
Кинопрокатная компания «Про:взгляд» и журнал «Искусство кино» выпускают фильм-победитель «Кинотавра»-2020 в широкий российский прокат 25 февраля. Фильм «Пугало» впервые на «Кинотавре» представил в национальном конкурсе якутскую кинематографию и удостоился главного приза. Также лента получила приз Гильдии кинокритиков России и приз в номинации «Лучшая женская роль». Для Валентины Романовой-Чыскыырай, заслуженной артистки Республики Саха, роль в картине стала дебютной. Это серьезный прорыв для индустрии: якутский самобытный кинематограф получил должное признание, а сам феномен якутского кино стал предметом широкого обсуждения.
«Пугало» — мистическая драма о знахарке, которая живет в якутской деревне. Все жители деревни сторонятся и боятся ее, но тайком по ночам спешат к ней домой. Ведь только она может избавить их от болезней. А для нее это — проклятие, она каждый раз клянется, что не будет больше помогать людям, но каждый раз не может им отказать. Она знает, что ее дар когда-нибудь ее погубит, но продолжает быть для людей единственным шансом на спасение.
Эта картина – третья полнометражная работа Дмитрия Давыдова, в которой он также выступил продюсером и сценаристом. Это образец независимого кинематографа с бюджетом на производство в полтора миллиона рублей, а сам Дмитрий Давыдов – один из лидеров арт-кино в Якутии. Его фильмам свойственна ориентация на местный контекст — и в камерности историй, возведенных языком кино до масштаба универсальных, и в привлечении непрофессиональных актеров, часто артистов любительских театров. Съемочные группы также состоят исключительно из якутских кинематографистов. В 2014 году его первая полнометражная работа «Костер на ветру» попала более чем на 20 международных фестивалей, а 2019 Дмитрий выпустил на территории Якутии фильмы «Река» и «Нет бога кроме меня», которые имели также и фестивальный успех. Покорив и жюри, и критиков, и зрителей, картина «Пугало» стала не только главной сенсацией фестиваля, но и одним из самых ожидаемых фильмов всего российского проката.
АНТОН ДОЛИН, главный редактор журнала «Искусство кино», отмечает: «Пугало» абсолютно самобытно по киноязыку – суровому, тяготеющему к монохромности, но предельно далекому от противоестественного любования уродством и бедностью, в ересь которого нередко впадает российское фестивальное кино. Мир «Пугала» безусловно красив пугающей, первобытной красотой, и это в равной степени касается природы (стихия фильма – снег), интерьеров и удивительных лиц актеров, среди которых, как всегда у Давыдова, есть и непрофессионалы. Нам хочется верить, что «Пугало» станет одной из причин, по которой зрители захотят вернуться в кинотеатры и попробовать на себе магию, поразившую жюри «Кинотавра».
ДМИТРИЙ ДАВЫДОВ, режиссер фильма: «В глобальном смысле «Пугало» — история о жертвенности. Идея снять об этом фильм зрела во мне 10 лет. Сначала я просто пытался написать рассказ о знахарке, думал над этим, а потом забыл, переключился на другие проекты. Но в 2019 году вернулся к своей мысли – время пришло.
Главную героиню фильма тяготит внутренняя трагедия. Но несмотря на дар исцелять других, себе она помочь не может. Единственный путь к спасению от грандиозного стресса и попыток заглушить боль – самопожертвование. Перед нами встает вечный вопрос: жить самому, чтобы было спокойно и комфортно, либо заботиться о других. Вот только отдать себя другим придётся полностью: страх односельчан перед необъяснимым даром Пугала делает их безжалостными. Общество жестоко отвергает заблудшего, потому что не способно понять истоки его нелюдимости.
Я поддерживаю ценность общих понятий справедливости, чести, совести, при этом в моих фильмах нет выраженных антагонистов. Нет плохих и хороших, у каждого свой взгляд на вещи. Необходимо всего лишь умение слышать друг друга. Но чем ближе к развязке, тем Пугало молчаливей — а потом наступает полная тишина».
О ФЕНОМЕНЕ ЯКУТСКОГО КИНО. Кино Республики Саха – редкий пример системно функционирующего локального кинематографа. Важно, что в Якутии снимают именно этническое кино. Фильмы с разной периодичностью производятся и в других национальных субъектах РФ: в Бурятии, Чувашии, Татарстане, где преобладает кино региональное – фильмы на русском языке, ориентированные на столичные или голливудские образцы, но с местными актерами и «краеведческим» антуражем. Этническое же кино делается на родном языке, для национальной аудитории, оно основано на архетипах традиционной культуры, в каком бы жанре картина не была снята: комедия, ужасы, мелодрама. Уникальность якутского феномена во многом объясняется географическими и демографическими факторами. Республика Саха и сейчас остаётся своеобразным «островом»: железнодорожные ветки обходят её центр стороной, в Якутск можно добраться только по воздуху, что тормозит потоки миграции, так что народ саха относительно монолитен, что позволяет сберечь самосознание и язык (Сергей Анашкин, журнал «Искусство кино»).
Стоит заметить, что в Якутии в целом очень высокая производительность: только в 2020 году, на фоне пандемии, произведено 28 фильмов, ещё 20 – в процессе съемок на данный момент. Здесь сложно привлечь внимание публики западным блокбастерам и российскому кино. Местный продукт более востребован как раз потому, что в этих фильмах говорят на родном языке, в знакомом контексте и в понятном проблемном поле. Любопытно, что большая часть якутских фильмов снимается без государственной поддержки. Обычный цикл производства фильма в Якутии: оформить кредит, снять фильм, выйти в местный прокат и полностью окупить затраты. При этом зачастую у якутских фильмов больший фестивальный успех, чем у проектов, поддержанных Министерством культуры.
СМИ О ФИЛЬМЕ
Colta — Вероника Хлебникова
«такого кино у нас не появлялось много лет»
Buro 247 — Гордей Петрик
«фестивальное сокровище»
Esquire – Егор Москвитин
«эта внешняя лаконичность и сухость и бесконечная внутренняя щедрость — и есть приметы якутского кино, которое уже давно у всех на устах, но так и остаётся загадкой»
«абсолютно справедливая победа на Кинотавре»
Forbes — Егор Беликов
«пока что это единственный фильм Кинотавра, о котором по-настоящему хочется разговаривать»
МК — Светлана Хохрякова
«лучший фильм, каким может гордиться российское кино»
Kino-teatr – Мария Токмашева
«повествование, перемежающееся юмором столь естественным, сколь и контекстуально неожиданным, удивительная органика с совершенно не преднамеренными своими цитатами из «Чучела» Быкова или «Кочегара» Балабанова»
Сеанс – Василий Степанов
«лаконизм стиля, в котором чувствуется благородство вестерна, со свойственными жанру древними романтическими конфликтами греха и воздаяния, таланта и неизбежной платы за него»
Новая газета — Лариса Малюкова
«событийное, непредсказуемое, живое кино»
«исполнительница вулканической роли Валентина Романова-Чыскыырай — главное открытие, магнит фильма»
GQ — Елена Смолина
«настоящий маленький шедевр»
«блестяще работает с жанром и при желании легко могло бы быть сериалом HBO»
Meduza — Антон Долин
«фильм-аутсайдер, фильм-чудо, фильм — белая ворона»
«кажется даже слишком необычным и талантливым, чтобы быть оцененным по достоинству»
СОЗДАТЕЛИ КАРТИНЫ, БИОГРАФИЯ И ФИЛЬМОГРАФИЯ
Дмитрий Давыдов – режиссер, сценарист и продюсер
Дмитрий родился в Республике Саха (Якутия) в 1983 г. Получил образование учителя начальных классов. Вернулся работать в родное село, где организовал подростковый клуб. До недавнего времени работал школьным учителем. Параллельно он снимал любительские ролики и небольшие игровые фильмы. Спустя время Дмитрий написал сценарий своего первого полнометражного фильма «Костер на ветру» и в 2014 году снял его. Фильм вышел в 2016 году и был представлен на более чем 20 международных кинофестивалях. В 2019 году Дмитрий выпустил фильмы «Река» и «Нет бога кроме меня».
Фильмография: Костер на ветру (2016), Река (2019), Нет бога кроме меня (2019).
Иван Семёнов – оператор
Иван родился в 1984 году в селе Уолба, Таттинский улус, Республика Саха (Якутия). Выпускник операторского отделения факультета экранных искусств Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения, мастерские Иннокентия Ивановича Аммосова (Якутск) и Эдуарда Александровича Розовского (Санкт-Петербург). Оператор национальной вещательной компании «Саха». В кино с 2007 года.
В фильмографии Ивана 30 картин. В качестве оператора принял участие в создании трех предыдущих фильмов Дмитрия Давыдова: «Костёр на ветру» (2016), «Река» (2019), «Нет бога кроме меня» (2019).
Сергей Ярмонов – звукорежиссёр и композитор
Родился в 1972 году в поселке Никель Мурманской области. Выпускник Санкт-Петербургского университета телекоммуникаций им. пр. Бонч-Бруевича. С 1996 года по настоящий момент звукорежиссёр ГБУ НВК «Саха».
В фильмографии Сергея более 20 картин. В качестве звукорежиссера и композитора принял участие в создании двух предыдущих фильмов Дмитрия Давыдова: «Костёр на ветру» (2016), «Нет бога кроме меня» (2019).
Степан Бурнашев – режиссёр монтажа
Родился в 1983 году в Усть–Алданском районе, Республика Саха (Якутия). После окончания Института математики и информатики по специальности информатик-экономист открыл своё видеоагентство. Первый любительский фильм снял в 2010 году, а в 2012-м выпустил триллер «Кута», который имел успех в якутском прокате. Сегодня Степан – режиссёр и сценарист девяти собственных полнометражных фильмов, принявших участие в российских и международных кинофестивалях. С Дмитрием Давыдовым он сотрудничал также в качестве второго режиссёра фильма «Нет бога кроме меня». В 2021 году у Степана и Дмитрия выйдет совместный фильм, в котором они оба сценаристы, режиссёры и продюсеры.
Валентина Романова-Чыскыырай – роль Пугала
Солистка, вокалистка Государственного театра эстрады Республики Саха (Якутия). Родилась 12 июня 1971 года в селе Мындагай. Выпускница РТМЭИ, ЯГУ им М.К. Аммосова. Творческий путь начала в 1996 году в Государственном театре эстрады в качестве солистки- вокалистки. Обладательница Гран-при конкурса «Якутск — 2000», лауреат третьей премии международного конкурса песни Тихоокеанско-Азиатского региона «Звезды Белого месяца — 2002», участница кинофестиваля «Media Vevi» в Венгрии (2003), обладательница Гран-при фестиваля «Русское чудо в Тунисе» (2004), дипломант фестиваля «Гжиживани культур» в Варшаве (2006). В 2005 – 2006 годах дала сольные концерты и мастер-классы в Лондоне. В 2007 году принимала участие в фестивале «Браво», «Мост через Урал» в Польше, выпустила первый альбом в Лондонском университете «SOAS». В 2008 году два произведения в её исполнении вошли в альбом джазовых музыкантов Братьев Бриль. В 2011 состоялся сольный концерт в Якутске «Мин кетен иьэбин», в 2013 – фестиваль «Драйв у Чыскыырай». Также Валентина занимается воспитанием нового поколения артистов. В школе вокала, организованной ею, ежегодно обучаются талантливые дети, с каждым из которых Валентина занимается индивидуально. Среди ее воспитанников лауреаты многих международных конкурсов. Валентина обладает хорошими природными данными этнического голоса с широким диапазоном. Ее эксперимент смешивания якутского фольклора с музыкой рок и джаз стал неповторимым стилем штучного формата. Ей присуще импровизировать под живую музыку. В ее исполнении, песни, наполненные философским характером, звучат неистово проникновенно. Роль в фильме «Пугало» — кинодебют Валентины.
Анатолий Стручков – роль участкового
Анатолий родился в 1976 году в селе Амга, Амгинский район, Республика Саха (Якутия). Выпускник Российского университета дружбы народов (юрист). Работал огранщиком алмазов в бриллианты, был лидером молодёжи Амгинского наслега, заместителем главы Чапчылганского наслега, специалистом по делам молодёжи и спорту, судебным приставом.
Внештатно работает сотрудником полиции и инспектором охраны природы. С июня 2020 года – ответственный секретарь административной комиссии МР «Амгинский улус». С 1997 года артист народного театра Амгинского наслега. Принимал участие во множестве театральных постановок.
В фильмографии Анатолия семь фильмов. Снимался в трех предыдущих фильмах Дмитрия Давыдова: «Костёр на ветру» (2016), «Река» (2019), «Нет бога кроме меня» (2019).