Какой путь пройден профессиональным театральным искусством Якутии? Попытаемся зафиксировать лишь общие тенденции. Являясь усилием многих, театральное искусство прошло период от театра тонкой якутской психологии А. Софронова-Алампы, Д. Большева, А. Глебова, Н. Слепцова, Ф. Потапова, В. Фомина к символическому театру А. Борисова и метафизическому театру Ю. Макарова. Концептуально и содержательно оформляется Театр Олонхо. Собственный стиль сформировали режиссер С. Потапов, Р. Тараховский. Зреет новая плеяда якутской театральной режиссуры.
Эпоха с XX по XXI век явилась затянувшимся обретением идеала Просвещения, понимаемого как состояние «мыслить самостоятельно». Такое состояние стало на рубеже нового тысячелетия фактором воспроизводства национальной памяти, в которой помнятся поступки, личности и их действия. Здесь нет апеллирования к идеологическим причинам. Только к метафизическим основаниям действий. Саха театр смог пропустить все это через себя.
В советские времена национальные философы Якутии, например, Авксентий Егорович Мординов, чей памятник волею судьбы оказался ближе всех к строящемуся Арктическому Центру Эпоса и Искусств, обрисовывал ситуацию свободного и всестороннего развития национальных культур как основы «развития социалистической культуры многонационального советского государства в противоположность упадку и деградации, которые составляют закон развития культуры капиталистического общества». Без идеологических клише единство многонациональной культуры России нам представляется в органически освоенном модерне, что означает, освоенном на собственных этнокультурных основаниях. Это условие становится их источником саморазвития, формирования единого культурного пространства России, когда каждая культура дополняет и обогащает ее. В содержательном аспекте, устойчивость раскрывается региональными Программами культурного строительства, выявляющих эффект синергии многонациональности за счет выдвижения надэтнических идей культурного совершенствования, Программами этнокультурной модернизации; продуцированием в рамках указанных Программ новых креативных культурных продуктов; востребованностью этнокультур Севера-востока России мировой культурой; производством массовых товаров культуры, брендированных культурным топосом северного региона.
Сегодня в якутской культуре происходит активное освоение модерна и через это проясняются преимущества родной культуры. Этномодерн выразил способность оперирования символическим, раскрыл для саха возможность творить культуру, даже в чужеродной эстетике. Это и стало критерием освоенности модерна. Этномодерн стал вариантом социокультурной модернизации посредством искусства.
И здесь ренессансность якутской культуры выражена в умении распаковать и сделать духовно и материально полезным этносимволический капитал в современных условиях.
В театральном мире Якутии, «борисовская лодка» стала путеводной «птицей» и одновременно олицетворяла культуру Республики Саха (Якутия), культуру многоликой России, которая попала в водоворот разных потоков, океан страстей и хаос мировых течений. Как сохранить порядок жизни обитателям лодки, не растерять ее груз и выбраться из водоворотов? Единственным выжившим на театральной лодке Андрея Борисова по произведению Ч. Айтматова «Пегий пес бегущий краем моря» стал мальчик, рано ступивший на стезю взрослого мужчины-добытчика. Он вынес все наставления старших и ,главное, способность находить верный путь, следя за направлением полета птицы. Птица служила путеводной нитью в мире хаоса.
Саха удался этот трип в период смены эпох − от домодерна к модерну. Они следили за символическим полетом «птицы театра», сделав ставку на национальную культуру − театр, а сегодня кинематограф. Мальчик возвратился Домой, и не с пустыми руками − своей именной песней — Театром Олонхо, Арктическим институтом культуры и искусств, сегодня — якутским кино и Арктическим центром эпоса и искусств.
Везде, подобно античной эпохе, культура держится на трех столпах, рождающей нового человека из человека ветхого — Триумфе олимпийских игр, Театральной трагедии и вопрошании Саха, побеждающем в себе кентавра. Все это планомерно материализуется вокруг священного озера Сайсары.
А молодому поколению потенциальных зрителей театров республики, мы предлагаем посмотреть видеоверсию «диафильма», а современным языком —«видеокомикс» по вечному спектаклю Саха театра, который мы упомянули выше в нашем тексте.
Приятного просмотра!