О причинах снижения уровня охотничьего промысла

Министерство охраны природы РС(Я) провело анализ событий, произошедших в республике и в стране в целом, обусловивших изменения в охотхозяйственной отрасли за последние 20 лет.

Существующее нестабильное положение охотника – промысловика сложилось  в начале 90-х годов прошлого столетия и связано с ситуацией по стране в целом. В то время не стало охотничьего хозяйства,  как отрасли. Кроме того, развалилась в целом действовавшая в то время система сельскохозяйственного производства, распались функционировавшие в то время совхозы Министерства сельского хозяйства республики и даже государственные промысловые хозяйства ПО “Якутпромохота” Главохоты РСФСР. Все совхозы, прежде чем развалиться, освобождались от наиболее нерентабельного производства и, в первую очередь, от охотпользования. В результате таких изменений в экономике сельскохозяйственного производства, кадровые охотники, числившиеся в штате совхозов, остались без работы и без каких-либо социальных гарантий на многие годы, и это продолжается и в настоящее время.

Сейчас действующее законодательство об охоте дает возможность быть охотпользователем и индивидуального предпринимателя, и любой кооператив, состоящий из 3 и более человек, МУП-ы, ГУП-ы, ОАО и другие хозяйствующие субъекты, состоящие из нескольких десятков и сотен человек.Охотничьи угодья Республики Саха (Якутия) в соответствии с федеральным законом “О животном мире”, на конкурсной основе в 2010 году были закреплены за 412 охотпользователями республики. При этом, даже самые крупные охотпользователи республики строят свои отношения с охотником-промысловикам на основании гражданско правовых договоров, не заключая с охотниками трудовые договора.

Государственная политика в области охотничьего хозяйства, проводимая в настоящее время, коренным образом отличается от политики государства советских времен:
1. Охотничье хозяйство раздроблено на “мелкие кусочки”. Сегодня на участках функционируют до 40 мелких малодееспособных юридических лиц и ИП — охотпользователей.
2. Субъекты предоставлены сами себе, им не предоставляется государственная поддержка, за исключением субсидии на вывоз с угодий мяса диких северных оленей, добытых охотпользователями арктических улусов.
3. Большинство юридических лиц, закрепивших право пользования животным миром, не говоря об ИП, не имея государственной поддержки, не в состоянии содержать в своем штате единицу кадрового охотника. По этой же причине, в охотничьих угодьях продолжается обветшание материально-технической базы.

Вопросы государственной политики и государственной поддержки традиционных отраслей Севера, и,  в том числе охотничьего промысла, входят в полномочия Государственного комитета Республики Саха (Якутия) по делам Арктики. Учитывая вышеизложенное, Госкомарктики РС (Я) необходимо внести предложения, которые могли бы лечь в основу возрождения охотхозяйственной отрасли.

Тундровые популяции диких северных оленей испокон веков являются основным источником доходов арктических и некоторых северных улусов республики.
Несмотря на существующее мнение о критическом снижении численности данных популяций ДСО, в настоящее время численность лено-оленекской популяции и сундрунской популяции оставались по последним учетным данным на уровне, обеспечивающем их рациональное использование. Ежегодно на эти популяции выделяются лимиты и квоты их добычи.

Однако, в связи с дефицитом средств в бюджете республики, учет их численности проводится реже, чем необходимо. Так, авиаучет численности сундрунской популяции в последний раз проводился в 2012 году, а оценка численности лено-оленекской популяции ДСО в 2013 году. При благоприятном стечении обстоятельств, в 2017 году планируется следующий авиаучет численности лено-лленекской популяции диких северных оленей, а в 2018 году — дикарей сундрунской популяции.

Уже много лет в депрессивном состоянии находится популяция ДСО яно-индигирской популяции. В настоящее время, данная  популяция диких северных оленей не имеет хозяйственного значения, ее численность по результатам авиаучета проведенного в 2012 году составляет 2-2,5 тысячи особей.  Квоты на промысловую и любительскую охоту ДСО яно-индигирской популяции не выделяются.

Причины резкого сокращения численности яно-индигирской популяции ДСО недостаточно изучены, но основными причинами следует считать нарушение половозрастной структуры стада и отсутствие благоприятных условий осуществления важных жизненных циклов популяции (периоды гона, отела) вследствие нерегулируемого промысла в 90-х годах прошлого столетия, а также негативное воздействие на среду обитания промышленными предприятиями. Эта популяция ДСО нуждается в изучении его состояния научными учреждениями республики и усиленной охране в целях восстановления его численности на основании научно-обоснованных предложений.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх