Пушкин – наше все
«Отечества и грязь сладка нам и приятна»
А.С. Пушкин
С этой фразой великого Пушкина мне приходит на ум мое далекое детство в Нюрбе, когда с наступлением долгожданной весны весь люд выходил радостно на улицы, чистились дворы, все во дворах жгли дымокуры… Здесь и там раздавались веселые детские голоса, мычали коровы, где-то кукарекал одинокий петух (тогда кур было мало в деревнях), лаяли собаки… Это – типичная картина нашего якутского села в послевоенные годы, которая стоит перед глазами и в моей памяти все эти годы. Иногда берет такая тоска по ним, думаешь, что надо бы туда вернуться и вновь почувствовать запах малой Родины. Но пути назад нет и там той жизни тоже нет, не надо искать то, чего нет уже.
…И в наш любимый город пришла весна. С белым-белым снегом, теплом, солнцем, обилием машин, пробками, нарядными женщинами и девушками, бабушками и дедушками с тросточками. С плакатами о выборах и СВО. Выборы российского президента буквально на носу. Идет как бы политическая борьба (именно как бы) за пост первого лица страны. Мне сдается, все (кандидаты тоже) понимают, что в такое непростое время обещать своему народу и всему миру разрулить сложившуюся геополитическую ситуацию не каждый осмелится и при этом не каждый сделает что-то значимое в этом плане на внешнем фронте. На этом фоне тема России, ее место и предназначение на мировой арене, как никогда, выходят на первый план, как бы ни роптали и изрыгали злобу наши заокеанские недруги и их мелкие сподручники из России, о которых великий Пушкин сказал бы свою знаменитую фразу: «Краев чужих неопытный любитель и своего всегдашний обвинитель». Сегодня свой лидер в России есть и слава богу, он доведет начатое им самим дело до конца и закроет эту тему. Этот факт и раздражает недругов и не дает им покоя.
Ладно вернемся к нашим делам, как говорится, кесарю – кесарево… Знаменитый роман в стихах «Евгений Онегин» – великое творение Александра Сергеевича Пушкина о русской жизни в разных ипостясях: крепостная деревня, барская Москва, светский Санкт-Петербург. Здесь я пишу как истинно диванный эксперт. Отрадно, что наш оперный театр поставил это нетленное произведение именно в то время, когда страна возвращается к своим истинным истокам, когда наше общество выздоравливает после почти 30-летней тяжелой болезни, выходит из комы после амнезии, т.е. потери памяти. И вот, якутяне, пожалуйте на премьеру!
Мне посчастливилось попасть на премьеру. Надо отметить, что в таком маленьком городе как наш Якутск, имеется довольно много по нынешним меркам культурных заведений, которые, надо отметить, совершенно не пустуют! Народ любит театр и ходит на спектакли и концерты. Тут театрам и всем заведениям культуры крайне важно иметь добротный хороший репертуар, который отвечает нашей истории и культуре, нашим чувствам и чаяниям. Ведь они формируют мировоззрение молодежи, воспитывают чувство прекрасного в каждом из нас, кто приходит, это — архиважно. А то, что наши артисты не робкого десятка и многие из них являются обладателями всевозможных призов, премий и разного рода регалий, известно всем. Вернемся к опере. Мне понравилось все. Вокальную часть не судим, ибо я ничего не смыслю в них. Но когда звучат голоса вокалистов, как они звучат, красивы ли голоса, вот это я приблизительно понимаю. Порадовало то, что в этот вечер зрителям были четко слышны даже все звуки и слова исполняемых арий. Не знаю, может, мы с детства были проникнуты, как молоком матери, знанием слов из «Евгения Онегина», когда в советской школе проходили произведения русских писателей и учили наизусть стихи классиков, или дикция наших вокалистов стала намного лучше. Обычно я всегда бываю недовольна и по случаю жалуюсь, что у наших оперных дикция страдает. А тут все было слышно! И это так приятно!
Очень понравилось оформление сцены (по театральному, наверно, как-то называется). Здесь поневоле вспомнила свой выход в Большой театр на одноименную оперу. Я писала даже свои впечатления в рассказе «Как я сходила в Большой театр». Но там в Большом на сцене была одна белого окраса курочка, смастеренная кем-то из тонкой белой фанеры, небольшая покрашенная оградка, какие-то жалкие якобы кустарники и все. Это — усадьба Лариных. Татьяна в ночнушке просидела весь акт в постели, так она до утра писала письмо Онегину. Слава богу, режиссер не положил ее в постель с кем-нибудь (она в ночнушке), без чего и еще более развратных сцен теперь не обходится ни один театр в Москве (особенно спектакли БОГОМОЛОВА, мужа СОБЧАК). И так весь спектакль в знаменитом Большом. Неудивительно, что мы с соседом по ряду (молодой человек при дорогих часах) мирно уснули, почти на плечах друг у друга.
А тут в каком-то провинциальном Якутске, расположенном черт знает где на вечной мерзлоте, такие страсти кипели, была такая красота на сцене, звучали такая роскошная музыка и голоса… Честное слово, в эти минуты я так гордилась собой, у меня было такое чувство, как будто я – неотъемлемая часть этого действа, часть таланта наших великих Пушкина и Чайковского. Наверно, это и есть то чувство, которое называется любовью к Родине, если вспомнить слова Пушкина «любовь к родному пепелищу, любовь к отеческим гробам». Убедительно было начало представления о крепостной России, с девками-прачками в лаптях, шутками-прибаутками, песнями-танцами, при этом с безмятежно спокойно текущей деревенской жизнью русских помещиков. Все было как-то как в реальной жизни, приближено к жизни и, сидя в зрительном зале, каждому зрителю хочется верить, что на самом деле так и было. Наверно, в этом величие и сила творчества Пушкина, когда пишут, что он показал всю правду о русской жизни. Хочется отметить, что в театре — достойная молодая поросль. Голоса сильные, свежие, молодые. Достойная смена, воспитанная нашими кумирами прошлых лет, которых в свое время мы боготворили, восхищаясь их талантом и голосами. Заметно, что некоторые вокалисты волновались, скорее по неопытности, наверно. К примеру, появление Онегина в самом начале, когда бедолага Ленский привел его (на свою голову) в гости к Лариным: наш Онегин на первый взгляд появился довольно неуклюже, держался так, как будто кол проглотил. Далее актер, конечно, разыгрался, адаптировался к обстановке, вошел в роль. Насчет Татьяны хочется сказать, что голос ее изумительно свеж и красив (не знаю, что скажут музыканты и искусствоведы), но она для роли юной девы несколько полновата, но это мое мнение как диванного критика. С другой стороны, вполне допустимо, что в этом возрасте (по мнении историков, изучающих каждую строку творений Пушкина, ей лет 15-17), выросшая на природе с хорошей экологией и на натуральных продуктах (не то, что наше время), дочь богатых помещиков могла быть довольно упитанной. Пусть на меня на обижаются молодые вокалисты, но, видит бог, это я позволяю себе допускать только из лучших побуждений по отношению к ним, потому что у ребят впереди — вся жизнь именно в высоком искусстве. Опыт и умение приходят ко всем с годами, это мы в своем солидном возрасте — всезнайки и всеумейки. Как бы мне хотелось поменяться с ними возрастом, но дороги назад нет ни для кого, к сожалению.
Что меня еще порадовало в этот вечер? В театре много молодежи, но как отметила моя кузина Саргылана, это – школьники по Пушкинской карте. Они все классами, с учителями, просто глаз радует. Они получают уроки воспитания, например, как ходить в театр, где узнают произведения классиков, понимают, что такое опера и балет. В Русском театре – то же самое. Поэтому так важно регулировать и тщательно подбирать репертуар наших заведений культуры. Студентов среди них не видно. А куда ходят студенты, в какие театры? Вот это вопрос.
Следует отметить, что все-таки наш город театральный, горожане – большие театралы. На премьере «Евгения Онегина» был весь цвет города. Зрители были восхищены, все поздравляли друг друга с удачной премьерой, знакомые обнимались и тепло приветствовали друг друга.
Я же чувствовала себя почти счастливой быть частью этого большого культурного события.