О некоторых тенденциях и сценариях развития современной науки – часть 1
Бытие науки как культурного феномена, а не просто производства научного знания определяет прогнозы на образ будущего. Современные российские исследователи этого феномена, на идеи которых мы здесь опираемся (см. работы С. Пирожковой, например, Пирожкова С.В. Образ будущего и сценарии развития науки как культурного феномена // Вопросы философии. 2022. №6. С. 87-97.) строят как негативные, так и позитивные сценарии, детерминантами которого является именно социокультурная ситуация вокруг научного способа познания мира.
Негативные сценарии связаны с фактическим упразднением науки как феномена человеческой культуры и связаны они с замещением креативной составляющей науки искусственной интеллектуальной средой и прикладнизацией исследований. Если последнее многим понятно, то первая коньюнктивная составляющая — «ИИ среда», становится определяющим явлением нашей повседневности буквально последних месяцев, с интенсивным вторжением ИИ-технологий в нашу информационную среду. Как показала действительность, успехи технологии ChatGPT 4-го поколения способны существенно влиять на котировки финансовых индексов бирж производством лишь одной сгенерированной картинки фотографического качества, помещаемой в форме подложной (фейковой) информации в СМИ. Многие эксперты и лидеры мнений, например, как Илон Маск, выступили с требованием введения моратория на обучение мощных нейросетей, итогом которых может стать неконтролируемый процесс, представляющий угрозу для человечества.
Справка: ChatGPT может осознанно отвечать на вопросы, давать советы и объяснять сложные понятия. Чат-бот умеет искать «баги» в коде, сочинять стихи, писать сонеты, придумывать сценарии и генерировать школьные сочинения на разные темы, чем последние активно пользуются.
ИИ обучили на огромном массиве данных из интернета. После этого тестировщики компании оценивали ответы ранних версий модели, затем ИИ заново обучался уже на новой информации. Готовится новая версия «ChatGPT» 5 поколения.
Для науки это использование ИИ-среды означает передачу ряда когнитивных функций технической среде и превращением науки в некоторый «черный ящик», результаты функционирования которого человек даже теоретически не в состоянии перепроверить!
В связи с этим у специалистов возник термин «технонаука» — «универсальном феномене критической технизации познавательного процесса, когда процесс познания протекает в технической среде и сопряжен с процессом ее совершенствования».
А вот кейс с «уравновешенной» прикладнизацией можно связать с историческим опытом советской науки, «увязывающей внутренний контекст чистой науки с внешним контекстом науки полезной». По мнению С.В. Пирожковой советская наука представляла прообраз проекта «Дома Соломона» Фрэнсиса Бэкона.
Справка: «В неоконченной работе «Новая Атлантида» Ф. Бэкон описал страну, где вся жизнь людей связана с достижениями научно-технического прогресса, которым управляет Дом Соломона. Это учреждение не только организует научные исследования и работу над многообразными техническими изобретениями, но и обеспечивает их внедрение в промышленность и сельское хозяйство, в здравоохранение, в бытовую жизнь людей. Оно распоряжается природными ресурсами страны и их эффективным использованием. Дом Соломона регулярно делает прогнозы погоды, предупреждает о массовых заболеваниях, нашествиях саранчи, землетрясениях и наводнениях. Он осуществляет широкую пропаганду научных знаний среди населения… Особое внимание в Доме Соломона уделяется подготовке молодых учёных, что необходимо для непрерывности научной деятельности в государстве. В книге «О достоинстве и приумножении наук» (1623) Бэкон писал: «… Драгоценнейшая влага знания… очень скоро целиком погибла бы и исчезла, если бы её не сохраняли в книгах, преподавании, беседах и главным образом в определённых местах, предназначенных для этого, — в академиях, коллегиях, школах, где науки получают как бы постоянное местожительство и сверх того возможности и средства для своего роста и укрепления».
Понятие «технонаука» скрывает новый аспект отношений государства с наукой. Расширяются возможности негосударственного, частного финансирования науки. Широко известным примером можно назвать к примеру гибридное взаимодействие государства и частных интересов через компанию «SpaceХ» того же Илона Маска, корпоративные НИИ и лаборатории при других крупных высокотехнологичных компаниях.
Понятие «технонаука» отражает не вывод, что «наука становится все более прикладной и все менее фундаментальной, …, а то, что она становится все менее «чистой», все менее автономной, все менее отграниченной от социального и культурного контекста, все более погруженной в них». Поэтому говорение о сценариях развития науки автоматически становится проектированием путей развития общества и культуры.
***
В рамках 30-летия Академии наук РС (Я) представляем рубрику «Академия наук Якутии в лицах», где в лаконично изложенной информации о подразделениях Академии наук нашей республики представлены фотографии тех, кто трудится в этих отделах.
Сегодня презентуем два подразделения Академии.
НАУЧНЫЙ ЭКСПЕРТНО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР создан с целью проведения научных исследований, направленных на совершенствование системы управления научно-технологическим потенциалом региона, прогнозирования комплексного социально-экономического развития, а также координации экспертного и научно-методического сопровождения исполнительных органов государственной власти Республики Саха (Якутия), бизнес-сообщества, общественных организаций со стороны Академии наук Республики Саха (Якутия).
Некоторые ключевые задачи подразделения:
- проведение фундаментальных и прикладных научных исследований в целях комплексного социально-экономического развития региона;
- экспертиза проектов нормативно-правовых актов, научных, научно-технических программ, инновационных проектов по фундаментальным, прикладным научным исследованиям, экспериментальным разработкам;
- координация и актуализация Базы данных – реестра НИР и НИОКР Республики Саха (Якутия);
- мониторинг, анализ проблемных вопросов, разработка предложений по реализации поручений главы Республики Саха (Якутия).
Следующий отдел — РЕДАКЦИОННО-ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА непосредственно работающая над изданием научного журнала «Природные ресурсы Арктики и Субарктики». При соучредительстве ведущих научно-образовательных учреждений республики – Академии наук РС(Я), ФИЦ «ЯНЦ СО РАН», СВФУ им. М.К. Аммосова и поддержке правительства республики в лице Министерства образования и науки 28-ой год выходит первый научный журнал в Якутии, до 2018 года называвшийся «Наука и образование». Журнал «Природные ресурсы Арктики и Субарктики» включен в 1-ую категорию – «К1», он также включен в «Белый список» академического рейтинга российских научных журналов. В журнале публикуются результаты исследований по арктической проблематике в области геологии, мерзлотоведения, изучения биологических ресурсов, продуктивности и устойчивости Арктических и Субарктических экосистем, эксплуатации техники на Севере. Журнал способствует расширению научных связей, развитию научных исследований и внедрению их результатов в практику.
+7 (999) 174-67-82