«О мать моя! Я за тебя отомстила!»: постапокалипсичная антиутопия подарена утонченному якутскому зрителю

Якутская премьера оперы «Трубадур» состоялась в рамках юбилейных мероприятий заслуженной артистки России, народной артистки Якутии Айталины Адамовой-Афанасьевой. В продолжение праздника оперного искусства театр принимает I Международный фестиваль-конкурс оперных певцов.

Трубадур ( итал.  Il trovatore) — опера  Джузеппе Верди  в 4 действиях, 8 картинах, на либретто  Сальваторе Каммарано  и  Леоне Бардаре . Премьера состоялась 19 января 1853 года в  римском  театре «Аполло». Наряду с « Травиатой » и « Риголетто » «Трубадур» считается одной из крупнейших работ Верди, созданных в середине XIX века (справка из Википедии).

Поистине классовый характер противоречий драматической постановки усилен режиссером Сергеем Потаповым выстроенным миром антиутопии, неоготической сценографией Михаила Егорова и готическими костюмами Сардааны Федотовой. Потапову удается своими приемами обхода ментальных штампов, приблизить зрителю европоцентричный материал, причем телескопически близко. Своеобычно режиссер «расчищает площадку» под выстраивание задуманного формы-концепта, стержневым элементом которого в нашей опере, как и было задумано Верди, является тема мщения «цыганки-Азучены», исполненной Айталиной Адамовой. Для этого приходится вобрать зрителя в уникально выстроенный фантазийный мир, без каких-либо коннотаций к классике. И это работает, эффективно и эффектно. Мастер неклассической обработки классического материала сделал свой новый ход в театральной карьере — оперном театре.

В этот раз, абстрагируясь вымышленным хронотопом, в якутской постановке предстал мир постапокалипсиса, разделенный на два лагеря — «чистокровок» и «мутантов- отверженных». Прием переноса в другую временную эпоху классической постановки Джузеппе Верди в принципе привычен для мировой оперной сцены, но выход к миру фэнтези выглядит новаторски свежим для оперного искусства. Айталина Адамова- Афанасьева не ошиблась в своих задумках, пригласив неординарную международную команду постановщиков и исполнителей. Отметим, что дирижером «Трубадура» стал народный артист Азербайджана Фахраддин Керимов, ответственным концертмейстером Юлия Керимова, исполнителем партии Манрико-трубадура — аргентинец Карлос Д’Онофрио, художником по свету петербуржец Денис Солнцев. Смело и убедительно прозвучала опера на премьерном показе 19 апреля 2019 года на сцене Государственного театра оперы и балета имени Д.К. Сивцева-Суорун Омоллона. Зал был полон. В антракте, в коридорах театра витало много мнений, царило общее воодушевление и предвкушение продолжения…

Оригинальность якутской постановки «Трубадура» — органичное вплетение балетной хореографии в исполнении артистов балета театра под руководством Екатерины Тайшиной. Благодаря введению пластического материала танцевального перформанса усилилась рельефность постановки, динамичность эмоциональных переходов, графический рисунок сценографического решения. Лишь сцена с элементами киберпанка в первой части, на наш взгляд, выглядела несколько выбивающейся из общего ровного стилистического решения. Видимо авторской группе имеет смысл подумать над ней еще, не выпячивая нарочито стереотипность стиля. Мы имеем в виду «сцену из матрицы».

«Хитовые» хоровые партии «воинов-шахтеров», «цыган-мутантов», «служителей готического культа» были исполнены на высоком профессиональном уровне и произвели на зрителя яркое впечатление, заряжая согармонией музыки и хорового исполнения. Впечатление удваивалось и потому, что исполнители были в неожиданных для восприятия образах — впечатляющих масках мутантов, брутальных костюмах «шахтеров», и готических монашек. Сардаану Федотову и работников театра стоит поблагодарить за аутентичные, органичные выбранной интонации и стилю постановки костюмы.

Решение Михаила Егорова и режиссера-постановщика символично, как всегда предельно лаконично и функционально. Хорошо обыгранные и мастерски подчеркнутые световым и цветовым решением Дениса Солнцева в постановке, они работают предельно точно, поражая своей трансформационной способностью и символическим посылом для зрителя.

Нельзя не остановиться на вокальном мастерстве наших артистов оперы. Даже не искушенному в опере зрителю становится приятен на слух источаемый голосовым аппаратом звук, — нечто напрямую божественное, что способен сотворить человек! Вкусив услышанное, звуки нашей разговорной речи становятся так блеклы и прозаичны, что хочется не разговаривать, а петь!)) И кажется, что это гораздо правдивей для жизни… Действительно, вкусив оперное искусство, полюбишь его навсегда! Не знаем, что теперь произойдет с нашим режиссером-постановщиком Сергеем Потаповым, погрузившимся в оперу в период непростого жизненного этапа. Можно сказать лишь одно, опера ему однозначно поможет для скорейшего и полного выздоровления (напомним, что режиссер в конце марта серьезно сломал ногу, не обошлось без оперативного вмешательства).

Будучи дилетантами в профессиональном разборе особенностей постановки оперы, остановимся на этом. Позволим якутским ценителям оперного искусства насладится собственными выводами и поблагодарим Айталину Адамову за праздник искусства, подаренный искушенному якутскому зрителю!

Снова перечислим и поздравим с удачной постановкой всех причастных к удачному творению театрального искусства в Год театра в России, а особенно:

режиссера-постановщика — Сергея Потапова,
режиссера — Светлану Шадрину,
дирижера постановщика – Фахраддина Керимова,
ответственного концертмейстера — Юлию Керимову,
хормейстера — Октябрину Птицыну,
концертмейстеров — Алену Давыдову, Наталью Шадрину, Алишера Салединова,
сценографа — Михаила Егорова,
художника по костюмам — Сардаану Федотову,
художника по свету — Дениса Солнцева,
хореографа — Екатерину Тайшину,
дирижера — Николая Пикутского,
ассистента режиссера — Татьяну Саввинову,
консультанта — Прокопия Неустроева,
исполнителей — хор ГТОиБ, балетную труппу театра, симфонический оркестр, и, конечно же главных исполнителей — Айталину Адамову-Афанасьеву, Прасковью Герасимову, Карлоса Д’Онофрио, Юрия Баишева, Саргылану Павлову, Егора Колодезникова, Владислава Киселева, Владимира Павлова без исполнительского мастерства и артистизма которых якутский зритель не смог бы получить изысканного удовольствия!

25 апреля у якутского зрителя еще есть возможность вкусить высокое синтетичное искусство оперного театра, а 23 апреля пройдет гала-концерт участников и лауреатов фестиваля конкурса оперного искусства.

              

Видео:

Авторское фото и видео с репетиции «Трубадура»

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх