О исконной культуре животноводов: культурные параллели с Тывой

В теориях модернизации существует классификация стратегий осовременивания. Одной из них является стратегия-идеология, в основе которой идея, способная стать хозяйственным и национальным проектом. Одной из таких региональных стратегий-идеологий станут проекты вокруг культурной матрицы северных народов, задаваемой табунным коневодством, скотоводством, оленеводством, символически закрепленных в мифоэпическом пласте этнокультуры и в сфере современной политики, например, на гербе Республики Саха (см., например, сюжет о якутской лошади: https://youtu.be/VeZ9PlIbhoU).

Философия северного хозяйства включает в себя принцип преемственности социокультурных оснований региона, а это, к примеру, продовольственное самообеспечение, «договорные отношения» с одухотворенной северной Природой, которые могут быть реализованы в рамках определенных хозяйственных практик — табунного коневодства, скотоводства, оленеводства, объединяющих прежнюю и нынешнюю жизнь, воодушевляющие и мотивирующие сельских жителей республики, создающие у них духовный оптимизм и уверенный взгляд в будущее через созидательный труд, дарующий чувство достоинства за результаты, приносящие материальное благополучие. Модернизация животноводческой отрасли на примере табунного коневодства занимает сегодня пристальное внимание.

Духовная составляющая этнокультуры рождалась в традиционную эпоху как идеологическое и метафизическое закрепление базовых хозяйственных занятий, а праздничная ритуализация кодировала социальные отношения через ритуальные вещи-символы, тот же кумысный кубок — чороон, в чреве которого освящался не просто кисломолочный напиток из кобыльего молока, а божественное илгэ. Этот опыт традиционного сознания уже трудно воспроизвести, но новые этнокультурные формы, должны прийти к летнему празднеству саха через искусство, способные возродить смысл мистерий и обрядов прошлого.

Сакральный напиток, дарованный Дьөһөгөй Айыы, организует законченный этносимволизм в последовательности: «кумыс – обряд кумысопития – ысыах – табунное коневодство – коневодческая этнокультура – деятельный и нравственный человек». Метафизически, кумыс и лошадь, — составляют этнический код — «Символа Веры» саха. Не случайно провидение позволило якутским ученым первыми в России идентифицировать микробиологический состав кумыса — конкретные штаммы ацидофильных, дрожжевых бактерий якутского кумыса — нового бренда сельхозпродукции премиум класса (см.: https://youtu.be/X2uh7ys6LkM).

В наших силах попытаться помочь этому процессу, — вернуть Ысыаху его реальное посвящение народу-животноводу, — простому сельскому труженику, подобно тому как это происходит сегодня в Тыве, на летнем национальном празднике Наадым, который прошел в этом году 13-14 августа. На тувинском (отчасти и монгольском так как культуры близки, а этнические тувинцы живут и в Монголии) празднике чествуют животноводов, добившихся хороших результатов, подводят итоги по главным сельскохозяйственным отраслям — передовому овцеводству (порядка 1 млн. 214 тыс. голов вместе с козами), скотоводству (около 180 тыс. голов) и коневодству (около 90 тыс. голов). Тувинский национальный праздник животноводов, включает в свою праздничную программу — борьбу в специальной одежде «хуреш», конные скачки на тувинской породе лошади на 40 км, стрельбу из лука, а также конкурсы на лучшую национальную юрту, национальный костюм и снаряжение коня.

Животноводческая и земледельческая культуры составляют сегодня в Тыве основу экономики, выполняя важную функцию импортозамещения и продовольственной безопасности России. Экологичная, натуральная и высококачественная по биологическим и вкусовым характеристикам продукция животноводства Тывы востребована в соседних регионах страны Сибирского Федерального округа и ближнем зарубежье. Представителям якутской делегации было приятно видеть теплое и уважительное отношение к сельскому труженику — тувинскому арату, основе экономики региона. Глава Тывы поздравлял на торжественном заседании в главном театре республики лучших животноводов, вручая государственные награды (посмотрите отрывок с видеоподкаста на местном радио о тувинском празднике с и.о. президента Академии наук Якутии Леонидом Владимировым: https://youtu.be/o-RE87DIPoc).

***

Национальное в условиях тотального давления массовой культуры, пытается воспроизвести исконные смыслы, возвращая жизнь своим символам. Происходит их перезагрузка — культурный ренессанс. Интерес к символическому порождает новые формы в якутской поэзии, музыке, религиозно-философской литературе, театре и авторском кино. Одним из мощных институтов сохранения этнического является национальный праздник. Не растерять качество праздника Ысыах, расширить его, опираясь на новые завоевания культуры, актуальная задача. Саха в ближайшие годы активно перейдут к интерактивному массовому зрелищу с элементами сакрального обращения к исконным смыслам, облеченных в форму мистерии животноводов, иначе его ждет вырождение со смысловым смещением, изолированным собственно от породившей его животноводческой культуры. Может остаться лишь развлечение, чревоугодие, конкурсы талантов, обособленные от сельхоззанятий.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх