Новый аэропорт в Нерюнгринском районе должен называться «Аэропорт Чульман имени Игоря Кобеляцкого»!
Новый аэропорт, который находится в поселке Чульман Нерюнгринского района, должен носить имя Игоря Кобеляцкого. В этом уверен народный депутат Якутии Александр Кошуков.
Напомним, что начался второй этап голосования за присвоение аэропорту Чульман (Нерюнгри) имени выдающегося деятеля, внесшего большой вклад в развитие Республики Саха (Якутия), в первую очередь, Южной Якутии. Оператором проведения конкурса выступает Общественная палата Якутии.
На первом этапе из десяти предложенных имен известных деятелей Республики Саха (Якутия) жителям республики следует определить трех финалистов. Голосование продлится до 27 октября 2024 года. После окончательного голосования имя победителя в итоге будет предложено присвоить Нерюнгринскому аэропорту.
Чтобы выбрать того или иного деятеля, необходимо пройти по ссылке: ИМЯ ДЛЯ АЭРОПОРТА НЕРЮНГРИ https://forms.yandex.ru/u/66e2a74c493639211855832f/
Предлагаем вашему вниманию обращение народного депутата Государственного Собрания (Ил Тумэн) Александра Кошукова.
Уважаемые жители Нерюнгринского района и Республики Саха (Якутия)!
Разрешите предложить вам кандидата на присвоение имени аэропорту Чульман. Это выдающийся советский геолог, основатель и первый руководитель Южно-Якутской комплексной экспедиции (ЮЯКЭ) Игорь Александрович Кобеляцкий (1910 – 2004). Его жизнь и деятельность напрямую связана с поселком Чульман, в том числе с развитием не только геологии, но и авиации в Южной Якутии.
Вся история развития Нерюнгринского района и Южно-Якутского территориально-производственного комплекса начиналась с возникновения в 1926 году поселка Чульман. До начала строительства города Нерюнгри, Чульман был административным центром всего района. Чульман обязан своим появлением строительству Амуро-Якутской магистрали, открывшей миру природные богатства Южной Якутии. С развитием авиации в стране, именно в Чульмане появился первый и единственный на сотни километров вокруг грузовой и пассажирский аэропорт, которому сегодня мы присваиваем имя выдающего исторического деятеля нашей земли.
Мы обязаны помнить, что интенсивное развитие, авиация Южной Якутии получила в 1950-60-е годы. Город Нерюнгри ещё не был построен. В это время вокруг Чульмана развернулись крупномасштабные работы по поиску полезных ископаемых и строительству Южно-Якутского территориального угольного комплекса. Активизация геологических работ требовала услуг авиации. Самолеты и вертолеты на этой земле нужны были в первую очередь геологам. Строительство первой грунтовой взлетно-посадочной полосы в Чульмане началось в 1961 году по инициативе Южно-Якутской геологической экспедиции, которую возглавлял Игорь Александрович Кобеляцкий. Таким образом, именно Игорь Кобеляцкий стал фактическим «отцом» и инициатором появления авиации на юге Якутии.
Первый уголь на юге Якутии был обнаружен в 1931 году при строительстве автомобильного АЯМа. В 1938 году были начаты первые геологоразведочные работы. В 1941 году пробы, взятые на Чульмаканском месторождении, показали, что уголь пригоден для получения металлургического кокса. Это был первый коксующийся уголь на территории СССР восточнее Байкала.
С весны 1950 года в Южной Якутии работала Якутская комплексная экспедиция АН СССР. В 1951 году Министерство геологии СССР приняло решение об ускорении геологоразведочных работ в Южной Якутии.
В августе 1951 года произошло открытие, положившее начало отсчету нового этапа в истории Южной Якутии. Во время проведения геологической съемки геологи Г.Ю. Лагздина и О.А. Трещалова открыли пласт «Пятиметровый» Нерюнгринского месторождения. Через полтора года в результате горных работ, проводимых под руководством Л.М. Минкина, был обнаружен залегающий выше пласт угля, получивший название «Мощный». Пласт вмещал основные запасы коксующегося угля и стал основой будущего разреза «Нерюнгринский».
Потребовалось резкое ускорение геологоразведочных работ, для чего было создана качественно новая структура — Южно-Якутская комплексная экспедиция (ЮЯКЭ) с центром базирования в поселке Чульман. С 15 ноября 1951 года первым начальником ЮЯКЭ был назначен её фактический основатель — Кобеляцкий Игорь Александрович. 12 января 1952 года был официально подписан приказ Читинского геологического управления №7 об организации на базе Эвотинской, Чульманской и Аямской партий единой Южно-Якутской комплексной экспедиции с местом базирования в поселке Чульман. Три геологические партии были объединены в одну, и новый полевой сезон прибывшие в Чульман геологи начали в одной большой экспедиции.
4 марта 1952 года Совет Министров СССР принял историческое постановление «О подготовке к промышленному освоению Алдано-Чульманской группы железорудных и угольных месторождений в Якутской АССР». На этом документе стоит личная подпись И.В. Сталина.
Игорь Кобеляцкий – человек интересной судьбы. Русский по национальности, он родился в 1910 году в городе Ковно, который находится в Литве (ныне – Каунас). В 1932 – 1935 годах служил в Красной Армии командиром взвода. В 1938 году окончил геологический факультет Иркутского государственного университета. Еще студентом начал работать геологом-прорабом в Восточно-Сибирском геологическом управлении. В годы Великой Отечественной войны работал в геологических партиях Восточно-Сибирского геологоуправления, выполняя задание правительства по поиску полезных ископаемых. Его отчеты о поисково-исследовательской работе, проведенной в 1941- 1945 гг. не были опубликованы, так как содержали особо секретную и ценную информацию о выявленных драгоценных металлах и других полезных ископаемых для нужд обороны и экономики страны. Сегодня их тематика и места проведения опубликованы на сайте Росгеолфонда.
Указом Президиума Верховного совета СССР от 14 января 1944 года Игорь Александрович Кобеляцкий был награжден медалью «За трудовую доблесть». В 1946 году он получил медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне», в 1951 году – медаль «За трудовую доблесть» и в 1957 году – высшую награду в СССР — Орден Ленина.
В 1954 году 44-летний Игорь Кобеляцкий пригласил в ЮЯКЭ тогда 28-летнюю Саиму Каримову. До этого Каримова занималась только драгоценными металлами. Начальник ЮЯКЭ предложил Каримовой должность старшего геолога Нерюнгринской партии и работу с углем. Через 20 лет Каримовой было суждено защитить запасы Нерюнгринского угольного месторождения, с которого началось строительство города Нерюнгри.
Об огромном авторитете Игоря Александровича Кобеляцкого говорит его работа в выборных органах власти. В 1959 – 1963 годах он был избран депутатом Верховного Совета ЯАССР V созыва от Угольного избирательного округа Тимптонского района. В 1963-1967 годах он был избран депутатом Верховного Совета ЯАССР VI созыва от Алмазного избирательного округа города Мирного.
Игорь Александрович Кобеляцкий имел ведомственный «чин» полного директора геологической службы (четыре звезды при двух просветах на петлицах форменного кителя). В 1963 году его перевели начальником Оренбургского ТГУ. В 1965-м он был назначен заместителем министра геологии РСФСР и работал в этой высокой должности до 1979 года, до выхода на заслуженный отдых.
Позвольте еще раз напомнить, что центром Южно-Якутской комплексной экспедиции был поселок Чульман, в котором сегодня географически расположен аэропорт Нерюнгри. Это имеет глубокое символическое значение, так как именно в Чульмане работал первый руководитель ЮЯКЭ Игорь Александрович Кобеляцкий.
Присвоение имени Игоря Кобеляцкого аэропорту Нерюнгри будет символизировать трудовой и жизненный подвиг каждого из геологов-первооткрывателей, работавших в Южно-Якутской комплексной экспедиции. Каждый из них мог сказать: «Я работал под началом основателя экспедиции — Игоря Кобеляцкого!»
В истории поселка Чульман, города Нерюнгри и Нерюнгринского района историческая личность Игоря Кобеляцкого объединяет великую плеяду выдающихся первых геологов Южной Якутии, с именами которых связаны великие открытия середины ХХ века в этом регионе и, соответственно, дальнейшее возникновение и развитие Южно-Якутского территориально-производственного комплекса. Среди выдающихся геологов Южной Якутии – Галина Лагздина, Ольга Трещалова, Лазарь Минкин, Иван Бредихин, Воля Луконина, Владимир Сорокин, Иван Баранов, Валерий Котенев, Александр Пахомов, Альберт Павлов, Николай Поляков, Адольф Разин, Александр Котков, Юрий и Василий Сергеевы, Иван Кудинов, Габидулла Сибагатуллин, Саима Каримова и многие другие.
Созданная Игорем Кобеляцким Южно-Якутская комплексная экспедиция стала уникальным предприятием в истории Нерюнгринского района. Это единственное в Южной Якутии предприятие, трем работникам которого были присвоены звания Героев Социалистического труда. Это Иван Ворона, Воля Луконина и Саима Каримова. Еще три геолога ЮЯКЭ — Игорь Кобеляцкий, Алексей Пухарев и Владимир Перваго были награждены орденами Ленина. Заслуженными геологами СССР стали Иван Бредихин, Саима Каримова, Игорь Кобеляцкий, Владимир Перваго, Владимир Сорокин. Почетные граждане Нерюнгринского района — шесть работников ЮЯКЭ — Иван Баранов, Саима Каримова, Александр Котков, Владимир Сорокин, Николай Язков, Любовь Иванова. Предприятий такого уровня заслуг в истории Нерюнгринского района больше не было.
Согласно условиям конкурса, имя аэропорта может быть присвоено только людям, которые ушли из жизни, навсегда войдя в историю Южной Якутии. Достойно прожив долгую и наполненную яркими событиями жизнь, Игорь Александрович Кобеляцкий ушел от нас в 2004 году, в возрасте 94 лет, оставив о себе самую светлую память у всех жителей региона.
Присвоение имени первого руководителя Южно-Якутской комплексной экспедиции Игоря Александровича Кобеляцкого аэропорту в поселке Чульман станет заслуженной данью исторической памяти всем геологам, работавшим в Южно-Якутской комплексной экспедиции. Эти люди навсегда вписали в историю Южной Якутии великие открытия, благодаря которым растет, развивается и процветает вся наша республика!
Александр КОШУКОВ, краевед, народный депутат Государственного Собрания (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия).
Чтобы выбрать имя новому аэропорту Чульман, необходимо пройти по ссылке:
ИМЯ ДЛЯ АЭРОПОРТА НЕРЮНГРИ https://forms.yandex.ru/u/66e2a74c493639211855832f/
Пожалуйста, проголосуйте!
Открылся второй этап голосования за имя для аэропорта Нерюнгри: в списке 10 кандидатур