Новости Академии наук: Путь к гармонии человека и природы
Новости Академии наук Якутии: Об экологическом воспитании в Якутии

«Во исполнение рекомендаций Парламентских слушаний на тему «Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи в Республике Саха (Якутия): задачи, перспективы, законодательное обеспечение» 28 марта в Доме Правительства №2 прошел I республиканский съезд руководителей, педагогов и общественников экологического и духовного созидания «Кут Дабаан». Организаторами выступили министерство образования и науки Республики Саха (Якутия), ФГАОУ ВО «Северо-Восточный Федеральный Университет имени М.К. Аммосова», АОУ РС(Я) ДПО «ИРОиПК им. С.Н. Донского-II», Ассоциация экологического и духовного созидания «Кут Дабаан».


Программа съезда состояла из пленарной части, блоков «Образование», «Семья как основа экодуховного возрождения народа», «Наука и экодуховность», «Экодуховность. Предпринимательство». В работе съезда обсуждались ключевые аспекты духовно-нравственного воспитания детей и молодежи, роль в формировании личности молодежи и значимость экологического сознания в современном обществе.
Открыл и провел мероприятие заместитель министра образования и науки Республики Саха (Якутия) Степанов Степан Андреевич.
В пленарной части выступил автор концепции «Эколого-духовное восхождение личности» Максимов Иоган Егорович, ветеран атомной промышленности и цветной металлургии СССР, член-корреспондент Международной славянской академии наук, образования, культур и искусств, почетный член Академии духовности РС (Я), к.техн.н., профессор» (подробнее см.: https://iroipk-sakha.ru/2025/03/31/i-%D1%80%D0%B5%D1%81%D0%BF%D1%83%D0%B1%D0%BB%D0%B8%D0%BA%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9-%D1%81%D1%8A%D0%B5%D0%B7%D0%B4-%D1%80%D1%83%D0%BA%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%B5/).
Предлагаем видеорепортаж с события:
***
Дадим такое осмысление произошедшего культурного события. Важно отметить, что индустриальная модернизация для этнических культур Севера и Арктики априори оказывается однобокой и несовершенной относительно вопросов экологической опасности окружающей природе, в которую интегрирована этническая культура со своими хозяйственными практиками и обрядами, а в духовном аспекте, утратой смысла жизни, неразличением связи между явлениями, которыми напротив, в традиционную эпоху, была пропитана вся культура до- и премодерна. Априори в этом “виновен” генезис модерна, реализовавшийся для этнических культур Северо-востока России, в противоположность к культуре Запада, из духовных, а в рыночных условиях — материальных потребностей.
В целом, освоенный модерн осуществляет переход этноса от культуры мимесиса к “пионерной” культуре — рождения креативной первичности в мире глобальной культурной мозаики. Современное в этнокультуре — это одновременно метафизическая преемственность поколений саха к этапам эволюции мировой культуры.
Этнокультура северян наших дней, открывает современность и его потенциал, саморазвиваясь самостоятельно, обретая экзистенциальное право на существование в современном мире. При этом она избегает кризиса смыслов, когда урбанизированный человек начинает жить в пустоте и не знает куда ему двигаться дальше, к чему стремиться. Происходит отказ от позиции “отрицания того, что было”, напротив, отсылка к прошлому как отжившему и не нужному сменяется позицией неожиданного использования опыта прошлого, в новых социокультурных реалиях. Это принципиальный отказ от варианта «советского модерна» с полным отрицанием прошлого. Это свой вариант современности. Нам представляется, что продуктивность «незавершенности модерна», описанная в концепции Юргена Хабермаса скрывается еще и в том, что кроме ревитализации модерна предлагаемым им коммуникативным действием, продуктивным для случая европейской культуры, утратившей основу взаимного понимания, существует возможность реанимации модерна этнокультурным опытом, открывающим его для себя, через переход от своей культурной локальности к универсальности.

Феномен «сознания-понимания» имплицитно присутствует там на фоне завоевания модерна. Это происходит, когда этносы Севера и Арктики осознали нераскрытый потенциал собственной культуры через призму достижений модерна. Вместе с тем они предостережены обескровливающим эффектом для культурных и духовных оснований, приходящим с модерном, с его разрушением и превращением общества автономных индивидов в массовое общество, “идеологическими программами, апокалиптическими мифами, войной, развязыванием чудовищного насилия”, несмотря на декларативность естественных прав и свобод.
Смотрите также видеосюжеты об Академии наук Якутии, подготовленные год назад:
Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:
+7 (999) 174-67-82
