Новогодний подарок от Академии наук
Новогодний подарок детям республики — сказка от Академии наук Якутии
«Сказка — ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок…» А.С. Пушкин
Немного истории. Сказки появилась в древности, как осколки мифов — эпических религиозно-этических сказаний, в которые верили, наряду с окружающей действительностью. Человек прошлого видел мир по-другому. Изначально сказки были не для развлечения, они напоминали о вступлении во взрослое состояние, у ученых это называется процессом инициации. Молодежь через сказки и мифы проходила обряд посвящения во взрослую жизнь. Успешно прошедшим обряды давались новые — взрослые имена. Поэтому сказка связана с серьезными делами – превращения инфантильного человечка в полноценного взрослого члена общества.
Сказки бывают разные по жанру. К древним относятся сказки о тотемных животных, напоминающих о родственной близости. Происхождение рода велось от определенного животного – тотема рода, который регулировал, в том числе брачные отношения. Животное являлось покровителем рода, это хорошо отслеживается в нашей северной этнографии. Таких животных почитали, на них запрещалось охотиться под угрозой проклятия.
Сказки являлись эффективными объяснительными схемами разных природных явлений и закономерностей, а позже они стали высмеивать людские пороки, например, жадность, глупость и лень. Иногда только из сказки ученые могли почерпнуть знания о каком-либо обряде народной культуры, мировоззрении, бытовавшем в древности.
Главная особенность сказки – её занимательный сюжет, умышленно искажающий действительность, порой до «бессмыслицы». Несмотря на это, художники активно пользуются методом, вкладывая структуру сказки в современные не сказочные произведения, к примеру – художественные фильмы и театральные пьесы.
Самые поздние сказки — бытовые, для их сюжетов характерно осмеяние злых и жадных людей. Как правило, в них герои — это люди, наделенные четко определенными качествами. Так солдат – всегда храбрый и находчивый, может сварить кашу даже из топора, давая пример находчивости, мягко поучая скупых людей.
Самые интересные — волшебные сказки. В них развитию необыкновенного сюжета способствуют герои, наделенные волшебными качествами. Сюжет волшебной сказки начинается с необычайного события, в котором главную роль играет волшебное существо, обладающее чудодейственной силой. В волшебной сказке происходит много событий, где герой должен решить проблему-беду. В этом ему помогают волшебные существа или предметы. Герою даются трудные задания, каждое труднее предыдущего. Главное в народной сказке, да и в знакомом в Якутии героическом эпосе народа саха — Олонхо, сюжет должен заканчиваться победой добра над инфернальной тьмой и их существами, хотя последние никогда до конца не уничтожимы. В мире идет вечная борьба света со тьмой, добра со злом. С детства это должно быть четко усвоено. Наши предки, во всяком случае, об этом прекрасно знали, понимая скрытые в мироздании законы.
***
Академия наук Якутии через созданную профессионалами сказку, обратилась к детям республики и нашего Дальневосточного региона, аллегорически рассказав через животных персонажей и богов якутского пантеона о древней истории нашего обширного края — территории дыхания Северного Ледовитого и Тихого океанов.
По синопсису высшей научной организации Якутии, Ираидой Поповой — членом Союза писателей Якутии, была написана сказка «К благословенным лугам: Приключения мамонтовой лошадки в Ледниковом периоде». Вы ее можете почитать своим детям или дать почитать им самим по ссылкам, приведенным ниже на сайте Национальной библиотеки РС (Я). Замечательные иллюстрации, оживившие нашу сказку, сделала замечательный якутский художник, член Союза художников России — Антонина Шадрина, а сама книга издана очень креативным Издательским Центром Национальной библиотеки Якутии, выполняющим благородную общественную миссию (https://new.nlrs.ru/to-readers/segments/pub/about). Спасибо им за эту большую бескорыстную работу на благо нашей республики!
В Предисловии Академии наук РС (Я), написанном ее президентом, членом-корреспондентом РАН Леонидом Владимировым есть слова: “Северо-восток России и ее Арктика не всегда были такими, какие они сейчас. Огромные пространства испокон веков были пастбищами плейстоценовой мегафауны, населенной буйволами, бизонами, сайгаками, верблюдами, древними лошадьми, саблезубыми тиграми, пещерными львами, древними волками и сухопутными исполинами — мамонтами. Но климат 12 000 лет назад резко поменялся и вместе с ним стали исчезать эти животные эпохи плейстоцена, в том числе шерстистый слон — мамонт”, представляющий вместе с шерстистым носорогом мегафауну этой интересной и длительной доисторической эпохи. Здесь и рождается загадка происхождения уникальной породы – нашей якутской лошади, выдерживающей суровый холод Центральной Якутии и Арктики. Загадка пока до конца не разгадана учеными и требует подробных генетических исследований.
“Современным якутянам остается извлечь, теперь уже научные, технологические и хозяйственные уроки из истории развития якутского табунного коневодства. Видимо это становится одной из миссий народа саха в XXI веке — рассказать миру о своей уникальной спасительнице — якутской лошади… Как увидим, в сказке «поиск» мамонта обернулся поиском арктической мамонтовидной лошадки «в шубке» и арктического коневодства!”
Важный этико-экологический аспект сказки вырастает на метафоре: «Якутская лошадь — хранитель Саха Сирэ и всего Северо-востока России», так как фактором приумножения ее поголовья становится экологичный пастбищный ландшафт Земли Олонхо с хорошими покосами, служащими тем самым индикатором восстановления экологии среды после промышленного освоения!
Предлагаем читателям портала рассказ о том, как создавалась сказка, какие события ей предшествовали, в нем также раскроется феномен современной «электронной и бумажной» сказки, ее значении в современно мире. Приятного просмотра!
https://rutube.ru/video/private/00afb619cdb2078011253a3867828631/?p=ZcQzgyYstLoJwchS4I86xQ
Данный рассказ авторов сказки можно посмотреть и в социальных сетях Академии наук Якутии: https://t.me/AkademyRepSakha
https://vk.com/public217206078
Благодаря содействию доцента СВФУ имени М.К. Аммосова – Натальи Сергеевны Шкурко и ее коллеге Н.Р. Балынской (из ЮУрГИИ) и их студентам и магистрантам, приводим отрывки из рецензий на нашу сказку — Т.Н. Ивановой, И.С. Федоровой, А. Коркиной, Э.А. Ли-Фу-Сай, Т. Кириллиной, М.Р. Никоновой, Т. Пешиной, Н. Иннокентьевой, А. Михайловой, Д. Степановой, Д. Шарайбан, М. Чернышëва, В.П. Николаева, Н. Зориной, С.В. Сивцева, Д. Лазаревой, М. Коркина, К. Корякиной, В.С. Феоктистова, Платоновой, Л.С. Жегусовой, В. Гладкиной, А.А. Быстрова, Т. Токмашова, М. Коротовой, Ф.О. Алексеева, В. Обоевой, Г. Турутина, Д. Ярославцевой и других.
Выражаем всем рецензентам и их научному руководству большую благодарность, желаем Здоровья и семейного благополучия в Новом 2025 году!
Произведение Ираиды Поповой «Сказ о мамонтовой лошади» является удивительным сочетанием исторической реконструкции, мифологии и трогательной сказки. Оно напоминает нам о том, как важно сохранять связь с прошлым, бережно относиться к природе и уважать культурное наследие. Книга не просто рассказывает об увлекательных приключениях, но и несёт важное экологическое и культурное послание. Особо хочется отметить художественный стиль произведения. Тексты насыщены символизмом и метафорами, что помогает читателю задуматься о ключевых темах — сохранении традиций, важности корней и бережном отношении к природе. Иллюстрации А.В. Шадриной органично дополняют сказку, создавая атмосферу древней, почти магической эпохи. Книга также обращена к детям и подросткам, приглашая их погрузиться в познавательный и волшебный мир, познакомиться с культурой народа саха и задуматься о таких ценностях, как дружба, ответственность и целеустремлённость…
«Сказ о мамонтовой лошади» — это не только литературное произведение, но и способ сохранить культурное наследие, пробудить любовь к истории и природе. Она идеально подойдёт для семейного чтения, образовательных мероприятий или просто для всех, кто ищет вдохновения в литературе, связанной с историей человечества и природным миром…
Еще мне очень понравилась подача книги — цвет, шрифт, рисунки, я очень люблю работы художников…
Язык автора живой и образный…
Живя в центральной части России, мне казалось, что в Якутии почти всё так же, как и здесь. Оказалось, что Якутия словно совсем друга страна, с незнакомой культурой, обрядами и идентичностью…
Чтение сказки оставляет ощущение чистоты и обновления, словно погружение в светлый источник. Рекомендую её всем мамам и папам для чтения детям, как прекрасный способ знакомства с культурой, традициями и историей якутского народа. Эта книга — замечательный вклад в сохранение и преумножение национального наследия…
Сказка рассказывает подрастающему поколению, как важны для людей животные, населяющие испокон веков Север. Древние люди смогли одомашнить их, и остаться верными союзниками на многие века. В сказке объясняется как произошли виды животных, детям рассказывается о происхождении монгольской лошади, слонов, зебр, белых медведей, плейстоценовых лошадей. Рассказывается, в каком ареале обитания на данный момент представленные животные существуют, что важно для выработки у детей общих знаний и расширения их кругозора. Также сказка учит слушаться старших. Старый мудрый ворон все путешествие наставлял и помогал маленьким зверятам…
В книге изобилуют научные и исторические названия животных, сложные термины, якутские слова. Для того чтобы дети не путались, их гармонично вплели в содержание истории. Так, например, вожака табуна зовут Меригип. Это отсылает к названию мерикгиппус (один из видов древней лошади). А имя главного героя Джолуо на якутском обозначает «Прекрасный/Счастливый». Книга учит ценить свою духовную идентичность и принадлежность к родной земле…
В произведении много упоминаний о традициях и истории народа саха. Подробное описание всех упоминаний, переводы слов, которые могут быть непонятными. Приведены прекрасные иллюстрации к сюжету, что дает полноценное понимание сюжета. Помимо традиций в повествовании присутствует и поучительная часть, приведенная в мягкой форме. Книга может стать источником вдохновения по совершенно разным направлениям: интересам и хобби подрастающего поколения, поиске будущей работы, дружбы и многого другого…
Рекомендую данное произведение к ознакомлению и изучению не только подрастающему поколению, но и взрослым, ведь они тоже могут выделить для себя что-то новое и интересное. Для детей же сказка послужит отличным началом для изучения и ознакомления с культурой, традициями и укладом жизни народа саха…
Стиль написания Ираиды Поповой отличается живописностью и красочностью. Она умело использует описания природы, создавая яркие образы ледникового периода, что позволяет читателю почувствовать себя частью этого древнего мира. Язык произведения доступен и понятен, что делает его привлекательным как для детей, так и для взрослых.
Особое внимание стоит уделить философским аспектам произведения. Через приключения лошадки автор поднимает важные вопросы о выживании, поиске своего места в мире и значении семьи и дружбы. Эти темы делают книгу не только увлекательной, но и глубокой, позволяя читателям задуматься о собственных ценностях.
В целом, «К благословенным лугам» — это замечательное произведение, которое сочетает в себе элементы приключенческой литературы и глубоких размышлений о жизни. Оно вдохновляет на поиски собственного пути и учит ценить дружбу и поддержку в трудные времена…
Главным персонажем сказки является якутская лошадка, жеребенок-Джолуо, который преодолевает препятствия в условиях якутской тайги, гор и обладает сильным характером. В конце становится обладателем уникальной мамонтовой шубки, которая защищает его от морозов и ветров. Лошадка является символом якутской природы и культуры, а её «мамонтовая шубка» – символом древней истории и традиций якутского народа…
Автор показывает, как якутская лошадка и её мамонтовая шубка являются неотъемлемой частью якутской культуры и природы, и как они должны быть защищены и сохранены для будущих поколений. И то, как представлен человек в этой сказке, тоже заставляет задуматься. Человек благословлен самой природой и всеми животными, которые видят смысл своей жизни в поддержке человека. От мамонтов до коров, каждый по-своему заботится о сохранении человека и его потомков в «Священной долине»…
Одним из сильных аспектов сказки является яркое и детализированное описание окружающего мира. Автор удачно передает атмосферу ледникового периода, используя красочные метафоры и образы, которые позволяют читателю визуализировать холодные просторы и уникальную флору и фауну того времени. Это создает захватывающую обстановку, в которую хочется погрузиться с головой…
Темы дружбы, смелости и поиска своего места в мире пронизывают всю историю. Мамонтовая лошадка встречает различных животных, каждый из которых добавляет свою уникальную ноту в повествование и помогает главному герою расти и развиваться. Эти отношения учат важным жизненным урокам сотрудничества, доверия и ценности дружбы…
Стиль написания легок и доступен, что делает сказку подходящей как для детей, так и для взрослых. Идеально подобранный язык и ритм создают ощущение волшебства, а также поддерживают интерес к сюжету. В целом, «К благословленным лугам…» — это не просто детская сказка, а глубокое произведение, которое затрагивает важные темы, оставляя теплое послевкусие. Это книга, которая вдохновляет на смелость и поиски своего пути, независимо от обстоятельств…
Сказку, на мой взгляд, с одинаковым интересом прочитают и дети, и взрослые. Она читается на одном дыхании, потому что она про Дорогу-путешествие, где ждут приключения, испытания, неожиданности и она похожа на «роуд-муви/road movie», а образы лошадей живые, их представляешь себе, как людей. Табун лошадей, суор (ворон), бабр, амикан, мамонты и Верхние божества, даже Чысхаан, – все очень добрые существа. И эта добрая, дружеская атмосфера взаимопомощи всех живых существ и духов-айыы, встречаемых лошадкой Джолуо и его сородичами, окутывает теплом, несмотря на стужу из ноздрей Быка холода, который все время появляется рядом с героями, сопровождая их в путешествии…
Мне понравилось, что у героев необычные имена, знакомящие читателей с красиво звучащими языками разных народов, населяющих Дальний Восток, Арктику, соседствующих с Якутией. Интерес вызывает история Земли, рассказанная на примере реальной истории мамонтов, якутских лошадей, африканских слонов, зебры. Так автор ненавязчиво знакомит своих читателей — детей и взрослых, с древней историей человечества, расширяя горизонты читателей, открывая им новые миры…
Если ты не знаешь своего прошлого, то и будущего у тебя не будет. Желаю, чтобы как можно больше людей прочитали это произведение…
Впервые я увидела якутскую лошадь в музее, у нее короткие и сильные ноги, более густая шерсть. Теперь я уже знаю, почему у якутской лошадки другие ноги, не похожие на ноги других пород лошадей…
Особого внимания заслуживает иллюстративное оформление, выполненное А.В. Шадриной, которое усиливает атмосферу произведения и его образовательную ценность… «К благословенным лугам» — это важный вклад в литературу, способствующий формированию экологического сознания и исторической памяти у читательской аудитории…
Из книги мы узнаём, как важна роль якутской лошади для человека. Для незнакомых слов в книге есть «сноски», в которых объясняется их значение или рассказывается сюжет мифа. В сказке разные животные объединяются и помогают друг другу в тяжëлых ситуациях… с тех пор животные перестали разговаривать, чтобы люди научились понимать их без слов…
В книге красной нитью прослеживается якутская пословица «С младшими подружись, а со старшими уму-разуму наберись»…
Эта сказ о Вере, вере народа, его духовности…
Автор искусно сплетает воедино приключенческий сюжет и познавательную информацию…
Произведение затрагивает экологические ценности, подчеркивая важность сохранения окружающей среды и уважения к животным. Сказ, таким образом, становится не просто притчей о приключениях, а настоящим призывом к действию, мудростью, которой стоит поделиться с будущими поколениями…
«Сказ о мамонтовой лошади» — это не просто литературное произведение, а целое путешествие, которое пробуждает в нас любовь к жизни, природе и всем живым существам. Оно оставляет глубокий след в душе читателя и подталкивает его к действиям ради лучшего будущего, как для себя, так и для окружающего мира. Рекомендуется к прочтению всем, кто ценит философские и моральные притчи, обращенные к сердцу и разуму…
В целом, сказка о мамонтовой лошади — это прекрасное сочетание приключений, уроков жизни и очарования, которое способно впечатлить читателей всех возрастов…
Каждый должен научиться дружить, любить, слушать советы и верить в судьбу, а самое главное — в себя…
Герои сталкиваются с вопросами о том, кто они есть и каковы их истинные ценности, что делает сказку актуальной для любого возраста…
Сказка очень хорошо показывает мировоззрение якутского народа и акцентирует внимание на уважении к природе. Это не только захватывающая история о приключениях, но и произведение, способствующее образованию детей…
Это произведение – не только детская книга, обогащающая наше понимание биологии и экологии, оно направлено и на формирование у юных читателей чувства идентичности и связи с культурой саха, служит важным напоминанием о значимости культурного наследия и его роли в современном мире…
В сюжете всегда присутствуют божества, которые наблюдают, поддерживают имеют какие-то планы. Точно так же думали и думают в душе носители исконной веры народа саха. Все поступки, слова должны быть направлены во благо всему, на сохранение природы… Подрастающее поколение должно чтить и знать свою историю…
Сказка позволяет читателю ощутить атмосферу прошлого времени. После прочтения тебя охватывают положительные эмоции, остается ощущение теплоты. Отдельно хочу отметить иллюстрации, они прекрасно передают все, что описано в сказке. Каждая иллюстрация – отдельный образ, который имеет смысл…
Отважные малыши преодолели большой путь, они молодцы!
Меня впечатлило представление одной из теорий возникновения лошадей и коров в нашем регионе. Надо добавить еще больше иллюстраций, я бы порекомендовал данное произведение для своих племянников…
Особенно мне понравилось, как автор через образ мамонтовой лошади раскрывает историческую и культурную ценность якутской лошади. Я задумалась о том, как тесно связаны природа и традиции, как важно сохранять то, что передали нам предки. В книге много сказочного, но в то же время она учит нас реальным вещам: бережному отношению к природе, уважению к своим корням и к людям вокруг. Я считаю, что эта книга подходит тем, кто любит сказки с глубоким смыслом, она напоминает нам, что нужно ценить свои корни и заботиться о нашем мире.
Ссылки на электронную версию сказки на портале НБ РС (Я):
https://kids.e.nlrs.ru/open/118335
https://pub.e.nlrs.ru/open/118335
Ссылка на редакторскую версию сказки в pdf формате:
https://disk.yandex.ru/d/EQ5bZYJL3QjxIA
Если у ребят и родителей будут отклики на сказку, отправляйте ее на почту: anrsya@mail.ru — мы передадим их автору. Ираида Попова продолжает работу над бумажной версией сказки, которая обретет версию и на якутском языке.
Синопсис Академии наук Якутии и новые исторические находки сотрудников отдела изучения мамонтовой фауны АН РС (Я) предполагают продолжение сказки, а кроме того, ее воплощение на сцене театров республики, а впоследствии в виде мультфильмов.
Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:
+7 (999) 174-67-82