Новогодний конкурс от Академии наук Якутии

Академия наук Якутии поздравляет жителей республики с наступающим 2025 Годом!

Зимний праздник, наполненный волшебством и домашним уютом приходит в дома якутян. Наши поздравления, пожелания здоровья и семейного благополучия всем жителям нашей необъятной республики! Передаем поздравления конечно нашим защитникам отечества — российским воинам, нашим землякам, которые в жизненных испытаниях отстаивают наше право на достойную и суверенную жизнь!

Поздравляем всех якутян с наступающим Новым 2025 годом, желаем мира, добра, крепкого здоровья, поддержки со стороны близких, взаимопонимания в семье, счастья и радости. Пусть новый год принесет всем много радостных событий, ярких и душевных встреч!

Желаем, чтобы 2025 год стал прочной основой ярких достижений и проектных взлетов якутской науки, ведущих жителей республики к благополучию и комфортной жизни. Пусть в новом году перспективные начинания исследователей Якутии будет сопровождать успех!

Предлагаем читателям конкурс небольшой по объему сказки, рассказывающей о спасительнице человека на Севере – якутской породе лошади

ПОЛОЖЕНИЕ

о проведении конкурса авторских сказок «О якутской лошадке»

1. Общие положения

1.1. Настоящее Положение регламентирует статус и порядок проведения конкурса авторских сказок «О якутской лошадке» (далее — Конкурс), требования к участникам и работам, порядок их предоставления на Конкурс, сроки проведения Конкурса и действует до завершения всех этапов Конкурса.

1.2. Организатором Конкурса выступает отдел энциклопедистики Академии наук Республики Саха (Якутия).

1.3. Конкурс авторских сказок проводится в целях воспитания экологической культуры подрастающего поколения и вовлечения их в природоохранную деятельность.

1.4. Задачи Конкурса: — формирование личной ответственности за сохранение естественной окружающей среды; — раскрытие творческого потенциала; — популяризация экологических, этнокультурных знаний; — повышение социокультурной и экологической активности населения.

2. Условия участия и порядок проведения Конкурса

2.1. За авторскую идею необходимо взять предлагаемый ниже синопсис, предлагаемый учредителем конкурса.

2.2. В Конкурсе имеют право принять участие как дети от 7 лет, так и взрослые, проживающие на территории муниципальных образований Республики Саха (Якутия).

2.3. Участие в Конкурсе осуществляется на безвозмездной основе.

2.4. Конкурс проводится с 1 января 2025 г. по 1 февраля 2025 г.

Конкурсные работы принимаются до 1 февраля 2025 г.

2.5. Для участия в Конкурсе к работе прилагается «заявочный лист» – указание фамилии, имени участника и его возраста.

Конкурсные работы присылаются на адрес электронной почты –

e-mail: agro-on-line@yandex.ru

3. Требования к конкурсным работам

3.1. На конкурс принимаются работы в электронном виде (шрифт 12, интервал 1,0). Объемом не более 3 страниц А4 (это не более 10 тысяч знаков с пробелами).

3.2. Принимаются работы, выполненные на русском и якутском языке.

3.3. Работы должны отражать такие конструктивные ценности, как любовь, дружба, миролюбие, уважение, терпение, смелость, мужество, надежда, гармония с природой и др. Сказка должна напоминать о заветах наших северных предков, их традициях, связанных с животными, что мир природы хрупок и человек в ответе за ее состояние.

4. Подведение итогов Конкурса и награждение

4.1. Конкурсные работы оцениваются комиссией, сформированной из специалистов отдела энциклопедистики и других подразделений Академии наук РС (Я).

4.2. Итоги Конкурса подводятся к 8 февраля 2025 года и размещаются в СМИ, сайте и социальных сетях Академии наук РС (Я).

4.3. Лучшие работы награждаются ценными призами и сертификатами об участии в Конкурсе.

5. Использование конкурсных работ

5.1. Организаторы Конкурса оставляют за собой право: использовать конкурсные работы в некоммерческих целях и без выплаты денежного вознаграждения автору, но с обязательным указанием имени автора.

Для примера, у нас уже есть одна сказка, созданная профессионалами, вы ее можете посмотреть по адресам:

https://kids.e.nlrs.ru/open/118335 или

https://disk.yandex.ru/d/EQ5bZYJL3QjxIA

А о самой сказке посмотреть здесь: https://sakhalife.ru/novogodnij-podarok-ot-akademii-nauk/

Человек на Севере взрослел и становился мудрым рядом с северными животными. Вся жизненная философия коренных северян преломлялась через домашних животных. Почему бы не сделать ее основой следующего шага социального и культурного развития региона в XXI столетии?!

Боги даровали саха лошадь, которая единственная из одомашненных животных могла самостоятельно найти и добыть себе корм, который оказался глубоко под снегом, законсервированный арктическим холодом. Она единственная из одомашненных животных, которая смогла выжить в лютые зимние морозы, когда температура опускается ниже 500С и держится почти полгода. Она оказалась экстремально адаптированной и самостоятельной, нежели другие животные, не требуя особого ухода.

Человеку остается извлечь научные и технологические уроки из физиологии и адаптированности якутской лошади и других одомашненных и диких животных, чтобы суметь применить их в практике хозяйствования на северных и арктических широтах. Без этого, новый этап развития арктических территорий окажется малопродуктивным и природогубящим, ведь на Северо-востоке РФ значительно холоднее, чем где бы то ни было на земном шаре.

Наш естественный криосферный природно-климатический и биологический полигон как Якутия не имеет аналогов на планете Земля. Ничего лучше творений самой природы на Севере человек пока придумать не смог. Все то, поражающее воображение современного обывателя, подчас является бледной копией природных процессов и феноменов циркумполярной территории планеты.

Синопсис для сказки:

Сказ о якутской лошадке и ее мамонтовой шубке

Север и Арктика не всегда были такими, какие они сейчас. Огромные пространства испокон веков были пастбищами плейстоценовой мегафауны, населенной буйволами, бизонами, сайгаками, верблюдами, древними лошадьми и сухопутными исполинами — мамонтами.

Наблюдая в туманных сумерках северные пейзажи с пасущимися якутскими лошадками, когда мороз приближается к 50-ти ниже нуля, может показаться, что в снегу стоит не лошадь, а древний шерстистый слон — мамонт! Для этого есть свои объяснения.

Когда-то давным-давно, 12 тысяч лет назад, на северо-восточной окраине Евразии наступили очень холодные времена. Животные не смогли вынести испытания холодом. И тогда повелитель Холода Чысхаан позвал животных, в том числе мамонтенка и якутского жеребенка, сказав, чтобы кто-то один отправлялся на юг. Все не смогут прокормиться в такую стужу. Мамонтенок решил отправиться в теплые края, став прародителем новых южных исполинов — слонов. Но Чысхаан сказал, что на юге ему уже не понадобится такая мохнатая шубка, лучше ее передать якутской лошадке, ей это будет весьма кстати!

Одев на себя густую шубку мамонтенка, якутская лошадка осталась и смогла выжить, находя корм под толстым снегом суровой Якутии. Поистине даром якутских небесных божеств стала якутская лошадка и приданный ей специальный покровитель — бог плодородия и конной живности Күрүө Дьөһөгөй Тойон — Дьөһөгөй Айыы, который стал помогать народу саха, проживающему на этой суровой Земле Олонхо. У палеоазиатских народов — юкагиров, эвенов, эвенков и чукчей уже было свое домашнее животное — домашний северный олень. Так Природа и Боги Севера позаботились о людях, которым нужно было выжить и приумножиться в условиях холодной зимы и жаркого лета. Дух мамонта перешел в якутскую арктическую лошадку. Так, волею богов, мамонтенок и другая древняя живность плейстоцена исчезла с территории Якутии, а дух Холода теперь поселился в мамонтовидной якутской лошадке!

Вот поэтому якутяне должны ценить и гордиться поистине божественным даром, результатом природных сил и труда человека на Севере и в Арктике, имеющим и сегодня огромный потенциал – научный и экономический! Употребляя продукты, получаемые от якутской лошадки, народ саха «причастился» к духу Холода, а значит «Холодовой цивилизации», использующей энергию холода Арктики, становясь полноправным хранителем суровой земли, получая благословение для жизни в суровых климатических условиях…

Северные хозяйственные качества якутской лошадки позволили саха освоить весь Дальний Восток и даже Северную Америку, а сегодня добраться с Полюса Холода –Оймякона в столицу России — Москву.

***

Но история на этом не заканчивается. Якутское божество Дьөһөгөй Айыы время от времени напоминает о своем договоре с народом саха, подавая ему символические послания. Примерно 200 лет назад в Едейском наслеге Намского улуса появился на свет маленький жеребенок, весь окутанный густой и длинной шерстью, как у нашего мамонтенка в далеком прошлом. Легенда гласит, что испугавшаяся челядь прибежала к своему тойону с рассказом о том, что на свет появилось чудище, видимо посланник нижнего мира, которое стоит убить, пока оно не накликало беды. Но пришедший посмотреть на чудного жеребенка хозяин обрадовался, увидев такое дивное существо, которое все никак не могло встать на ноги из-за длинной шерсти. Тойон сказал, что это знак ему от Дьөһөгөй Айыы. Такой жеребенок рождается как оберег, символ плодовитости домашней живности. — Значит у меня все будет хорошо, решил хозяин!

Легенда гласит, люди должны собраться вокруг такого человека, отмеченного знаком — жеребенком в «мамонтовой шубке» и активно заниматься коневодством и скотоводством. И действительно, в скором времени, после появления жеребенка в шубке, у тойона расплодился скот и лошади, причем только скот превзошел тысячу голов! Он стал богат своим приумноженным конным и рогатым хозяйством. Из рассказов известно, что у нашего жеребца в «мамонтовой шубке» был мягкий нрав, он подпускал к себе детей, а они играли, прятавшись в его шерсти. Десять ребятишек могли спрятаться за мохнатой «шубой» жеребца, так что взрослые не могли их потом найти.

Якутская “мамонтовидная арктическая лошадка” сыграла огромную роль в сохранении и приумножении народа саха, она дала ему огромные преимущества в ведении хозяйственной деятельности, укреплении его места на этой суровой земле Олонхо. Вся культура народа с ее бытом, ритуалами и обрядами, главным летним праздником Ысыах, была сформирована вокруг якутской лошади. Народ саха стал самым многочисленным на субарктических и арктических территориях северо-востока Евразии. Роль якутской лошади в этом неоценима! Об этом факте писали многие — Башарин, Миддендорф, Серошевский, Маак и другие.

Якутская мамонтовидная лошадка «учила» саха уму-разуму, подсказывала как выжить, учила «думать» как сама, учила делать жизненные выводы, сомневаться, быть упрямым и добиваться своего… Сегодня якутская лошадка ласково смотрит в глаза саха, размышляющему, что предпринять в переломное время. Она просто слишком любит саха, ведь ей это завещано Богами.

У нее еще много уроков, которые современные и будущие ученые из народа саха, нынешние детишки, играющие с якутской лошадкой, должны воспринять, почерпнув у якутской арктической лошадки, а потом внедрить в свою жизнь, чтобы она была достойной, комфортной и доставляющей радость!

Иными словами, «Культура Холода» у народа саха исконно связана и с якутским вероучением Айыы. Все было со старинных времен системно переплетено. «Культура Холода» материально неразрывно связана у саха с якутской лошадкой, а до нее – с жилищем, способом консервации еды, особой летней кисломолочной диетой и многим другим. Саха в традиционную эпоху смогли гармонично увязать воедино такие стихии как «Тепло» и «Холод». Так родилась в народе своя “Философия Холода”, поставившая во главу якутскую лошадь, которая скорее всего явилась условно – результатом племенной работы с дикой лошадью эпохи плейстоцена. Сегодня стоит задача о трансформации “народной культуры холода” в “холодовую экономику” с фундаментальными знаниями о холоде и природоподобными технологиями сохранения и приумножения криосферы Северо-востока России.

Ссылки на каналы и социальные сети Академии наук Якутии:

http://yakutia.science/

https://t.me/AkademyRepSakha
https://vk.com/public217206078
https://rutube.ru/channel/24490370
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх