АФИША КАРТА ЯКУТСКА 2GIS Билеты онлайн ГОД ЭКОЛОГИИ
ПОГОДА
9
Пасмурно
КУРС ВАЛЮТ
Курс ЦБ
$  64.42
 71.84
18+
ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
Архив новостей
Культура & Образование
18 апреля 2019, 9:32
3968

Новая выставка: Что главное в портрете?

18 апреля в Арт-галерее «Ургэл» открылась большая выставка «Портрет». В представленную экспозицию вошли 63 портрета, созданные сорока художниками со всей Якутии: печатная и уникальная графика, живопись маслом и акрилом. О выставке мы беседуем с директором Арт-галереи «Ургэл», заслуженным художником России Юрием СПИРИДОНОВЫМ.

— Юрий Васильевич, расскажите, пожалуйста, в чем особенность жанра портрета?
— Портрет – один из самых сложных жанров в живописи. История его развития уходит далеко вглубь веков – взять, к примеру, известные фаюмские портреты. В отсутствие фотографии портрет имел большое значение для разных сфер культуры. Начало расцвета этого жанра связано с эпохой Возрождения — с именами таких художников, как Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Сандро Боттичелли. Вместе с развитием общества, жанр портрета также со временем претерпевал изменения. К примеру, в начале прошлого века появились авангардные, нарочито упрощенные портреты Пикассо, Малевича, Петрова-Водкина, которые изобрели новые направления передачи образа человека. В 80-е годы 20 века появилось такое течение, как гиперреализм – огромные портреты, похожие на фотографию, где художник часто прописывает все до мелочей: ресницы и даже поры. По портрету часто можно определить, представитель какой эпохи изображен на нем, даже если в картине отсутствует специфическая атрибутика. Техника выражения настроения, черт лица, формы глаз – у каждой эпохи своя.

— В чем заключается сложность и специфика этого жанра?
— Главная сложность состоит в том, чтобы передать не только внешнее сходство портретируемого, но и его внутренний мир, чувства, характер. К примеру, в портретах Пикассо нет буквального сходства, но прекрасно передан характер. Молодые художники по всей России часто грешат тем, что в угоду заказчику стремятся придать портрету фотографическое сходство. Этого же ждут по простоте душевной и заказчики. Часто приходится слышать в качестве восторженного отзыва слова: «Как фотография!». Но нужно иметь в виду, что прежде всего должен быть точно передан образ, характерные черты, внутренний мир человека, его мысли и чувства, пространство, в котором он живет. Поэтому писать портреты берутся не все. Художник, пишущий портрет, должен быть очень наблюдательным человеком, как разведчик.

— Как жанр портрета развивался в Якутии?
— Первым профессиональным художником Якутии принято считать Ивана ПОПОВА. Многим знаком его прекрасный карандашный автопортрет. Он получил хорошее художественное образование в Санкт-Петербурге. Сейчас в нашей выставке принимает участие его потомок Гавриил ПЕТРОВ. На 60-70-е годы 20 века пришелся расцвет живописи и графики. Эллей СИВЦЕВ, Афанасий МУНХАЛОВ, Валериан ВАСИЛЬЕВ великолепно передали черты северного человека и создали шедевры, которые представляют сейчас золотой фонд нашего искусства. К этому периоду также относятся картины талантливых якутских портретистов: Афанасия ОСИПОВА, Михаила ЛУКИНА, Семена АЛЕКСАНДРОВА, Иннокентия КОРЯКИНА, Леонида КИМА и Афанасия СОБАКИНА. Наша выставка призвана показать современный срез развития искусства – характерные черты нашего времени, того, какие и как сейчас пишут портреты.

— Каковы эти характерные черты?
— Безусловным достоинством выставки можно признать то, что на ней представлены произведения разных художников, работающих в разных техниках. Произведения каждого поколения художников имеют свои особенности. Хорошо просматривается школа, которую они прошли. Общим можно признать направление реализма и влияние российской школы академической живописи, отличающейся крепким рисунком и хорошей колористикой. В России Союз художников прикладывает усилия, чтобы сохранить преемственность этой школы, несмотря на то, что в мировой практике традиции академической живописи, к сожалению, почти утеряны.

— Как происходит создание портрета?
— Бывает по-разному. Иногда за один сеанс можно создать прекрасный портрет. Порой портреты требуют и больше. Известно, что Серов для некоторых портретов делал до сорока сеансов. Сейчас такое время, что все спешат, поэтому многие художники пишут с фотографии.

— Можно ли считать такие портреты серьезными произведениями искусства?
— Скорее, нет. В то же время есть также художники с мировым именем, как Никас САФРОНОВ, работающие только с фотографии. Можно умело использовать фото. Не слепо копировать, а по возможности имитировать живое позирование.

— Есть ли на выставке любительские портреты — явно по фотографиям? Как их узнать?
— У таких портретов может быть фотографическая схожесть в лице, но при этом зачастую чувствуется отсутствие академической школы в написании рук и фигуры. Внимательный зритель это сразу определит. На нашей выставке специально для сравнения представлены все виды портрета, в том числе фотореализм, авангардные картины и академическое искусство. Картины на любой вкус.

— Есть ли предосудительное в работе на заказ и какие советы можно дать заказчикам портретов?
— Многие шедевры были написаны на заказ, включая известную «Джоконду». По заказу Медичи было создано немало великолепных картин. Заказчикам, желающим получить подлинное произведение искусства, я бы рекомендовал не стараться получить слащавую, будто обработанную на фотошопе, картину, гладкие румяные лица с ресницами, а попросить портрет, написанный творчески, допускающий пастозность мазков, к примеру. А лучше всего — найти время для живого позирования, ведь произведение искусства может остаться реликвией в вашей семье на сотни лет — это стоит того.

— Кто из известных художников принял участие в выставке?
— Гавриил ПЕТРОВ, Артур ВАСИЛЬЕВ, Марианна ЛУКИНА, Людмила СЛЕПЦОВА, много хороших художников. Эдуард ВАСИЛЬЕВ — большой мастер, способный минимальными средствами передать максимальное содержание — психологию, характерные черты, цельный образ человека. Очень выразительный портрет у одного из лучших портретистов Федота МАКАРОВА. Он представил портреты БАЛДОРЖА и Нины ЧИГИРЕВОЙ. Наталья НИКОЛАЕВА представила интересную картину «Гадание на кофейной гуще». Это необычный портрет, довольно условный, лишенный деталей, однако точно передающий психологию, состояние гадающего человека. Это даже больше, чем портрет, очень символичная картина, гармонично написанная с точки зрения живописи. Все фактуры выполнены в прекрасном стиле.

— Хороший вкус может быть залогом создания хорошего произведения искусства?
— Да, хороший вкус, чувство меры, знания и профессиональная подготовка художника. Отрадно, что на выставке много и молодых художников, представивших хорошего качества работы. В первую очередь я бы выделил студентку Арктического института культуры и искусств Миру АРГУНОВУ. Из центральных вузов — Ирину КОРЯКИНУ. Еще интересные работы представили молодые живописцы Семен НУЧЕКАНОВ и Гаврил НИКУТОВ. Если Мира Аргунова — уже известный молодой художник, представивший несколько персональных выставок, главная из которых прошла в нашей галерее, то остальные авторы — открытие нашей выставки.

— Арт-галерея «Ургэл» регулярно проводит тематические выставки. Это миссия галереи — поддержка не только молодых талантов, но и в целом, жанров искусства?
— Да, мы считаем, что тематические выставки воодушевляют художников работать в разных жанрах во имя искусства, а не только выполнять заказы, например, по оформлению. Наша миссия — поддерживать баланс развития изобразительного искусства по всем направлениям. Мы провели выставки «Ню», «Натюрморт», «Анималистика». «Портрет» — самая большая.

— Расскажите, пожалуйста, историю создания портретов Вашей кисти, представленных на выставке.
— Одна из картин — портрет легендарного жителя Момы, знатока фольклора, алгысчыта, каюра, человека многих талантов Иннокентия СЛЕПЦОВА. Эта картина экспонировалась на крупных выставках в Москве, на Дальнем Востоке и вошла в большой альбом «Современное искусство России». Для создания этого портрета я сделал несколько набросков и этюдов, в том числе во весь рост. Также я сделал этюд пейзажа, после чего соединил их в этой картине. На портрете девушки изображена молодая мама, уроженка Усть-Янского улуса, по национальности эвенка, проживающая уже давно в Якутске. Она позировала мне как на открытом воздухе, так и в мастерской. Пейзаж был написал с натурного этюда. Девушка была счастлива увидеть на своем портрете горы, которые она видела только в детстве. Для написания таких картин художник обычно заранее собирает материал, на синтезе которого создается серьезное произведение.

— Большое спасибо за интересную беседу, Юрий Васильевич! Как долго будет продолжаться экспозиция картин?
— Выставка будет работать ежедневно до 30 апреля.

Источник: Мария СЕРЕБРЯКОВА.
Если вы стали очевидцем интересного события или происшествия, присылайте фото и видео на Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору.
Спасибо!
Система Orphus
ТОП НОВОСТИ
ПОСЛЕДНИЕ МАТЕРИАЛЫ