Нина Ноговицына: Учитель – проводник света

В преддверии замечательного праздника, в который мы благодарим и чествуем наших замечательных преподавателей, педагогов, наставников, мы взяли интервью у учителя Городской классической гимназии г.Якутска Нины Александровны Ноговицыной.

27 лет назад она пришла после университета в школу №8 и осталась в ней, попав под крыло известных, маститых учителей знаменитой «Восьмой». Сейчас это городская классическая гимназия, а Нина Александровна Ноговицына последние два года – заместитель директора. Ее нынешняя работа еще более творческая, считает наша героиня – на ней школьные программы, планы, проекты, олимпиадное движение и другие интересные дела. И все же, все же… главная любовь ее – я полагаю, учительство.

– Как Вы пришли в школу, Нина Александровна?

– Я окончила матфак ЯГУ, решила стать именно учителем, пришла в школу №8, преподавала математику, была классным руководителем. Кстати, когда мы заканчивали университет, нам сделали полугодовой практикум, и мы работали в школе, поэтому к выпуску все уже знали, пойдем в школу или нет. Мне дали тогда математический класс – я таак готовилась!

– Как Вас, вчерашнюю студентку, встретили учителя школы?

– Когда я пришла в школу в 1990-ые уже в качестве учителя, меня курировали завуч по математике и учителя-методисты. Они нам, молодым, помогали адаптироваться (Восьмая школа Якутска всегда славилась своими учителями! – З.И.). Наша гимназия имеет третий результат по техническому направлению: мы попали в топ школ, которые готовят в технические вузы по Дальнему Востоку. За прошлый год мы стали третьими в рейтинге по результатам олимпиад.

– Вы были не только математиком, но и классным руководителем и, конечно, знаете, что один класс не похож на другой. Как складывались отношения с детьми?

– Конечно, выпуск на выпуск не похож, они все разные. Я пришла в школу, когда начался переход на гимназические классы, но мне попался обычный общеобразовательный. То была хорошая такая подготовка к самостоятельной работе – после них я уже ничего не боялась. Я – математик, а следующий класс мне попался гуманитарный. Впоследствии были уже технические классы.

Я заметила, что отношение учителя к детям с возрастом меняется. На практике, работая в старших классах, я знала, что мои ученики – взрослые и относилась к ним, как к взрослым. Для пятиклассников же я была мамой. А с последним выпуском получилось, что с родителями своих учащихся я одного возраста, и у нас много общего – взгляды на жизнь, на воспитание. Класс был математический, очень сильный, дети очень мотивированные – я их выпустила в позапрошлом году. Взяла с пятого класса и вела до выпуска, поэтому они мне родные-родные.

Где мы только ни побывали с ними! В пятом классе я их вывезла на три дня в Малую академию наук, на второй год мы ездили в Санкт-Петербург с культурной программой. В седьмом классе у нас была образовательная программа – мы поехали в Казахстан, жили и учились в университете имени Султана Демиреля. Дети были в восторге! В восьмом классе мы отправились на Ленские столбы. На следующий год класс разделился на техническое и естественно-научное направления, и в десятом классе мы сделали профориентационный выезд в Москву и Петербург, по всем вузам. Выезжали мы всегда всем классом, и родители вместе с нами. Многие ребята по результатам участия в олимпиадах сразу поступили в престижные вузы, у меня в одной лишь Бауманке пять выпускников учится. «Я горжусь и плАчу», – сказала я им, расставаясь. Когда они приезжают в Якутск, обязательно приходят в школу.

– Почему Вы выбрали профессию учителя математики?

– Я училась в школе в физико-математическом классе, и моя учительница привлекала меня к приему зачетов, я помогала другим ребятам разобраться и усвоить какую-то тему. Вы знаете, иногда ребенок своего сверстника понимает лучше, чем учителя.

Думаю, что на мой выбор профессии повлияла моя учительница Галина Ивановна Алексеева, очень сильный математик. Кстати, мы до сих пор поддерживаем с ней связь, общаемся, она меня фактически до сих пор курирует. Как-то мы даже давали вместе мастер-класс: она рассказывала, как работало их поколение, а я показывала, как мы используем интерактивную доску.

Переход на дистанционное обучение не стал для моей героини сильным ударом, она даже видит плюсы в карантинном периоде, поскольку ещё до пандемии работала с тестами, видеоуроками и приложениями в цифровом формате.

– До пандемии у меня были онлайн-курсы и были ученики из разных городов России, я проводила вебинары, прямые эфиры с выпускниками, ребята из разных городов рассказывали о своих вузах. Это была хорошая профориентационная работа, а в пандемийный период мы с другими предметниками записали цикл уроков в режиме онлайн на НВК «Саха»: уроки транслировались по всей республике, и школьники в районах с пользой для себя смотрели их. А сейчас у меня один класс, девятый, нынче он выпускной. Это дети «пандемийные», долго вынуждены были сидеть дома, так что приходится с ними много заниматься дополнительно.

– Идеальный ученик. Какой он, по-Вашему?

– Я всегда говорю детям, что на первом месте стоит культура человека, а потом уже образование. Если в человеке сочетаются знания и культура, для меня это идеальный ученик.

– А учитель?

– Есть такое выражение «учение – свет», так вот учитель – это всегда был светоч, а сейчас он – проводник света. Учителю очень важно иметь хорошие фундаментальные знания. В среднем звене дети делят нас на «добрых» и «строгих», а в старших классах важно, знает ли учитель свой предмет, насколько он профессионален.

Учитель – это образ жизни, ты живешь школой. Если ты готов жить жизнью школы – значит, ты сможешь стать хорошим учителем, будешь дальше развиваться, найдешь себя. Профессия учителя очень творческая. Учитель должен гореть!

В школе очень энергетическая атмосфера. Мы сами должны постоянно учиться, быть в тонусе, не стоять на месте, ведь дети иногда знают, разбираются в чем-то больше нас, особенно в технологиях. Нам надо выходить из зоны комфорта, поспевать за всем. Каждый учебный год должен быть для учителя, как первый. В школе он имеет возможность раскрыть все свои таланты, проявить себя не только в своем предмете, но и в своих увлечениях.

– Очень часто, в силу разных причин, талантливый учитель, не желая того, остается нереализованным. Что помогло Вам стать успешным учителем?

– Я посвятила себя школе, потому что у меня есть тыл. А когда тыл у тебя крепкий, надежный, ты можешь на работе творить, спокойно работать. Семья меня всегда очень поддерживала. Мама моя в свое время взяла на себя все заботы о доме и нашей дочери. Сын рос самостоятельным, потому что мы с мужем и наши родители работали, делали карьеру.

Сейчас мои дети уже взрослые: сын окончил МАИ, живет и работает в Москве, обслуживает международные рейсы. В школе он учился в техническом классе, был призером турнира Ломоносова, и это открыло ему двери. Когда он пришел поступать, ему сказали в приемной комиссии: «С этим дипломом ты можешь выбрать любой факультет». А дочь заканчивает Городскую классическую гимназию, выбрала естественно-научное направление, хочет быть либо биоинженером, либо генетиком. В общем, я вся в работе и счастлива, что могу себе это позволить. Еще я открыла социальный репетиторский центр «Школа +».

– Можно об этом поподробнее? Знаю, что многие родители вынуждены обращаться к репетиторам…

– Там у меня целая команда – эксперты по математике, физике, информатике, в планах – русский язык и литература, история и обществознание. Дети могут выбрать один предмет или целый пакет и готовиться к ЕГЭ и ОГЭ. В этом году мы вошли в реестр социальных предприятий. У нас есть хорошие скидки. Допустим, если папа или мама одни воспитывают детей. Также мы взяли шефство над детьми из семей беженцев. Хотим и дальше развиваться в социальном направлении: давать возможность способным детям, родители которых не имеют возможности платить большие деньги индивидуальным репетиторам, получать знания у наших учителей, экспертов в своем деле.

Кстати, мы проводим не только занятия по предметам, но и олимпиадные занятия. Летом мы открывали развивающий лагерь, что детям тоже интересно и полезно.

– Вопрос как к математику, Нина Александровна. Что делать, если у ребёнка проблемы с этим предметом?

– В первую очередь, поговорить с учителем-предметником, надо выяснить причину неуспеваемости: то ли ребенку не хватает времени для усвоения материала, то ли хромает учебная дисциплина, и ребенок не вовремя выполняет задания. После того, как выяснили причину, надо ее устранять. Если не хватает времени – заниматься дополнительно, а если дело в дисциплине – то нужен контроль со стороны родителей.

– Почему ребенку стоит участвовать в олимпиадах?

– Сейчас сильно развивается олимпиадное движение. Если ребенок занимается заданиями по олимпиадной математике, допустим, то он не только разовьет свою логику, но и получит, так скажем, бонус: может стать призером, попасть в летний лагерь, где занимаются с одаренными детьми или получить привилегии при поступлении, что очень важно.

Стоит ли участвовать в олимпиадах? Всё зависит от интересов и целей. Если вам интересно решать сложные задачи, и вы стремитесь к учёбе в хорошем вузе – тогда да, стоит. Призёрство в перечневой олимпиаде даст вам бонусы при поступлении, и порой так даже проще попасть в топовый университет, чем через ЕГЭ. Но главное, чтобы участие в олимпиаде действительно приносило ребенку удовольствие.

– Идеально, когда ребенок «пропадает» в школе. Но не секрет, бывает, он не хочет идти в школу. Что делать, как его заинтересовать, чтобы его тянуло в школу, чтобы у него глаза горели?

– Для ребенка школа – не только уроки. Это для него жизнь, и если эта жизнь интересна, его будет тянуть в школу. Если там бурлит жизнь – она станет местом, где каждый может проявить себя. Ребенок в чем-то обязательно должен быть успешным: спорт, художественная самодеятельность, самоуправление, да мало ли что еще. У него должен быть интерес – тогда его будет тянуть в школу, и он будет ее любить. Очень многое зависит от учителя. И от родителей, конечно: учитель и родитель должны работать в тандеме, а какие-то вопросы решать командно – учитель, родитель и ребенок.

Учитель высшей категории, отличник образования республики, обладатель гранта «Лучший учитель России», Нина Александровна Ноговицына прошла все творческие ступеньки, но с особым волнением она говорит об участии в конкурсе, проведенном в гимназии – «Гимназическая слава. Лучший учитель 9-11 классов».

– Это очень значимая, самая дорогая для меня награда, – говорит она, – потому что здесь голосовали дети и учителя, мои коллеги. Потом был городской конкурс «Учитель года», номинация «Новаторство», я стала лауреатом в республиканском конкурсе «Учитель года», а в 2016 году выиграла Грант президента. Уважаю увлеченных людей. Вот и в этот раз на моем пути встретился такой человек, Учитель! В связи с этим вспоминаются слова академика Дмитрия Лихачева: «Учительство – это искусство, труд, не менее творческий, чем труд писателя, композитора, но более тяжелый и ответственный… Учитель воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру».

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх