Значителен вклад М.Н. Жиркова в музыкальную культуру Якутии, охватившего его творческую, просветительскую, организационную деятельность. В наше непростое время, его имя прославил нынешний глава Вилюйского улуса Сергей Николаевич ВИНОКУРОВ, благодаря которому в Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского завершился 2-й Международный конкурс молодых пианистов, способствовавший обогащению исполнительского мастерства и преподавательского опыта преподавателей.
Начиная с 2018 года в стенах прославленной консерватории, где обучался Марк Жирков, глава Вилюйского улуса при поддержке Московской консерватории имени Чайковского, министерства культуры и духовного развития республики Саха, Фонда творческого развития имени М.Н. Жиркова — провёл уже свой третий проект.
А данный конкурс молодых пианистов проходил во второй раз, с 19 по 23 ноября 2024 года и приумножил количество участников, популяризировал творчество якутских, российских, зарубежных авторов, привлёк интерес современной аудитории к наследию прошлого и настоящего, дал возможность молодым пианистам, будущим артистам и педагогам приобрести новый опыт, открыть новый этап своей творческой деятельности.
Казалось бы, что может быть легче, чем донести до слушателя замысел автора, зафиксированный в нотном тексте? Почти все стараются сделать это. Но именно на конкурсе, в руках у одного пианиста этот текст оставался сухой, а у другого, под его пальцами возникал волнующий мир звуков. А была ещё одна категория исполнителей, являющимися посредниками между композитором и слушателем, где они становились творцами, сливаясь с индивидуальностью автора, придав музыке новое качество, подняв её на новую ступень.
Итак, авторитетное жюри под руководством засл. арт. России, декана фортепианного факультета и заведующего кафедрой специального фортепиано МГК им. П.И. Чайковского, профессора Андрея Александровича ПИСАРЕВА с членами комиссии: Денисом ЧЕФАНОВЫМ, Ольгой ГАВРИЛЬЕВОЙ (ВШМ), Иваном КОЩЕЕВЫМ, Гекханом АЙБУЛУСОМ, Еленой МИХЕЕВОЙ (ВШМ) выявили следующих победителей.
Лауреатами конкурса стали пианисты в трех категориях.
В младшей категории I премия была разделена между двумя участниками: Николай Колесов (Якутск) и Петр Кличановский (Москва).
II премия — между Мартой Исаевой (Елец) и Юрием Дрениным (Саратов).
В III премии выделили четырех участников: Марию Григорьеву (Москва), Софью Стручкову (Вилюйск), Карину Брёхову (Калининград), Алису Гончарову (Москва).
В юношеской категории среди победителей I премии была отмечена Сюй Цзысун (Китай).
II премию поделили между тремя участниками: Анастасией Пайдютовой (Россия), Егором Арзамаскиным (Москва), Рустемом Акияковым (Казань).
III премия досталась Арине Герасимовой (Казань), Ивану Доброродному (Екатеринбург), Анжеле Тыриной (Якутск) и Павлу Куприянову (Якутск).
Среди победителей старшей категории I премию разделили между Яной Максимчук (Москва) и Владимиром Вишневским (Москва).
Ольга Лазуренко (Москва) получила II премию, при этом III премия была разделена между тремя участниками: Ма Лянчунь (Китай), Тимофеем Симоненко (Якутск) и Рёта Мацухаси (Япония).
Обладателем высшей награды международного конкурса стал Владимир Вишневский, а также он получил специальный приз от семьи Жирковых «Доверие молодым».
Специальные призы достались двум участникам.
Спецприз министерства культуры и духовного развития Республики Саха «За лучшее исполнение произведения композитора республики» получила Анастасия Пайдютова.
Награду постоянного представительства Республики Саха при президенте РФ выиграл Петр Кличановский.
В намоленном концертном зале им. Н. Мясковского царил дух молодости, где на состязание съехались самые талантливые юноши и девушки, принявшие эстафету славных художественных традиций фортепианной игры. На конкурсе было всё: масштабность, виртуозность, романтический порыв, безупречное чувство формы, ведь в исполняемом репертуаре занимали творения зарубежных, русских, якутских композиторов.
Профессура МГК им. Чайковского: их манера поведения, общение с людьми, отличалась внутренней интеллигентностью, приветливостью, а проведённые ими мастер-классы отличались оригинальностью, изобретательностью, их внимание было приковано к безошибочному чувству стиля, философской углубленности, выразительности фразы, трактовке.
Конкурс выявил стремление к растущему интересу к творчеству якутских композиторов. Радует тот факт, что сама природа искусства привлекла молодых музыкантов разных национальностей к раскрытие якутской души, сделала её понятной и близкой людям.
Активизация этого процесса в огромной степени способствовала и будет способствовать развитию обмена художественными ценностями между разными исполнителями фортепианной школы, знакомить с творениями якутских композиторов. Благодаря второму конкурсу началось понимание сочинений якутских композиторов, раскрытие их художественного стиля и почерка.
Радует тот факт, что якутская музыка, начатая Марком Жирковым теперь находится в постоянном развитии, движется вперед, способствуя развитию технологии творчества, где любому молодому художнику — творцу, музыканту хочется самовыразиться, воплотить важное, волнующее, заглянуть в будущее.
Таким образом, проведённый второй Московский Международный конкурс молодых пианистов уже важная страница в истории современной музыкальной культуры, воздействие которого испытали все участники творческого состязания.
Владимир ИНДИГИРСКИЙ, Засл. работник культуры, Член союза журналистов России, Лучший преподаватель ДШИ по ДФО
Читайте так же Владимир Индигирский: Во славу якутской культуры и искусства