Наш якутский Дягилев – 9 дней как ушел композитор Шадрин

Сегодня 9 дней как не стало заслуженного деятеля искусств Республики Саха (Якутия), известного композитора, продюсера, музыкального деятеля Валерия Шадрина (1960-2025). Его преждевременный уход из жизни и связанные с ним драматические обстоятельства всколыхнули общественность республики и заставили задуматься о перипетиях его жизни и творческого пути.
Он вырос в интеллигентной среде. С ранних лет стал учиться музыке. Свои первые музыкальные впечатления получил в Нюрбе, слушая музыкальные передачи Якутского радиокомитета и шедевры мировой музыки. В том числе в исполнении Симфонического оркестра Г.М. Кривошапко. В Нюрбинской детской музыкальной школе, куда отвела его мама, среди первых учителей была первая якутская женщина-композитор Полина Иванова. И уже она порекомендовала одаренному юноше поступить в Якутское музыкальное училище им. М.Н. Жиркова в класс одной из первых пианисток Якутии, известного педагога — М.И. Ивановой.
Эти две знаменитые женщины сыграли большую роль в выборе Валерием Шадриным его дальнейшего профессионального пути. Он поступил на теоретико-композиторский факультет Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского.
Закончив ведущий музыкальный вуз страны — один из мировых центров музыкального искусства, он на ходу буквально «впрыгнул» в культурную жизнь республики как «черт из табакерки» — молодой, амбициозный со своими смелыми, тогда действительно новаторскими творческими проектами, от которых буквально голова шла кругом: «Неужели это реально и нам это под силу?», — задавались вопросами деятели национального искусства, не смея верить в открывающиеся перед ними — при поддержке руководства Республики Саха (Якутия) — широкие перспективы.
Валерий Шадрин стал активно работать в качестве продюсера, продвигая в условиях политики суверенитета якутских оперных исполнителей на мировой уровень – в этом смысле он был напрочь лишен провинциализма и каких-либо комплексов. В течение двух десятилетий был антрепренером известного якутского баса Ивана Степанова на всероссийском уровне.
Именно он организовывал участие будущего народного артиста РФ и РС (Я) Ивана Степанова в I Всероссийском конкурсе басов им. Ф. Шаляпина, где якутский бас был удостоен I премии и золотой медали (1993). В 1996 году Валерий Шадрин по представлению Московского еженедельника «Музыкальное обозрение» был награжден премией «Лучший продюсер года России». В тот период он курировал участие И. Степанова в партии Бориса Годунова в Малом оперном театре Санкт-Петербурга и в Новосибирском ГАТОБ, занимался привлечением спонсоров на изготовление сценических костюмов Бориса Годунова, а также для организации постановки «Бориса Годунова» в Якутске.
То же следует сказать о ведущей меццо-сопрано-ныне народной артистке РФ, народной артистке РС(Я) Айталине Адамовой-Афанасьевой. Ведь Валерий Шадрин продюсировал её участие в международных конкурсах: им. Х. Гаярре в Памплоне (Испания, 1994, II премия); им. Л. Собинова в г.Саратове (1998, I премия), им. Марии Канильи (Италия, Сульмона, III премия), им. Б. Христова (Болгария, София, 2000, III премия), двухгодичную стажировку в 2000-2002 гг. в Академии молодых певцов Мариинского театра (г.Санкт-Петербург). Все это на пути к главному достижению якутской вокалистки — I премии на XII Международном конкурсе им. П.И. Чайковского в 2002 г.
В качестве продюсера Валерий Шадрин запомнился своим участием в творческой судьбе многих других известных артистов якутской оперной сцены Н. Чигиревой, А. Алексеева, А. Дьячковской, А. Борисовой, а также более молодого поколения Л. Кузьминой, В. Колодезникова, Ю. Баишева, Г. Николаева, Г. Петрова. Речь идет не только о конкурсах и стажировках, но также и организации, и продвижении фильмов, фондовых записей многих выдающихся исполнителей Якутии в широкое международное пространство, где его рекомендация и легкая рука действительного дорогого стоили и имели определенный вес.
Заметен вклад Валерия Шадрина в организации в Якутске в 2004 г. международного оперного фестиваля «Ирина Архипова и Владислав Пьявко представляют». В творческом портфеле якутского продюсера, которого по праву можно назвать якутским Дягилевым, крупные фестивали якутской музыки в Москве, Санкт-Петербурге: в Большом и Рахманиновском залах Московской консерватории, Домах-музеях Ф. Шаляпина, А. Скрябина, музеях им. М. Глинки и А. Бахрушина. Обращал внимание Валерий Шадрин и на продюсирование гастролей якутского балета в Китайской Народной Республике, поддержку воспитанников Якутского хореографического колледжа имени А.и Н. Посельских.
В активе якутского продюсера были множество благотворительных акций с участием известных музыкальных деятелей, которые были проведены в Якутске для различных категорий населения. С 2012 г. в организованном им Музыкальном театральном салоне имени заслуженного артиста РС (Я), пианиста и концертмейстера из известной театральной династии М.М. Слепцова проводились концерты камерной и вокальной музыки. Впоследствии имя Марка Марковича Слепцова постепенно сошло на «нет» и «Музыкальный салон» ныне переформатирован в Камерный зал ГТОиБ РС (Я) с весьма с некачественным звуком, где оперные солисты ничтоже сумняшеся поют в микрофон (в камерных залах на академических концертах петь солистам в микрофон — моветон), под расстроенный рояль в тесном помещении, где руководство театра организовывало VIP-фуршеты…
Как композитор Валерий Шадрин в полной мере свой творческий потенциал, на мой взгляд, не реализовал – известные его балеты были поставлены благодаря поддержке и объединенным усилиям коллектива Национального театра танца Якутии им. С.А. Зверева-Кыыл Уола, который в тот период времени нуждался в пополнении самобытного репертуара. Дирижер Н.П. Петров помог осуществить оркестровку данных сочинений, что само по себе является весьма трудоемким процессом, собственно и формирующим музыкальную ткань произведений — «Лолита» (по роману В. Набокова) «Каштанка» (по А. Чехову), «Семь портретов якутских женщин» (по мотивам одноименного произведения А. Кулаковского), «Сэвэки» (на материалах эвенкийского фольклора на либретто Н. Калитина). Известно так же, что он — автор балетов «Свет и тени Марты Грэхэм. Шесть любовных писем», «Исповедь господина N», «12 грез пекинских красавиц», «Парфюмер» по П.Зюскинду (помните одноименный фильм?) — о которых якутский зритель практически не знает. Когда провожали композитора в последний путь — как и принято — аплодисментами, многие говорили о том, что надо возобновлять эти постановки и ставить его произведения.
Многие спорят, считать его якутским (по матери) или эвенкийским (отец его был из Жиганского улуса) композитором?
У него было одно крупное сочинение на якутскую тему — балет «Семь портретов якутских женщин» (по мотивам одноименного произведения А. Кулаковского) и один балет «Сэвэки» по материалам эвенкийского фольклора. Он все-таки был человеком мира – об этом свидетельствует содержание его произведений, ряд из которых написан на злобу дня, как, например, балет «Лолита», который в тот период времени явился своего рода определенным манифестом демократизации культурных процессов в стране и в том числе в нашей республике. По музыке «Лолиту» В. Шадрина сложно назвать гениальным творением, но оно, бесспорно, войдет в историю мирового театра как единственный в своем роде балет по широко известному и неоднозначному сочинению В. Набокова. То же самое можно сказать и про балет «Парфюмер» по П. Зюскинду — на него обратят внимание уже только потому, что у него такой популярный первоисточник.
Этническое самосознание себя как представителя северного этноса пришло к Валерию Шадрину в последние десятилетия жизни, когда он стал представлять интересы творческой интеллигенции коренных малочисленных народов Севера, обращаясь в различные государственные структуры. Так возник конфликт, больно ударивший по его самолюбию.
Обратившись за помощью по решению жилищного вопроса одного из артистов оркестра ГТОиБ РС (Я) из числа представителей эвенкийского народа, который решил переехать в Якутию из одного из регионов России, чтобы быть полезным родной республике, в силу своей запальчивости и эмоциональности В. Шадрин щепетильно отнесся к одному из небрежных высказываний тогда первого заместителя министра культуры РС (Я) Н.М. Зайковой, которая ныне волею случая занимается деятельностью в сфере профессионального музыкального образования, являясь ректором ВШМ РС (Я). Слово за слово — нашла коса на камень. В. Шадрин, воспитанный в советское время, очевидно ожидал от высокопоставленной государственной служащей хотя бы понимания, если не патерналистского отношения, к поиску путей по улучшению условий жизни творческой интеллигенции из числа малочисленных народов Севера, к которым он, безусловно, относил и себя. Его в общем то запальчивый альтруистский порыв обернулся против него – те, кого он считал друзьями — повернулись к нему спиной, государственная система осталась безучастной к его попыткам обратить внимание на в общем-то справедливо поднятую им проблему, а сам он в поисках «правды» проиграл судебное дело, которое на самом деле было «слоном, сделанным из мухи». Не стоило разводить весь этот «сыр-бор», а просто внимательно отнестись к своим профессиональным обязанностям, быть мудрее, выше частных мелочей, так часто отравляющих жизнь, которая на самом деле оказалась у Валерия Шадрина не столь протяженной и благополучной. На него самого в последние годы жизни такого же «Валерия Шадрина» не нашлось…
Единственный до недавнего времени композитор с дипломом Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского — не был членом Союза композиторов России и Якутии. При подаче заявления о вступлении в данный творческий союз композиторам необходимо приложить ноты своих произведений, музыковедам – свои труды и список сочинений, которые проверяются на предмет соответствия приемной комиссией, состоящей из именитых членов Союза композиторов России. В тот период не было цифровых нотных редакторов — Валерий не отличался особой усидчивостью, склонностью к кропотливой работе, где партитуры до недавнего времени расписывались вручную для каждого инструмента оркестра. Хотя самодеятельным композиторам, например, В. Зырянову и др. путь в Союз композиторов Якутии был открыт и это является подспорьем с точки зрения наличия социальных выплат Министерства культуры России, оказываемых через Союз композиторов России творческим деятелям в регионах. Министерство культуры и духовного развития РС (Я) — наоборот — поддержку якутским композиторам в последние годы практически свело на «нет». Спектакли по его произведениям не ставились, гонорары не выплачивались, авторские отчисления не шли, государственные заказы не оформлялись.
С 1989 года Валерий Шадрин работал в Государственном театре оперы и балета им Д.К. Сивцева-Суорун Омоллоона — сначала концертмейстером оперной труппы — он хорошо владел фортепиано, потом продюсером, заведующим PR-службой театра. Уходил-приходил — достаточно легко. Без особых проблем. Родной, казалось, театр каждый раз принимал под свои своды, но, однажды, наступил момент, когда ему десять лет назад пришлось расстаться с театром навсегда.
Выйдя из под живительной тени сценических софитов, он сразу как-то сник, не смог найти себя в обыденной жизни, как будто ему перерезали живительную пуповину. Ранее — стойкий и энергичный он пропал сначала из поля зрения, потом выпал из информационного поля, общественной деятельности, а затем ушел из жизни, сломленный, заброшенный, ранимый и, оказывается, такой беззащитный. На ум приходят слова великого М. Булгакова: «квартирный вопрос испортил» близких людей. Не стало при трагических обстоятельствах родной сестры — пианистки Натальи Шадриной, которая работала в этом же театре концертмейстером и тоже оказалась не у дел. Ушли один за другим люди его ближнего круга — Марк Слепцов, Майя Иванова и Полина Иванова — его учителя и друзья.
Куда смотрели бывшие коллеги? Люди, которых он в свое время, энергией своей талантливой и безудержной молодости вознес к вершинам профессионального искусства? Многим, очевидно, казалось, что это — временные трудности и Валера справится, вернется с новыми не менее интересными проектами и хитрым прищуром смешливых глаз – с кем не бывает в творческой среде? Но он опускался все ниже и ниже — вплоть до самой точки невозврата…
Он не был членом профкома, общественных организаций. Совет ветеранов ГТОиБ все-таки должен обращать пристальное внимание на возрастных коллег из зоны риска, оставшихся без попечения родных и близких. Свежа в памяти история с заслуженным артистом РСФСР, известным басом, легендарным солистом Якутского музыкального театра М.М. Лобановым, который в 1990-е гг., выйдя на пенсию, которой не хватало на жизнь после смерти супруги, просил подаяние, исполняя на рынке оперные арии… Ни в одном учреждении культуры и искусства Якутии – в Саха театре, где чтут старшее поколение, в ГАРДТ – где недавно в притеатральном сквере торжественно открыли «Пашкин лес» в честь безвременно погибшего на СВО коллеги П. Гомзякова и т.д. — таких душераздирающих историй, к счастью, нет. Почему самый блестящий и возвышенный по жанровой принадлежности театр республики – гордо нареченный им «Большим театром Якутии» так холоден и равнодушен к своим бывшим коллегам? Церемония прощания с известным импрессарио – нашим якутским Дягилевым — не была проведена в стенах ГТОиБ РС (Я), которые он, в общем то, по праву считал родными?
Валерий под конец жизни остался один на один со своими проблемами и был ввергнут самим собой в губительную пучину вредных привязанностей, сомнительных страстей, череды скандалов, которые сопровождали его недолгую, но яркую и насыщенную событиями судьбу. Он был сложным, неординарным человеком со своей позицией и отношением к жизни, финал которой сыграл одиноким СОЛО, вновь обратив внимание всей общественности республики своей оглушительно трагичной «тихой кульминацией» на проблемы жизни творческой интеллигенции после того, как творческая жизнь приказала долго жить….
Читайте так же Редкостный дар Валерия Шадрина можно было использовать более эффективно…
+7 (999) 174-67-82
