Народные писатели Якутии заступились за потомка Кулаковского

У НАРОДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ СВЯТЫЕ ИМЕНА

Это письмо писалось нами долго. Нас, трех народных писателей, беспокоило то, что даже небольшая тень, падающая на потомков   Өксөкүлээхэ, затемняет свет великого имени. С другой стороны, сомневались — поймут ли нас правильно. Получалось так, что мы прямолинейному, лобовому решению вопроса противопоставляем очень зыбкую, деликатную, духовную сторону дела. Но ведь в этом и заключается духовная сила народа, его совесть и собственное достоинство – в умении чтить, оберегать и сохранять святые имена. Василий Егорович был однозначно за публикацию письма, я медлила. Договорились, что решим, когда он приедет из Амги. Оттуда он уже не вернулся…

Харысхалу всегда был присущ общественный темперамент, он не проходил мимо несправедливости, это известно многим. Готов был войти в огонь и воду за доброе имя  Союза писателей Якутии и каждого отдельно взятого писателя, если он считал ситуацию обидной и недостойной. И это письмо еще одно свидетельство его неравнодушия.

8 февраля, исполняется 9 дней ухода из жизни Василия Егоровича Васильева – Харысхала и я сочла нужным довести до читателей это письмо. Потому, что в этом письме речь, по сути, идет не только о конкретном случае, а о подходах к формированию самосознания  народа. Сам Василий Егорович ушел от нас по  светлой, туманной дороге, ведущей к тем, чьи имена были для него святыми…

                                                   Наталья ХАРЛАМПЬЕВА

У народа должны быть святые имена. У народа саха они есть. Один из них Алексей Елисеевич Кулаковский — Өксөкүлээх. Он стоял у истоков нашей литературы, он предвидел все события ХХ века, проблемы глобализма, он ратовал за приобщение своего народа к мировой цивилизации и видел, что может привнести его народ в эту копилку. Его философский и экономический труд «Письмо якутской интеллигенции» поражает своей глубиной и прозорливостью. Поэма «Сон шамана» — это вещь, которую надо перечитывать каждому просвещенному якуту и находить в ней ответы на вызовы глобализации. Реальную опасность исчезновения своего народа он ощущал еще тогда в начале ХХ века, а сейчас она дышит нам в затылок. Русский писатель Владимир Солоухин, переводил его поэзию, он был полностью покорен гением Кулаковского. Вот его слова, сказанные тогда народному поэту Якутии Семену Данилову: «Послушайте, он великий поэт! В те годы разработать такой интонационный стих, с таким богатством аллитераций, с такой гибкостью, яркостью… Пришлите, пожалуйста, мне его портрет, я буду смотреть на него, переводя его стихи и поэмы!»

К слову, возвратить из небытия Кулаковского (а было время, когда жгли его книги в школьных дворах, обвинив его в «буржуазном национализме), помогли именно такие люди как Владимир Солоухин. Незабвенный Г.П. Башарин и группа честных якутских писателей и ученых посвятили этому жизнь. Можно привести длинный список имен переводчиков, критиков, издателей — представителей разных народов, вернувших народу классиков якутской литературы. Эту работу координировал народный поэт Якутии Семен Данилов.

          Основоположники якутской литературы Анемподист Софронов — Алампа и Николай Неустроев не оставили потомков, так сложилась их судьба. Это для нас, не столь многочисленного народа, трагическое обстоятельство. К нашему счастью, к счастью народа саха, у Алексея Елисеевича есть потомки, его единственный сын Реас Алексеевич имел 8 детей, а эти дети своих детей – правнуков Кулаковского. Сегодня существует целый клан Кулаковских и это люди, которыми можно гордиться. Раиса Реасовна Кулаковская, старшая внучка Өксөкүлээхэ, долгие годы возглавляла Соттинский музей «Дружба» под открытым небом. У истоков этого музея стоял народный писатель Якутии, Герой Социалистического Труда Д.К. Сивцев – Суорун Омоллоон. Он  сам в свое время передал бразды правления Раисе Реасовне, внучке человека, которого почитал как святого. В последние годы руководил музеем уже правнук Өксөкулээхэ – Степан Охлопков. Мы, писатели, часто бываем там, возим туда гостей, проводим на базе музея семинары для молодых писателей. Там всегда нас встречали с душевным теплом, любовью и вниманием. Что для Раисы Реасовны, так и для Степана Степановича, писатели – родные люди, они почитали за честь принимать нас. Как и мы почитали за честь быть у них в гостях – у потомков великого Кулаковского! В местах, освященных еще одним великим для нас именем – Суорун Омоллоона…

          Но сегодня потомки великого Кулаковского не у руля этого музея. По итогам ревизии хозяйственной деятельности музея Степан Охлопков отстранен от руководства, более того документы переданы в суд. Мы не хотим вникать в подробности этого дела, но знаем, что  на самом деле овчина не стоит выделки. Если бы люди, давшие ход этому делу, понимали что значит для самосознания народа имя Кулаковского, то наверняка, решили бы вопрос по другому. Полковник Захарченко набил несколько квартир дензнаками и позже милостиво вернул их государству, а тут речь идет о нарушениях мизерных, которые может допустить каждый хозяйственник. И самое главное – их можно исправить. И  эти шаги предприняты.

Есть в нравственных ценностях человечества такие понятия как милосердие, гуманность и душевное сострадание. Не говоря о том, что милосердие является одной из главных христианских добродетелей. Мы  хотим напомнить, что формирование самосознания народа, его самоуважение к собственной истории зависит от сегодняшнего отношения к образу национального лидера, косвенно и к его потомкам. Столь длительное и невнятное разбирательство с «делом» Степана Охлопкова бросает тень на великого Кулаковского.

              Давшие ход  этому делу, должны же были понимать, что есть святые для народа имена! И что их потомков народ оберегает, чтит и желает их видеть во славе, в труде и в чести. И народ знает, что по большому счету потомки Кулаковского не давали повода  усомниться в их честности и порядочности, это люди, которыми гордится республика. Духовность народа – вещь тонкая и деликатная, не чувствуя в ней нравственных нюансов можно наломать дров. Достоинство и мудрость чиновников в этом то и заключается – в сохранении святых имен и умении решать подобные, непременно возникающие в водовороте жизни вопросы, с милосердием и с оглядкой на прошлое и будущее своего народа.  

          Нас, писателей, тревожит моральная подоплека дела, которое, пусть косвенно, касается святого имени. Жить надо не только сегодняшним днем и помнить о том, как слово и деяние отзовется в будущем.

Н. И. ХАРЛАМПЬЕВА, народный поэт РС(Я)

В.Е. ВАСИЛЬЕВ – ХАРЫСХАЛ, народный писатель РС(Я)

С.А. ПОПОВ – ТУМАТ, народный писатель РС(Я)

15 января 2021 г.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх