Началось уничтожение артистов этнического направления – Чыскыырай о Театре эстрады
«Невозможно создавать что-то, когда чувствуешь себя в клетке и слышишь упреки»
Последние несколько месяцев самоувольнения известных артистов из Театра эстрады приковывают все больше внимания, а около недели назад уволившиеся сотрудники обратились с письмом к Ил Дархану с просьбой отстранить Татьяну ЧАРАНСКУЮ от должности директора театра. Одной из подписавших письмо в защиту театра и артистов стала заслуженная артистка республики, исполнительница главной роли фильма «Пугало» Валентина РОМАНОВА – ЧЫСКЫЫРАЙ. Артистка рассказала ЯкутскGO, почему ушла из театра спустя двадцать семь лет и каким видит справедливый итог последних событий. Полностью статью читайте на первоисточнике.
— Расскажите, с чего начался конфликт в Театре эстрады?
— Такой сильной тревоги за наш театр у нас, артистов, не было даже в девяностых, когда стояла угроза его закрытия, мы с нашим директором, Василием Васильевичем ФИЛИППОВЫМ и учителем Юрием Егоровичем ПЛАТОНОВЫМ (Заслуженный артист РСФСР, Заслуженный артист ЯАССР, Народный артист РС (Я)), всегда упорно его защищали. Фундаментом нашего театра являются опытные, талантливые солисты: Варя АМАНАТОВА, Альбина ДЕГТЯРЕВА, Клавдия и Герман ХАТЫЛАЕВЫ, Анастасия ГОТОВЦЕВА, АмгаЛена НОТАРА, Сахая и Александр БУРНАШОВЫ и много других артистов, которые нашли свой путь в творчестве. И если этот фундамент убрать, то театр развалится. Мы, артисты, очень терпеливые люди, терпим до последнего, а потом начинаем действовать. Мы впервые столкнулись с такой ситуацией, и надеюсь, что не зря побеспокоились.
Да, мы ушли по собственному желанию, но, когда у человека нет стимула или ощущения свободы, он начинает искать другой путь. Невозможно создавать что-то, когда чувствуешь себя в клетке и слышишь упреки. В театре появилось разделение на молодых и «старичков», велись разговоры о том, что мы должны уступать путь молодому поколению, это было намеком, что нам пора уходить. Нас очень аккуратно отправляли на полставки, тихо убирали, говорили, что мы можем дальше реализовывать себя в других проектах.
На встрече для продления договора, мне было сказано, что мне следует уйти в компанию «Сахафильм», хотя должности «актриса» в ней нет. После моего отказа мне предложили понизить ставку, так как Татьяна Николаевна была недовольна моими показателями эффективности. Тогда для меня был сложный период: я потеряла мужа из-за онкологического заболевания, и сама перенесла операцию по этой же причине, я ожидала понимания.
Творческому человеку необходима свобода, он должен реализовывать себя в тех направлениях, в которых хочет – тот же фильм «Пугало», он открыт дорогу региональному кинематографу. Разве я не заслуживаю участия в интересных проектах, если работаю в театре? Я могла принести ему больше пользы, но с той атмосферой, которая в нем сложилась, это стало невозможным.
Я не конфликтный человек, я действительно могу и хочу свободно творить, поэтому сначала согласилась на новые условия оплаты, не хотела уходить из родного театра, а затем узнала, что и Альбину Дегтяреву, Клавдию и Германа также перевели на половину ставки. Началось уничтожение артистов этнического направления. Когда у народа исчезает фольклор, то исчезает язык, народ умирает. Начиная с восьмидесятых годов наши наставники работали над сохранением нашей культуры, нашей эстрады. Они всегда повторяли, что важно чтить старших, уважать и учиться у них. Наши учителя вкладывали надежды и силы, и это все теперь искоренится. Сейчас те, кто знал, чем дышит и как работает театр люди ушли, и это большая потеря. По-моему, взрослые артисты должны быть советниками молодым, помогать им, а как мы протянем им руку в такой ситуации?
Мои коллеги сказали правду: этики и субординации со стороны руководства действительно не было. В моей работе часто высказывались замечания, но я старалась и терпела ради творчества. Директор должен быть понимающим, находить подход к людям творческой профессии, понимать их внутреннее состояние. Прошлые руководители театра всегда поддерживали меня, отпускали за границу, чтобы я представляла нашу культуру, а Татьяна Николаевна поставила мне условие – либо я беру отпуск без содержания, либо никуда не еду. Когда меня пригласили в Монголию со своим моноспектаклем, она сказала: “Ты что, одна должна ехать? Сними корону. Хватит, теперь гастроли только с коллективным представлением». Мне пришлось отказаться от поездки. Никогда прежде я не отказывалась от новых проектов – это моя жизнь.
Из-за сложных обстоятельств в моей жизни, мой юбилейный сольный проект несколько раз переносился, и в итоге состоялся осенью прошлого года, собрав полный зал. В моих исполнениях всегда играет живая музыка, я выступаю с профессиональными музыкантами, однако во время репетиции концерта я узнала, что Татьяна Николаевна отказалась платить моим музыкантам. Тогда мне пришлось самой искать средства для оплаты их работы и работы онлайн-видеооператора. Параллельно с этим концертом стартовали съемки документального фильма от Президентского фонда культурных инициатив «Чыскыырай — женщина Саха», что поставило съемки концерта под угрозу.
— Были ли проблемы с репертуаром театра?
— До Татьяны Николаевны директором был Алексей Алексеевич (ЕГОРОВ), который сделал Театр эстрады репертуарным, он ввел в нашу жизнь музыкальные спектакли, мы сплоченно работали как одна команда, все были задействованы в гастролях, концертах, фестивалях. Прежде я с радостью приходила на работу, мы все были большой семьей.
При новом директоре, когда я еще работала в театре, новыми постановками стали только «Буратино», «Чудный костюм» и «Служебный роман». Тогда был юбилейный год республики, может быть, нужно было поставить этнические постановки и спектакли в такую дату?
Татьяна Николаевна утвердила меня на роль активистки Шурочки в “Служебном романе”. Я всегда стараюсь стилизировать, вносить в роль свое, но это не было оценено, и мою роль отдали Тамаре ПОПОВОЙ. Я не стала никого играть.
— Как Вы считаете, какой итог этих событий станет справедливым?
— Справедливым итогом станет смена директора. Артисты хотят объединиться, чтобы театр работал с новой силой, никто не хотел конфликта, просто так случилось, терпение закончилось.
Многие говорят, что наша реакция – это бунт, но это не так. Не мы начали этот конфликт.
Я до сих пор не понимаю, кто и зачем опубликовал письма, информацию в социальных сетях. Мы не хотели скандала в такой сложный период, мы хотели решить проблему спокойно.
Я бы хотела, чтобы наш театр в новом руководстве возобновил творческую мастерскую Юрия Егоровича Платонова, первого профессионального артиста якутской эстрады, в абсолютно разных направлениях, и Театр эстрады вновь обрел свой статус и пошел по новому пути. Тогда наша история останется, сохранится наша культура, а наше поколение будет направлять молодежь.
Моя подпись была в поддержку моих коллег и единомышленников, с которыми мы вместе создавали якутскую эстраду как одна семья.
Несмотря на все, я открываю новую дверь в своей творческой жизни и работаю над новыми проектами.
+7 (999) 174-67-82