На «Волшебную флейту» в Якутск спешит царица ночи
В эти дни на сцене Государственного театра оперы и балета идут репетиции оперы великого Моцарта «Волшебная флейта». А 23 января в Якутск прилетит солистка Мариинского театра Кристина Гонца — чтобы исполнить партию Царицы ночи.
Эта партия, можно сказать, ее коронка и совершенно точно, одна из самых любимых. Потому и приглашают ее к себе и на родину Дмитрия Хворостовского в Красноярск и в Новосибирск — уже в третий раз, чтобы порадовать сибиряков кристально чистыми, как хрусталь, нотами, исполнением, каким, наверное, его и хотел бы слышать великий Моцарт.
Диплом от Галины Вишневской
К Царице ночи с высокими колоратурами, где запредельные ноты фа третьей октавы — Кристина (тогда еще Алиева) приступила в двадцать два года, будучи студенткой, и участвовала с этой партией в Международном конкурсе оперных певцов «Санкт-Петербург», где в жюри — великие люди: народная артистка СССР, солистка Мариинского театра, заведующая кафедрой сольного пения Санкт-Петербургской консерватории, профессор Ирина Богачёва, а оценивала конкурсантов величайшая и легендарная Галина Вишневская, ум, честь и совесть музыкальной России.
На дворе стоял ноябрь 2011 года, и это был последний конкурс с живым участием Галины Павловны. Участников — около двухсот и, представьте себе, что из всего огромного и весьма разнообразного набора конкурсантов первые три премии в тот год взяли три обладательницы колоратурного сопрано. Такого в истории конкурса оперных артистов еще не было никогда. Этот стал одним из сильнейших, и все победительницы теперь — топовые певицы, работают в ведущих театрах страны: Дарья Терёхова — в Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, Олеся Гордеева — в «Санктъ-Петербургъ Опера» и в Мариинском театре — наша героиня, виртуозно исполнившая Царицу ночи другие партии и хранящая диплом, подписанный Вишневской, как реликвию, как оберег.
В том конкурсе, надо сказать, участвовали и суперзвёзды, в их числе — солистка Большого театра N., в репертуаре которой были наисложнейшие партии, в том числе Лючия из оперы «Лючия ди Ламмермур». Кристина шла за ней следом, и в третьем туре они исполняли одну и ту же программу. Уже после педагог передала ей слова Вишневской, которая заметила: «Вот эта маленькая девочка перепела взрослую девицу».
Маленькая да удаленькая
Маленькая, потому что ростом невысока. Мал да удал, на Руси говорят. А ведь поначалу её не хотели брать ни на театральный, ни на вокальный факультет, мол, работу с такими внешними данными всё равно не найдёт. И ведь, услышав её, взяли — даже без средне специального образования, и год Кристина училась на подготовке. Столько энергетики в этой юной и весьма энергичной особе, что утерла нос всем, кто не верил, и, прежде всего, самой себе, конечно.
Как-то одна конкурсантка в концертном зале Чайковского проронила: «Я бы на твоем месте не рисковала петь Царицу ночи — её же поют более драматические сопрано…».
Кристина не стала ее слушать и упрямо продолжала петь. Спустя время Царицу всё же пришлось отложить. И вот только после рождения двух дочек она приступила к ней снова. И поняла, о чем говорила та девушка. Голос Кристины не стал драматическим. Но он стал немножко другим — более крепким. Он вырос.
Пойте Моцарта! Моцарт полезен
Два года Кристина училась в магистратуре у народной артистки РСФСР Ларисы Шевченко, и из тех занятий вынесла для себя много полезного. Поначалу ей было не просто выходить на верхнюю тесситуру, а в репертуаре Кристины были также и лирико- драматические партии. Например, в опере русского композитора Родиона Щедрина «Лолита» — низкая тесситура.
И вдруг Кристина для себя открыла, что ей очень комфортно петь Царицу ночи.
«Я от нее не устаю, — говорит певица, а следующая её фраза пролилась бальзамом на душу: — И, кроме того, Моцарт полезен. Он — как лечебная микстура для певцов. Тем, у кого есть какие-то проблемы или вопросы, нужно обязательно петь Моцарта! Тогда голос выстраивается полностью на всём диапазоне. И звучит более ровно».
Соль куклы Олимпия
И Кристина Гонца открыла для себя и другие верхние ноты, и пошла ещё выше. После Царицы ночи на фестивале Дмитрия Хворостовского в Красноярске она представила интересную интерпретацию Арии куклы Олимпия Ж. Оффенбаха, вставив соль третьей октавы. И зал встал.
«Это было очень необычно, — признаётся певица. — Такого еще не было в моей практике. Всем понравилось».
И она стала пробовать петь ещё выше.
В этом году Кристина Гонца удостоилась чести петь в Мариинском театре вечерний спектакль 31 декабря. А это, знаете ли, действительно, честь.
Не всем выпадает.
Мечты сбываются
Работать с Валерием Гергиевым было заветной мечтой Кристины, и она уже на третьем курсе всем говорила, что будет петь в Мариинке. Никто не верил.
Как-то раз вместе с педагогом, народной артисткой СССР Ларисой Шевченко, которая на тот момент ещё пела, они пришли прослушаться к ведущему концертмейстеру Мариинского театра, заслуженной артистке России Ирине Соболевой и Павлу Смелкову (это главный дирижер Приморской сцены Мариинского театра).
— А Родион Щедрин как раз закончил оперу для юбилея Валерия Абисаловича, — рассказывает Кристина. — И там оказалась партия для такого голоса, как у меня — лёгкое инструментальное колоратурное сопрано, Блоха в опере «Левша». Мне она подошла идеально. Так я вошла в мировую историю как первая исполнительница этой партии. И до сих пор ей остаюсь. Уже 10 лет пою свою коронную партию. Это спектакль невероятной красоты, и силы духа русского человека. Если будете в Санкт-Петербурге, обязательно посмотрите — такой спектакль нигде в мире не идет, по своим техническим возможностям. Но это шедевр…
На эту роль Кристину выбрал сам Родион Константинович вместе со своей супругой Маей Плисецкой. Кристина рассказывает, как они приходили вдвоём на репетиции — всегда под ручку. И это было очень трогательно.
Майя Михайловна всегда поддерживала Кристину, интересовалась её жизнью, здоровьем и вела себя как настоящая аристократка. Эти моменты общения с настоящими звёздами — навсегда с Кристиной.
Каждый раз, когда над убитым Левшой она исполняет последнюю арию, по-настоящему плачет.
Потому что слёз сдержать невозможно.
Якутск хорошо принимал
Летом 2016 года Кристина Гонца впервые побывала с ним в Якутске — тогда Валерий Абисалович привез солистов Мариинского театра и приморской сценв. И вместе с симфоническим оркестром и хором якутского театра оперы и балета состоялось концертное исполнение оперы Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре». Правда, партия у Кристины была небольшая.
Эпизодическая. Зато впечатления от якутской публики она запомнила: очень хорошие. «Принимали нас просто замечательно, зрительный зал был полон и нам аплодировали. Я просто чувствовала восхищение людей и их тепло. И кормили нас очень вкусно», — рассказала Кристина.
Наверное, было тепло, потому что все это происходило летом)
А как в Якутске бывает зимой, девушке только рассказывали…
Но ей не страшно: она же самая настоящая северянка! Родилась в Норильске — городе на вечной мерзлоте, где на горнодобывающем комбинате трудились её бабушка и дедушка. А погреться на солнышке семья ездила к родным в… Красноярск.
Потому что там по сравнению с Норильском — лето.
Волшебная флейта о любви
Опера Моцарта «Волшебная флейта» — это произведение о любви.
— А что, как не любовь, может согреть наши сердца и душу?! — говорит мне Кристина. — Предлагаю якутянам разделить этот холодный зимний вечер в теплой, доброй и радостной обстановке в оперном театре. Мы будем дарить любовь вам, а вы нас согревать теплотой своих сердец!
До встречи, Кристина, в Якутске!
Ждем спектакль «Волшебная флейта» — последний шедевр, оперу-сказку, триумф творческого пути великого гения Вольфганга Амадея Моцарта.
+7 (999) 174-67-82