МАРИНА СИЛИНА — С «ВОЛШЕБНОЙ ФЛЕЙТОЙ» ПО ЖИЗНИ
Опера «Волшебная флейта» Вольфганга Амадея Моцарта впервые была поставлена на сцене Театра оперы и балета в 2006 году заслуженным артистом Якутии Прокопием Неустроевым, внедрившем в австрийский спектакль фольклорные северные черты. Очаровательную партию Папагены исполнила задорная красавица с горящими глазами, любимица публики Марина Силина.
6 декабря мы вновь увидим замечательную певицу в этом чудесном сказочном спектакле, посвящённом ее юбилею. Оказывается, в жизни заслуженной артистки России и Якутии Марины Силиной эта опера сыграла особую роль. Она сопровождает её буквально со студенческой скамьи. Причем артистка исполнила в ней три интересных роли — Первой Дамы, Памины и Папагены.
А в 2007 году она была удостоена премии Республиканского театрального конкурса «Желанный голубой берег» — за лучшую роль второго плана — Папагены.
О Моцарте, о якутских постановщиках, личном взгляде на моцартовские образы мы и поговорили с Мариной Владимировной. И вот что у нас получилось.
Персонажи и исполнители
Е. С.:
— Сюжет — в противостоянии Царицы Ночи и мага Зарастро: у них разный взгляд на выбор жизненного пути дочери Царицы Ночи Памины и принца Тамино. Царица хочет удержать дочь и погубить соперника, а Зарастро за то, чтобы скрепить пару узами добродетели.
Марина Силина:
— Я бы сказала, что все герои оперы — и отрицательные, и положительные — несут в себе особый смысл. Каждая вокальная партия очень выпуклая и насыщенная по содержанию, красивая и интересная. А сюжет — в противостоянии Доброты и Зла, Тьмы и Солнца.
Здесь сочетаются бытовые сцены, герои которой — Папагено с Папагеной, Три Дамы, и сцены монументальные, носящие религиозный характер — это сцены с ораторами, хоровые и сцены с Зарастро. Маг Зарастро — персонаж божественный, это вершина благородства, мудрости, всего возвышенного.
Царица Ночи — наиболее известный персонаж и самый непростой. Музыкальный материал, которым великий Моцарт наделяет Царицу Ночи, меняется. Если в первой арии она — добрая мать, то во второй мы видим её трансформацию в весьма коварную воительницу, и хрустальность, которая присуща колоратурному сопрано, фиоритуры и грациозные колоратуры здесь приобретает иной смысл и иной оттенок — хлёсткий.
Партия — сложнейшая, не в каждом театре ее могут исполнить. Это — вершина вокального мастерства для обладательниц колоратурного сопрано.
У нас партию Царицы Ночи исполняли народная артистка России и Якутии Альбина Борисова и заслуженная артистка России и Якутии Анна Дьячковская. В этот раз в партии Царицы Ночи на сцену вновь выйдет замечательная солистка Мариинского театра, лауреат международных конкурсов Кристина Гонца.
Е. С.:
— Все номера спектакля по-своему очень красивы. Ария Царицы Ночи — это, действительно, какое-то космическое произведение, безумно, невероятно красивое. Потрясающе звучат арии Памины и Томино, тем более в исполнении таких солистов, как блистательная Екатерина Захарова, лауреат конкурсов, и Николай Попов, народный артист Якутии. Ну а яркий, запоминающийся дуэт Птицелова Папагено, которого играючи, легко и непринуждённо исполняет народный артист Якутии Юрий Баишев, и его подружки по Папагены в исполнении замечательной нашей героини Марины Силиной — жемчужина оперы «Волшебная флейта».
Мои университеты
Марина Силина:
— Интересно, что когда эта постановка только осуществлялась, я исполняла две партии — принцессы Памины и Папагены. Но впервые с оперой я познакомилась, когда после окончания Якутского музыкального училища продолжила обучение в Уральской государственной консерватории им. М.П. Мусоргского в классе народной артистки СССР Веры Баевой.
У нас при консерватории была оперная студия, и в оперном классе мы работали над оперой «Волшебная флейта». Я была начинающей, и мне дали партию Первой дамы.
Е. С.:
— А в спектакле 6 декабря в роли Трех Дам на сцену выйдут настоящие оперные дивы. Первую Даму исполнит одна из лучших солисток театра Феодосия Шахурдина — народная артистка Якутии. Вторую Даму — Прасковья Герасимова, заслуженная артистка Якутии. Третью Даму — неподражаемая Екатерина Корякина — заслуженная артистка Якутии, гран-при международного конкурса вокалистов Айталины Адамовой-Афанасьевой.
Марина Силина:
— Я благодарна своим профессорам, режиссёру, дирижёру, которые ввели меня в мир оперы, доверили мне исполнение партии Первой Дамы и очень тщательно готовили со мной партии. Мне тогда очень хотелось исполнить Царицу Ночи, и я всегда зачарованно слушала пение старших товарищей: Царицу у нас исполняла студентка 5 курса Татьяна Доржиева (стала солисткой Бурятского оперного театра).
Режиссёром студенческой постановки был Павел Иванович Коблик. Дирижёром — профессор Уральской консерватории Эммануил Израилевич Красовицкий. Счастье моё, что он вёл меня все годы моей учебы! Это великий мэтр дирижирования, кладезь мысли, человек, прошедший Великую Отечественную войну. Он был военным капельмейстером, долгое время работал дирижёром Свердловского театра оперы и балета и потом больше 20 лет работал у нас, в Уральской консерватории. Эммануил Израилевич очень много мне дал, показал, как нужно учить партию, и мне это было интересно вдвойне, потому что по первой своей специальности я — пианистка, и его уроки были интересны и с точки зрения аккомпанемента тоже. Я начинала работать в Театре оперы и балета и слушала его уроки, и наши репетиции с упоением вспоминаю до сих пор.
В северных традициях
Е. С.:
— В Якутском театре оперы и балета постановка «Волшебной флейты» уникальна. По тем временам она, можно сказать, была революционной — именно в те годы начинался расцвет новой мысли.
Марина Силина:
— Да, опера классическая, но очень интересно решены костюмы, появился новый взгляд на характеры персонажей. Например, у Моцарта Папагено и Папагена — люди леса, птицеловы. И у нас они тоже люди леса, но решены эти образы в традиции северных народов.
Работа над «Волшебной флейтой» была нам очень интересной. В соответствии с задачей мы искали новую пластику наших героев. Надеюсь, зрители увидят: в своих движениях мы используем элементы танцев северных народов Якутии.
Про художников
Е. С.:
— Художником-постановщиком оперы стала Екатерина Шапошникова, художником по костюмам – Марьяна Оконешникова. Это они обогатили сценографию всей оперы и костюмы артистов национальными северными элементами.
Марина Силина:
— Мне кажется, тут ключевое слово — обогатили. В сценографии и в цветах костюмов я вижу всполохи северного сияния, снега, нашей якутской зимы. Или — цвета земли и листьев в наших с Папагено костюмах — мы же люди природы, земные. А вот у Царицы Ночи, Трех Дам, Мальчиков — цвет костюмов неземной, трудно передать их оттенки словами.
Скучать не придется
Е. С.:
— По времени опера «Волшебная флейта» довольно протяженная. Но вот интересно: время пролетает незаметно — так захватывающе развиваются в спектакле события.
Марина Силина:
— Чтобы поддержать зрительский интерес, Моцарт гениально выстраивает всю композицию: он всё время перемежает сцены, которые нужно переосмыслить, сценами яркими комическими, вызывающими добрую улыбку.
Спектакль, вроде, и сказочный, а вместе с тем, глубоко философский — заставляет задуматься о смысле жизни, о нравственном, духовном началах. Моцарт через всю оперу пронес мысль о том, что человек всегда должен стремиться к вершинам духовности.
О Кристине Гонца
Е. С.:
— Я уверена, что наш спектакль никого не оставит равнодушным. Тем более, к нам приедет Кристина Гонца, которая уже выступала в этом спектакле год назад и оставила зрителей в восхищении.
Марина Силина:
— А впервые она у нас побывала — я очень хорошо её помню — с лирико-комической оперой Сергея Прокофьева «Обручение в монастыре». Тогда она только-только начинала свой творческий путь, а теперь — наша коллега, солистка Мариинского театра. Приятно видеть, как она профессионально выросла.
Последняя у Моцарта
Е. С.:
— Опера занимает особое место в творчестве гениального Моцарта.
Из 14 опер это его последняя работа, и наряду с оперой-буффа «Свадьба Фигаро», пожалуй, наиболее популярная.
Премьера состоялась в театре Ауф дер Виден и имела огромный успех: в то время в Вене были очень модны сказочные феерии, а в качестве спецэффектов они сопровождались звуками грома и молнии.
Одно из самых своих жизнерадостных и поэтичных сочинений гениальный тридцатипятилетний Моцарт создал за два месяца до своей кончины. Мало того, он сам дирижировал своим произведением. И от того, наверное, опера воспринимается с особым смыслом и чувством.
Сказка ложь да в ней намек
Марина Силина:
— «Волшебная флейта» относится к жанру оперы-зингшпиль, то есть это опера, сочетающая музыкальные номера с разговорными сценами — диалогами и монологами. По сюжету, это сказочная опера: она написана по сказке Кристофа Виланда «Лулу, или Волшебная флейта» и наполнена высоким духовным и этическим смыслом. Он в том, что на пути человека возникает множество испытаний, и через них проходят только мужественные, сильные люди, которые становятся лучше и чище. Победа красоты, добра и истины непреложна. В свою притчу Моцарт вложил всё то, что его самого вдохновляло: идеи равенства, братства людей, веру в изначальность добра, возможность нравственного совершенствования человека и в конечное торжество света и разума.
Подарим сказку!
Е. С.:
— Надеюсь, что зрители получат большое удовольствие от великолепной музыки Моцарта, от исполнительского мастерства солистов и всей замечательной постановки, которую осуществил Прокопий Неустроев, тогда еще студент третьего курса ГИТИС. Австрийская сказка стала нам ближе, понятнее, словно действия разворачиваются у нас, за Полярным кругом, а Царица ночи – своеобразная Кыыс Кыскыйдаан.
Приходите! Мы подарим вам не просто встречу с прекрасным. Мы дарим вам светлую сказку и надежду на лучшее в будущем человечества.