Мы – музыкальная страна

Зима 2019 года закончилась. Неминуемо наступление весны, а за ней —  долгожданное лето. Конечно, в связи с этим природным циклом во всех учебных заведениях подходит к концу учебный год. Во всех школах идёт подготовка к  экзаменам, контрольным и т.д. А в учреждениях дополнительного образования вовсю идут годовые отчётные мероприятия учащихся и их педагогов.

Вчера, 21 апреля, хотя стояла ненастная погода с мокрым снегом, вперемежку с дождем — учащиеся, преподаватели и родители Детской школы искусств (ДШИ) №2 города Якутска собрались на отчетный концерт вокально-хорового отделения на сцене ДШИ №1. Отчётный концерт подготовил и вел заведующий вокально-хоровым отделением ДШИ №2, педагог-вокалист, хормейстер, заслуженный работник культуры РС(Я), отличник образования РС(Я), обладатель Почётных Знаков: «За вклад в области культуры и искусства г. Якутска», автор культурных проектов: «Дорогою добра», «Поющая Туймаада», «Бэби-шлягер» — Владимир Петрович ИНДИГИРСКИЙ.

Вначале зададимся вопросом, чему учат в учебном предмете “Хор” ДШИ.

Цель обучения: 1. Формирование музыкальной культуры как неотъемлемой части духовной культуры; 2. Развитие мотивации личности к познанию и творчеству; 3. Воспитание у подрастающего поколения уважения к традициям русской, зарубежной и национальной культурам. 4. Формирование у обучающихся исполнительского мастерства и художественного вкуса, основанных на традициях русской и зарубежной культуры и культуры народов РФ. 5. Оказание помощи в профессиональной ориентации; 6. Выявление и развитие творческой индивидуальности каждого обучающегося; 7. Вовлечение детей и молодёжи в активную творческую деятельность, предполагающую освоение базовых художественно – практических навыков; 8. Развитие музыкальности; музыкального слуха, чувства ритма, музыкальной памяти и восприимчивости, способности к сопереживанию; образного и ассоциативного мышления, творческого воображения, певческого голоса; приобщение к музыкальному искусству посредством вокально-певческого жанра как одного из самых доступных и массовых видов музыкальной деятельности и т.д.

Задачи: развитие интереса к классической музыке и музыкальному творчеству; развитие музыкальных способностей: слуха, ритма, памяти, музыкальности и артистизма; формирование умений и навыков хорового исполнительства; обучение навыкам самостоятельной работы с музыкальным материалом и чтению нот с листа; приобретение обучающимися опыта творческой деятельности и публичных выступлений и т.д.

Известно, что по исследованиям ученых, поющий человек наименее подвержен воздействию стресса и депрессии, так как вокал оказывает на него благотворное влияние и своеобразное психотерапевтическое воздействие. А хоровое пение развивает у детей физическое и духовное здоровье. Профессиональные музыканты знают, что добиться идеального звучания хора не так-то просто, если состав порой удивляет своей немногочисленностью. Главная цель дирижёра хора– достигнуть целостности и монолитности всех партий, чтобы звучание хора ассоциировалось с единым живым организмом, слаженное и благозвучное звучание которого доставляло бы истинное наслаждение. Таким образом, научить детей петь в хоре, уметь управлять и направлять им – это дело непростое. Процесс развития ребёнка, становление его творческой личности – это таинство, в которое учитель должен вмешиваться очень осторожно.

У каждого человека процесс развития креативности очень индивидуален. Вот такие сложные цели и задачи предусматривает программа обучения предмету “Хор” в музыкальной школе. На любом отчетном концерте, в конце учебного года, учащиеся  должны продемонстрировать свои знания, умения, навыки, которым они научились в течение учебного года. И Владимиру Петровичу это удалось. Он даже на концерте создал благоприятные условия выступления детей, которые успешно реализовались на сцене, где   вчерашние дошкольники и учащиеся младших классов, очень организованно выходили на сцену, кланялись и от  души исполняли произведения, эмоционально окрашивая их своим  детским творческим отношением.

Концертная программа

Начался концерт “Гимном ДШИ№2”, который исполнил сводный хор учащихся и педагогов под руководством своего учителя Владимира Индигирского. От  номера к номеру — зал заполнялся красивыми детскими голосами. Звучали хоровые и вокальные произведения композиторов: Д. Перголези, И. Баха, В.Моцарта, Чайковского, Мусогорского, Э. Грига, В. Портнова  Г, Соловьева – Седого, Фельцмана, Г. Григоряна, З. Степанова, В. Полякова, и т.д. В репертуаре учащихся прозвучали русские народные песни. Исполнение детей – всегда волнующее событие. Ведь недаром говорят, “Хорошо исполненная ребёнком песня — делает мир чище и добрее”. Мы, зрители, принимали каждое хоровое исполнение детей с восторгом и бурными аплодисментами.

Душевно было исполнено песня З. Степанова “Төрөөбүт дойдубут” в исполнении младшего хора. В исполнении ансамбля мальчиков “Песнялюбы” прозвучала русская народная песня “Бородино” в обработке С. Чернецкого в сопровождении ударных инструментов (пед. А. Н. Фёдоров) и другие. Очень артистичная Нюргуяна Ордахова исполнила песню “Үрүҥ Хайа” на ст. И. Алексеева, муз. В. Индигирского, посвящённую к 60-летию Анабарского улуса, вызвав шквал аплодисментов. Всего в программе прозвучало 24 номера разных по содержанию и характеру произведений. Юные вокалисты Индигирского заполняли паузы. Так, например, произведение Грига “Заход солнца” очень романтично исполнила Анжела ДМИТРИЕВА. Тепло и сердечно была исполнено произведение Чайковского “Колыбельная в бурю” Даяной ГУЛЯЕВОЙ. Бурные аплодисменты слушатели выразили юному певцу хора Тимофею САВИЦКОМУ, исполнившего песню М. Протасова “Морской капитан”. Чувствовалось знание учащихся своего предмета, безусловное уважение к Учителю, концертмейстеру, к Зрителю.

Смена каждого коллектива происходила очень четко и слаженно, никто не толкался, не задерживался, было видно, что дирижёр хора уделяет своё время сценическому мастерству своих учащихся. Надо отметить, что коллективов было немало, где учатся дети с первого по шестой классы. Каждый ребенок четко знал своё место.

Такая слаженность и синхронность, безусловно,  достигается большим трудом. Всем известно, что главную роль в формировании творческой личности, в развитии современного творчески мыслящего человека велика роль преподавателей, учителей музыки. И таким учителем бесспорно является уважаемый Владимир Индигирский. Хочу отметить, как ветеран педагогического труда, что ребёнок впервые начинает самостоятельно учиться, творчески мыслить, когда с ним работает продуктивный работоспособный педагог- психолог. Такой педагог, не навязывает своё мнение сразу, если ошибается ребёнок, думает не как все. Педагог видит, что это мнение ребёнка, что это его выбор. Главное – поддержать желание своего учащегося, интерес к самостоятельному поиску. Существует несколько правил, которых, на мой взгляд, должен придерживаться учитель: не сковывать, а освобождать; не сдерживать, а поддерживать; не сгибать, а распрямлять. И каждый участник отчетного концерта старался максимально продемонстрировать своё умение, это значит,  спеть в унисон, без единой ошибки, с чувством.

Завершился концерт ансамблем педагогов “Сэмревойз” исполнением песен Григоряна “Речка Эчий”, Фельцмана “Фронтовики”, Соловьева – Седого “Подмосковные вечера” в новой обработке В. Индигирского. Эту известную и любимую песню советских времен подпевал весь зал. На такой красивой песне и завершился отчётный концерт под руководством маэстро Владимира Петровича Индигирского и концертмейстера – Татьяны Николаевны ШЕПИЛОВОЙ. Кстати, Татьяна Николаевна заменила на время концерта Карлена Самвеловича МКРТЧЯНА. За это ей огромное наше родительское СПАСИБО!

Владимир Петрович истинный энтузиаст музыкального просвещения детей РС(Я), один из инициаторов великолепного проекта “Музыка для всех”, который всячески поддерживает проект первого Президента РС(Я) М.Е. НИКОЛАЕВА. Бурной, неутомимой энергии маэстро можно только по хорошему удивляться и по белому завидовать. Владимир Петрович истинный труженик, популяризатор искусства, потрясающий пропагандист музыки для самых широких слоев населения. Он работает с хоровыми коллективами, солистами-  как детьми, так и взрослыми. Индигирский организует различные смотры, конкурсы, фестивали. Знаток творчества всех популярных деятелей искусства не только Якутии, но и России и мира. Владимир Петрович служит 37 лет самому благородному делу-  приобщению детей и взрослых к хоровой и музыкальной культуре, посвящая этому делу всего себя искренне и самозабвенно… От имени родительской и музыкальной общественности мы выражаем слова благодарности Учителю-маэстро Владимиру Петровичу Индигирскому за его неустанный труд в воспитании подрастающего поколения юных якутян.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх