Мосту быть!

Филиппова Надежда Анатольевна

Учёная степень: Доктор технических наук

Ученое звание: Доцент

Профессор Российской Академии Естествознания

Научное направление: Технические науки

«В Якутске прошла научно-практическая конференция «Развитие транспортной инфраструктуры»

— Здравствуйте, Надежда Анатольевна! Спасибо, что нашли для нас время. Вы в числе молодых профессоров Российской Академии Естествознания, доктор технических наук, профессор МАДИ — Московского автомобильно-
дорожного государственного технического университета, одного из ведущих образовательных учреждений страны, готовящих специалистов в области транспорта и дорожного хозяйства. В 40 лет вы защитили диссертацию на актуальную для нашего региона тему
. Почему именно тема севера?

— Я родилась и выросла в Сибири. Окончила Иркутский государственный технический университет. Вопрос северного завоза был для меня актуален со школьной скамьи, мое детство пришлось на 90-е годы, я помню, как приходилось крутиться родителям, чтобы просто накормить и одеть детей.Им казалось, что о них просто забыли.В отопительный сезон не хватало топлива, продовольствия и даже предметов первой необходимости. Поэтому тема моей кандидатской диссертации была «Повышение эффективности перевозок грузов для районов Севера», которую я досрочно защитила в 2005 году.

— Как проходила работа над докторской диссертацией?

— Тема моей докторской диссертации «Повышение эффективности доставки грузов для севера России на основе управления рисками». Работать над ней было очень сложно. Все имеющиеся материалы основывались на данных, актуальных для Советского Союза, когда все логистические схемы имели под собой прочный базис – плановую экономику. Когда этой основы не стало, стране пришлось адаптироваться к новым исходным – бизнесу, частным перевозкам, невозможности долговременного планирования, особенно в вопросе снабжения труднодоступных территорий. Пришлось выстраивать прогнозные модели, для чего учитывать массу важнейших составляющих – подвижной состав перевозчиков, ремонтно-эксплуатационные мощности, погрузочно-разгрузочный потенциал на местах, да просто аварийное состояние дорог. Главной проблемой для меня стало состояние автозимников и ледовых переправ. Для формирования прогнозной модели ледовых явлений на карте перевозок грузов мною был проведен сбор исходных метеорологических данных верхнего и нижнего течения реки Лена. Здесь мне очень помогли коллегииз ФГБОУ «Гидрометеорологический научно-исследовательский центр Российской Федерации». Совместно была разработана математическая модель прогнозирования сроков начала и окончания навигации на участках реки Лена для перевозок грузов северного завоза речным транспортом в летний период, модель определения периода работы автозимников для перевозок грузов северного завоза автомобильным транспортом в зимний период эксплуатации.

— Насколько я понимаю, прогностическое моделирование вообще является одной из сложнейших задач в государственном планировании. Как вы строите такие модели в связи с метеорологическими данными? С нашими далеко не простыми природно-климатическими условиями? Каким образом появляются данные о начале работы зимников?

— Это становится возможным только на основе тесного взаимодействия всех заинтересованных структур. К сожалению, после распада СССР объективное планирование на государственном уровне было практически утрачено. Поэтому даже простой сбор данных сейчас происходит чаще всего в рамках либо отдельных хоз/договоров, либо научно-исследовательских работ.Причем и те, и другие ведутся различными структурами, что приводит к неэффективному использованию бюджетных средств. Мы очень много теряем на этом, просто миллиардами в совокупности. Сейчас государство прилагает большие усилия, чтобы внедрить систему платформенного взаимодействия специалистов. Весьма далеко в этом продвинулись наши коллеги из ФАНУ «Востокгосплан». Но если из федерального центра видна актуальность подобного подхода, то в регионах приходится разъяснять необходимость коллаборации по большинству вопросов.

-Да, у нас даже примета есть – если сегодня асфальт кладут, завтра его будут ломать, чтобы проложить трубу или кабель.

— Мы с коллегами призываем к более тесному сотрудничеству в этом направлении. Потому что каждый день эффективной работы отражается на качестве жизни людей, особенно живущих на Севере. Я, кстати, хочу отметить, что в Республике Саха понимание этого вопроса имеет место, чему свидетельством мероприятие, которое мы провели с 15-го по 19-е августа.

— Как называется это мероприятие?

— Межведомственная научно-практическая конференция «Развитие транспортной инфраструктуры города Якутска: предложения и рекомендации». На пленарном заседании, которое прошло на базе Академии наук Республики Саха (Якутия), выступили с докладами представители исследовательских и проектных организаций Республики. Приняли участие руководители хозяйствующих субъектов, от которых зависит практическое проведение работ. Пользуясь случаем, хочу высказать глубокую признательность министру транспорта и дорожного хозяйства Владимиру Михайловичу Сивцеву, благодаря которому состоялось это мероприятие. Надо отметить, что ни копейки средств министерства затрачено не было. Все мероприятие прошло за счет средств гранта. Побольше бы нам таких руководителей.

— А что это за был грант?

— Это был грант Академии наук РС (Я) в рамках комплексных научных исследований «Анализ транспортной инфраструктуры городской агломерации «город Якутск» в связи со строительством мостового перехода через р. Лена». Огромное содействие оказал заместитель мэра Якутска Антон Анатольевич Алексеенко. Он выступил с докладом на пленарном заседании. Отрадно видеть, что муниципальные власти не только прислушиваются к мнению ученых, но и принимают непосредственное участие в обсуждении, дают свои замечания.

— А Вы с каким докладом выступали?

— «Организация и методика сбора статистических данных для оценки пассажиропотоков и имитационного моделирования транспортных потоков города Якутска». Нам это очень интересно. Мы подготовили семь патентов на программное обеспечение в сфере развития и оптимизации транспортной инфраструктуры Арктической зоны и северных регионов России. Спасибо Якутии, что у нас есть возможность пилотного внедрения наших разработок взоне вечной мерзлоты.

— Реально ли внедрить их в нашей республике?

— Внедрение возможно при условии создания единого информационного центра, включающего в себя возможность гибкой настройки и переключения сценариев перевозки, в зависимости от различного рода факторов. В рамках проведенной работы мною было выявлено 54 фактора риска, которые в той или иной степени влияют на процессы, связанные с перевозкой грузов. Все это осложняется с вводом Ленского моста. Объемы перевозок пассажиров и грузов вырастут на порядок, что показали исследования коллег из Северо-Восточного федерального университета. Для решения задач повышения эффективности планирования и реализации сценариев перехода предложен инновационный подход для оценки вероятности сроков начала и окончания ледовых явлений, влияющих на эффективность выполнения плана поставок.

— Есть какой-то практический результат?

— Только в резолюцию конференции вошли 37  предложений и рекомендаций. Не общие слова, а конкретные предложения! Редко такое встретишь на подобных мероприятиях. Чаще всего общие слова типа «Рекомендовать то-то и то-то…» А какие специалисты у вас? Выступления директора Института мерзлотоведения Михаила Николаевича Железняка, доцента автодорожного факультета СВФУ Владимира Юрьевича Панкова, доцента СГУВТ Александра Степановича Попова, бывшего главного архитектора Якутска Николая Николаевича Алексеева – вот прямой пример синтеза академической школы и современных технологий.

— А для себя лично Вы что-нибудь получили полезное?

— А как же! На основе полученных и обработанных статистических данных впервые был создан алгоритм «Прогнозирование сроков начала и окончания ледовых явлений».Инновационный подход к исследованию и разработанное программное обеспечение соответствуют национальным приоритетам научно-технологического развития России. Учитывая суровые условия эксплуатации и особое значение случайных факторов в функционировании транспорта, надежность и безопасность доставки грузов автомобильным транспортом является приоритетной задачей для выживания и работы людей в условиях Севера.

— Что надо сделать, чтобы Ваши предложения пошли в жизнь?

— Необходимой базой реализации задач для развития транспортной системы Арктики и вхождения в цифровую экономику является повышение эффективности системы планирования и прогнозирования в условиях нестабильной транспортной сети и резких изменений метеорологической обстановки. В этих условиях необходимостью является развитие новых научных подходов к методам математического моделирования, описывающих изменения в текущей ситуации функционирования региональных транспортных сетей. Указанные мероприятия позволят обеспечить предоставление государственным и коммерческим структурам достоверные прогнозные данные для планирования и последующего контроля выполнения графиков доставки грузов.

— Что, по Вашему, может помешать применению таких разработок?

— В настоящее время управление процессами перевозок грузов в северные районы России находится на объективно недостаточном технологическом уровне.

-Не используются современные технические средства и математические методы для оптимизации процесса.

-Слабо изучено влияние особенностей климатических условий.

-Недостаточно эффективно ведется работа по просвещению аппарата чиновников в сфере эффективного взаимодействия с исследователями и проектантами.

Очень хорошо, что в конференции приняли участие руководители хозяйствующих служб Якутска. Ребята все молодые, все инженеры, глаза горят. Хорошая команда, новая. Думаю, года через два уже увидим результаты их работы. Даже сейчас видны масштабы дорожного строительства в городе.

— Мы устали уже от этого, не пройти, не проехать.

— Потерпите. Это очень хорошая работа идет. Думаю, никогда такой не было. В результате у вас будет прекрасный, благоустроенный город.

— Вернемся к конференции. Вы какие проблемы хотели бы первую очередь отметить? И будет ли вообще мост?

— В моём докладе были раскрыты проблемы автомобилизации населения Республики Саха (Якутия) и предложены рекомендации по развитию пассажирских перевозок на маршрутных линиях сети внутригородского транспорта и в пригородных направлениях.Предложены варианты оптимизации маршрутов движения, меры по повышению мобильности пассажирских перевозок и повышению их качества. Мост, конечно, будет. И объективно, и субъективно он должен быть. Такая страна, как наша, не может не иметь моста через такую великую реку. И административные способности вашего губернатора, его усилия создают все предпосылки для решения этого вопроса, который даже Советский Союз не смог решить.

— Со строительством мостового перехода через р. Лена возможен ли транспортный коллапс? Будут ли кардинальные изменения в транспортно-логистической схеме в связи с вводом Ленского моста?

— Обязательно в транспортной схеме должны быть изменения.Иначе город просто «задохнётся», так как автомобильный поток вырастет в разы. Повысится концентрация выбросов загрязняющих веществ и уровень шума. Нами представлены предложения в том числе и по расширению полос движения, и по изменению светофорного регулирования. Сформировано предложение по созданию теплых надземных пешеходных переходов, в которых будут располагаться торговые точки, создание объездной дороги вокруг г. Якутска. Основанием для этих предложений является годовой статистический анализ пассажиропотока и интенсивности движения, который СВФУ провел совместно с МАДИ. Я сама монтировала телематическое оборудование с коллегами с автодорожного факультета. Мы мониторили и анализировали данные перекрестков и магистралей Якутска в течении всего года.

— Про доклад Вашего коллеги, доцента кафедры «Транспортная телематика» МАДИ, к.т.н. Али Магомедовича Байтулаева можно, пожалуйста, поподробнее рассказать. Собираются применить спутниковое оборудование ГЛОНАСС/GPS?

— Обязательно надо применять. Уже ряд лет применяют «Упрдор «Вилюй», «Упрдор «Лена», республиканское управление автодорог. В городах оборудование на базе спутниковой системы навигации ГЛОНАСС/GPS позволит собирать сведения о загрузке салона автобусов, пассажиропотоков на остановочных пунктах, о наполняемости салона. Собранные сведения о пассажирских перевозках позволят повысить комфорт передвижения, оптимизировать маршрутную сеть, изменить интервалы движения и многие другие факторы.

— Вы предложили технологические рекомендации по развитию пассажирских перевозок на маршрутах внутригородского транспорта и в пригородных направлениях. Можете перечислить?

— Думаю, это приоритет министерства транспорта Якутии и администрации города. Я просто поделилась впечатлениями.

— И все-таки, хотя бы один, главный совет от вас лично?

— В городе Якутске необходимо ввести приоритет проезда общественного транспорта. Необходимы выделенные полосы, кольцевые развязки, одностороннее движение. Надо построить несколько мостовых перемычек, надо открыть улицу Короленко. Не буду опережать коллег по конференции, они тут главные, они тут живут. Мы приехали в чем-то помочь и самим поучиться, как надо работать.

— Сейчас, в данный момент, какая, по Вашему, главная проблема Якутска в организации дорожного движения?

— Огромное количество светофоров! Зачем их столько? Весь город стоит из-за светофоров. Минимум штук 30 убрать надо. Они не нужны.

— На V Восточном экономическом форуме правительство Республики Саха подписало соглашение с вашим институтом. Одним из пунктов является подготовка кадров для работы в области дорожно-транспортного хозяйства.

— С радостью примем всех желающих на кафедру «Транспортная телематика», так как специалистов в области интеллектуальных транспортных систем не хватает. Имеются места в магистратуру. Подробно вся информация есть на сайте МАДИ.

Третий раз приезжаете в Якутск. Какие впечатления?

— Холодно. И собаки страшные. Что-то вам надо делать с собаками.

 

-Есть ли любимое место в городе, которое не забываете посещать?
— Музей мамонта СВФУ. Всегда хожу туда специально. Сильное место. А хозяин! Федоров Сергей Егорович – он просто душа музея, иччи по-якутски, как мне друзья объяснили. Такие ученые, как он – достояние Республики. Мировой уровень во всем!
 — Какие у вас будут пожелания? Может, мы в чем-то можем помочь?
— Строительство транспортно-логистических центров. У вас запланировано 13 таких центров, за что отвечает Якутоптторг. Было бы полезно коллегам связаться с нами. У нас разработаны техзадание, методика, модели, экономическое обоснование. На основе этой методики и только благодаря ей состоялась Олимпиада в Сочи. Я пока не могу найти выхода, с кем встретиться, с кем поговорить. Кому предложить наработки и сотрудничество.

 

— Надеюсь, Вас услышат коллеги. Еще раз спасибо вам большое Надежда Анатольевна!

— Вам спасибо! Думаю, у нашего института и Якутии будет долговременное и плодотворное сотрудничество.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх