Мошенники звонят россиянам по 6-7 млн раз в сутки
Количество мошеннических звонков гражданам России сохраняется на уровне 6-7 млн в сутки, их ограничение идет очень медленно, заявил в Совете Федерации зампред правления Сбербанка Станислав Кузнецов.
«В прошлом году было рекордное количество звонков: в марте мы зафиксировали чуть выше 20 млн звонков в сутки — беспрецедентная цифра, самая большая в мире», — сообщил он.

«Сейчас в течение нескольких месяцев телефонное мошенничество в стране базируется на уровне где-то 6-7 млн в сутки. Это цифра постоянная. Это миллионы мошеннических звонков в сутки, и ограничение этих миллионов звонков на сегодняшний день происходит очень медленно», — отметил Кузнецов.
Ущерб граждан от кибермошенничества в 2024 году в целом по России, по оценкам Сбербанка, составил 295 млрд рублей, добавил Кузнецов.
Проблема телефонного мошенничества в России приобрела за последние годы очень серьёзные масштабы, сопоставимые с киберугрозами национального уровня, отмечает член комитета Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи, федеральный координатор партийного проекта «Цифровая Россия» Антон Немкин.
«Суточный объем в 6–7 миллионов мошеннических звонков — это не просто статистика, а реальный показатель высокого уровня автоматизации и масштабности преступной деятельности. Несмотря на снижение по сравнению с мартом 2024 года, когда наблюдался рекорд в 20 миллионов звонков в сутки, нынешний уровень по-прежнему представляет серьёзную угрозу для граждан», — добавил депутат.
Сегодня мошенники продолжают адаптироваться к новым мерам борьбы с ними и активно использовать альтернативные технологии, такие как IP-телефония, бот-сервисы и искусственный интеллект, имитирующий голосовые сценарии. Регулирование в этой сфере должно успевать за темпами развития цифрового криминала, чтобы не создавать серьёзный разрыв между угрозой и возможностью её нейтрализации, уверен Немкин.
«Огромные суммы ущерба — почти 300 млрд рублей в 2024 году — свидетельствуют о системной проблеме: массовая вовлеченность граждан, низкий уровень цифровой гигиены и недостаточное количество превентивных механизмов. При этом схемы становятся всё изощрённее: используется социальная инженерия, «двойники» голосов сотрудников банков и даже дипфейк-технологии. Современные атаки всё чаще становятся персонализированными, что повышает их эффективность», — пояснил он.
Важно понимать, что решить проблему исключительно техническими средствами невозможно. Необходима комплексная стратегия, включающая как образовательные инициативы для всех возрастных групп, так и ужесточение ответственности для участников цепочек телефонного мошенничества.
«Ранее президент подписал закон, который включает в себя большой количество новых мер по борьбе с мошенниками – как телефонными, так и сетевыми. Это и введение новых обязательных правил по идентификации и проверке личности пользователей услугами связи, и обязательная маркировка звонков, и введение отказа от получения рассылок, спам-звонков и вызовов с абонентских номеров, не входящих в российскую систему, а также инициированных с использованием виртуальных телефонных станций. Все они начнут работать уже в этом и следующем году, что, очевидно, должно сильно повлиять на масштабы мошенничества в нашей стране. Тем не менее, эта работа обязательно будет продолжена – чтобы действовать на опережение, нам нужно всегда «держать руку на пульсе», — заключил Немкин.
+7 (999) 174-67-82
