Site icon SAKHALIFE

Мистическое и красивое озеро Себян Кюель

Село, где находится одноимённое озеро, находится в центральной части Якутии (Кобяйский улус), в пределах горно-таёжной зоны западной части Верхоянья, на берегах реки Суланичан, вблизи места впадения в неё реки Момыя, на расстоянии примерно 191 километра (по прямой) к северо-востоку от посёлка Сангар, административного центра улуса. Абсолютная высота — 781 метр над уровнем моря.

https://sakhalife.ru/wp-content/uploads/2023/03/img_4956.mov

Территорию села Себян-Кюель иногда называют «Якутским треугольником» по аналогии с Бермудским, так как в прилегающей области за полвека произошло несколько авиакатастроф: 

1. самолет Н-209 на озере Себян-Кюель (летчик С.А. Леваневский) в 1937 г. Но эта версия не подтверждена фактами;2. самолет Н-240 на озере Себян-Кюэль (командир-Самохин) 19.08.1939 г.; 

3. самолет Н-263 на озере Сюрюн-Кюэль 19.02.1939 г. (командир-летчик Лутц), в 45 км от села Себян; 

4. Самолет МП-1бис 1937-1940 гг. на горе близ реки Эндыбал, в 40 км к юго-западу от села Себян; 

5. Ми-4 Якутского УГА 27.07.1970 г, в 22 км северо-восточнее от села Себян; 

6. самолет Ан-2 в 2019г. в 15 км юго-восточнее озера Сюрюн-Кюель на высоте 1450 м над уровнем моря, в 60 км от села Себян; 

7. Самолет Ан-2 21.06.2022г в районе озера Сюрюн-Кюель, в 45 км от села Себян столкнулся с горой. Пилоты погибли, в аварии выжил единственный пассажир — уроженец села Себян П.А. Кривошапкин. 

Согласно местной легенде, в водах этого озера лежат останки самолета Сигизмунда Леваневского, который совершил здесь вынужденную посадку, сообщает 100yakutia.ru.

Летом 1965 года экипаж советского вертолета случайно обнаружили на берегу горного озера Себян-Кюэль, что в 400 км от Якутска, холм явно искусственного происхождения. На нем лежала грубо отесанная старая доска с выжженной или вырезанной ножом надписью:

«Здесь 13 августа 1937года в результате катастрофы самолёта Н-209 погиб экипаж… Леваневский…»

Под этими словами было еще 3 или 4 фамилии, одна из которых заканчивалась на «…ский». Большинство же прочесть было невозможно – доска подгнила. К ней была прибита металлическая пластинка от консервной банки, на которой было нацарапано то же самое.

Ранее, вероятно, доска была прибита к двум столбикам с метр высотой и повернута надписью в сторону озера; однако со временем столбики подгнили, и доска отвалилась.

Попов известил о своей находке тогдашнего директора Арктического и Антарктического института – корреспондента АН СССР А.Ф. Трешникова, — а также еще ряд заинтересованных людей. Доску с надписью Попов снял и передал экипажу другого вертолета, базировавшегося в Жиганске, чтобы те по эстафете передали ценную находку в Москву.

Казалось, злой рок продолжал преследовать всех, кто был связан с Н-209… Вертолет потерпел крушение, и доска сгорела вместе с машиной.

Отчаиваться, впрочем, было рано. Оставались и другие находки, сделанные в районе Себян-Кюэль. Так, эвенкам удалось найти неподалеку от холмика памятный знак в виде креста и клепаный авиационный бачок из дюраля. Экспедиция из Уфы, состоявшейся в 1982 году, тоже недаром потратила время: ее участникам удалось установить, что за несколько лет до войны в районе озера действительно разбился неизвестный самолет. И именно в августе 1937 года…

Однако, был ли это самолет и экипаж Леваневского достоверно до сих пор неизвестно. По различным сведениям, имеется информация о том, что в этом районе было крушение ряда самолетов в разное время. Так, по сообщениям заведующей музеем питерской Академии гражданской авиации, Н.М. Соловьевой, в ходе поисков на дне озера был обнаружен самолет времен Второй Мировой войны. Возможно, это один из «ленд-лизовских» самолетов, перегонявшихся с Аляски в СССР. Однако подтверждение данной информации отсутствует, и неизвестно, садился ли в годы войны на озеро какой-то из перегонявшихся «Дугласов» или «Кобр»… Это и летающая лодка Дорнье Валь и вертолеты. А экспертиза нескольких найденных частей топливного бака и обшивки и вовсе доказала, что обломки самолета могут принадлежать только советским самолетам типа ТБ-1 (АНТ-4), ТБ-3 (АНТ-6, Г-2), либо как раз-таки ДБ-А (Н-209).

Так эта местность у жителей получила название «Якутский треугольник».

Exit mobile version