Михаил Старостин: Непредсказуемо, как рождается картина. Иногда сам удивляюсь…
Михаил Старостин — один самых ярких якутских художников, признанных не только на родине, но и в России, мире . Его полотна находятся в собрании как Национального художественного музея Якутии, так и в частных коллекциях в США, Канаде, Китае и России. Знаковые картины Михаила Старостина — визитная карточка современного изобразительного искусства Якутии.
Персональная выставка художника Михаила Старостина прошла в Национальном художественном музее в Якутске с 1 ноября по 6 декабря, приуроченная к 65-летию мастера. На этот раз художник сфокусировал внимание на своей абстрактной живописи. Причем формат выставки «Метафорфозы: фигуративное и беспредметное в творчестве Михаила Старостина» тоже был необычным — художник провел мастер-класс и творческую встречу со зрителями.
Разговор с художником
«Хорошо у нас зимой, нет отвлекающих факторов, можно работать целый день», — так ответил Михаил Старостин своему коллеге, который посочувствовал якутянину — мол, как вы живете в таком холоде… На самом деле Михаил Старостин больше любит осень — в лесу нет комаров, воздух свеж и можно долго гулять по любимым местам…
Но больше всего Михаил Старостин любит рисовать — это началось еще в детстве, когда в вечерней тишине долгими он любил изображать акварелью закат, озеро, летящих уток, все, что его впечатляло своей красотой. И лучшим подарком для него была коробка цветных карандашей.
Такими личными откровениями о себе, своем творчестве делился Михаил Старостин со своими зрителями на встрече 4 декабря на персональной выставке в НХМ. Свободных стульев на встрече с художником не было, беседа проходила в окружении картин художника и получилась дружеской и непосредственной. А до этого, 27 ноября, художник провел мастер-класс по абстрактной живописи в технике гуашь, чтобы научить участников понимать это направление, познакомить со свойствами цветов, законами их восприятия. Вместе создали композицию, выражающую ощущения и эмоции участников мастер-класса.
Так Михаил Старостин вышел за рамки обычной персональной выставки — на прямой контакт со своими зрителями. Довольно смелый шаг для художника, который больше проводит время в одиночестве за мольбертом в тиши мастерской…
Братья
Михаил Старостин рассказал на встрече, почему и как он стал художником. Пытался Михаил заняться физикой — страстное увлечение его братьев, но быстро понял — это не его. Старший брат, студент-математик, посмотрев на его рисунки, настоятельно посоветовал идти по этой стезе — угадал судьбу Миши. Родители препятствовать не стали, и в 14 лет, по сути, ребенком, он приехал в Якутск поступать в художественное училище. Вначале ему было сложно догонять однокурсников, гораздо старше и опытнее него, но когда у них стал преподавать талантливый график Юрий Вотяков, юный Миша обрел настоящего учителя. Затем он закончил факультет графики в Красноярском художественном институте. Начинал как редактор книжного издательства, затем преподаватель, но все время на первом месте для него было творчество художника. Со временем пришли признание, выставки, известность…
Оба его брата тоже достигли больших успехов, но на поприще физико-математических наук — стали докторами наук. «Что же особенного было в воспитании детей в их семье, что братья оказались столь талантливыми и успешными, причем в совсем разных профессиях — художника и физика, математика?» — спросили у Михаила Старостина.
—Отец фельдшер, мать медсестра. Жили обычной деревенской жизнью в томпонском селе Крест-Хальджай, с малых лет занимались летом сенокосом, зимой — дровами, уборкой снега. Но родители дали нам главное — свободу, не загружали сильно, оставляли нам время на увлечения, мы много читали, любили поэзию, музыку. Братья очень сильно повлияли на меня в детстве, но они были увлечены точными науками, а я — рисованием.
Я просто работаю каждый день…
—Рисую каждый день кроме выходных. Как говорил Хемингуэй, всегда останавливай работу, уже зная, что должно произойти дальше. Я должен знать, с чего начну рисовать завтра. С возрастом научился вовремя останавливать себя, отдых необходим, чтобы сберечь силы. Ставлю перед собой задачу сохранить себя для работы до 80 лет.
—Сколько времени уходит на картину? По разному. Некоторые работы переделываю несколько раз, например, на «Зимнюю рапсодию» в целом ушло 4-5 лет, а «Бесконечный путь» написал за 3 дня к выставке.
—Непредсказуемо, как рождается картина. Иногда сам удивляюсь, откуда появляется образ. Толчком может послужить все, что угодно — книга, фильм, стихи, общение. Как писала Ахматова, «когда б вы знали, из какого сора растут стихи»…
-Вдохновения не жду, но когда картина получается, могу на радостях начать приплясывать. Слушаю музыку во время работы.
-Самая-самая для меня работа — офорт «Рыбак», с нее все началось…
—Отношение к критике? Как-то так получилось, что всегда положительные отзывы о моих работах, но важно на этом не зацикливаться, дистанцироваться и идти своим путем.
-Не знаю, удачливый ли я, не задумывался об этом, я просто всю жизнь рисую — каждый день, а остальное складывается само собой…
-Мои дети не стали художниками, подрастают четверо внуков, но только у одного из них есть, на мой взгляд, задатки — резкий и смелый рисунок, но это не говорит о том, что он станет художником — посмотрим…
Абстракции Михаила Старостина: мысли пятнами
—Когда нет идеи, сюжета, я работаю с абстракцией. Просто самовыражаюсь в красках и формах. Так набралось больше 30 работ. У меня была мечта сделать только абстрактную выставку, в этом году предложили небольшой зал в Национальном художественном музее. Начал готовить картины: какие-то дорабатывал, какие-то написал заново. Потом родилась идея дополнить объемными работами — так появились инсталляции, деревянные скульптуры. А потом дали большой зал, надо было заполнить пустоты, поэтому добавил фигуративные картины, но так получилось даже интереснее.
Михаил Старостин попытался объяснить своим почитателям, как он понимает абстрактную живопись и что изображено на его бессюжетных картинах. На видео: Михаил Старостин объясняет свою абстрактную картину «И был вечер, и было утро. День один».
-Любой художник реалист начинает свою работу со структуры будущей картины и набрасывает цветные пятна, которые потом будет более тщательно прорисовывать. В сущности, это и есть абстракция.
—Один из главных принципов современного искусства — активизация воспринимающего картину и тот, исходя из своего опыта, создает свои ассоциации.
Спросили его и об отношении к искусственному интеллекту. «Думаю, рукотворную работу человека ничто не заменит» — сказал художник, отметив, что не чужд компьютера и пользуется Фотошопом, выверяя композиции своих картин.
Художник и деньги
-Только два процента художников могут прожить на деньги от продажи своих картин. Вот и я 10 лет трудился художественным редактором в издательстве, 20 лет преподавал, чтобы заработать на жизнь, а картины писал в свободное время.
—Рынок продажи картин в Якутске ограничен. В основном скидываются и покупают как подарок к юбилеям недорогие картины. Мои работы можно купить в арт-галерее Худфонда, сейчас поступили предложения от магазина якутских промыслов. Но все-таки у меня есть поклонники, которые готовы покупать мои картины, они приходят прямо в мастерскую.
—Да, молодым художникам трудно одновременно заниматься творчеством и зарабатывать на жизнь. Многие берутся за любую работу, и не каждый сможет при этом продолжить писать картины, для этого надо фанатически любить свое дело…
Мечта о музее современного якутского искусства
-В Якутии сейчас начинают серьезно работать в жанре современного арта — есть интересные имена: Йен Сур, Семен Луканси, в более традиционной манере работает Федот Заровняев, Ольга Скорикова делает оригинальные инсталляции. Но общество должно созреть до современного искусства.
Есть удачный опыт Монголии: в Улан-Баторе создан музей современного искусства, монголы много ездят по миру, везде учатся и стали востребованы в этом направлении. У нас оно пока находится в зачатке, хотя перспективы есть.
Во время этой выставки мне позвонили представители фирмы «Утум» — они будут застраивать новый микрорайон за Билмартом и планируют создать там музей современного якутского искусства. Будем надеяться.
+7 (999) 174-67-82