Фабио Мастранджело, Георгий Ковалевский и Анна Савкина: в Якутске завершился XIV Международный арктический музыкальный фестиваль «Северное сияние»
25 октября 2024 года в Якутске завершился XIV Международный арктический музыкальный фестиваль «Северное сияние».
Закрытие фестиваля сопровождали интересные мероприятия. В Центр культуры и современного искусства им. Ю. А. Гагарина слушатели начали собираться за час до назначенного времени. Интерес вызвала творческая встреча с главным дирижером оркестра, одним из самых востребованных дирижеров России и мира — Фабио Мастранджело. Ведущим встречи стал кандидат искусствоведения, музыковед, музыкальный критик и научный сотрудник сектора музыки Российского института истории искусств Георгий Ковалевский (г. Санкт-Петербург).
Беседа получилась живой, искренней и эмоциональной. Фабио не только поделился тонкостями профессии дирижера и вспомнил свой первый опыт работы с оркестром, но и рассказал о забавных случаях из музыкальной жизни. Маэстро также высказал свое мнение о «политике отмены» русской музыки, подчеркнув, как она может способствовать объединению и какую роль играет в выстраивании международных отношений. В завершение творческой встречи Фабио Мастранджело ответил на вопросы и дал комментарий об оркестре Symphonica ARTica, перспективах его дальнейшего развития.
Государственный симфонический оркестр Symphonica ARTica Филармонии Якутии под управлением Фабио Мастранджело представил классическую программу, в которой звучали сочинения Карла Мария Вебера, Эриха Корнгольда и Дмитрия Шостаковича. Ведущий концерта Георгий Ковалевский увлекательно рассказывал о программе, погружая слушателей в глубину музыкального материала.
Открыла программу Увертюра к опере «Оберон» — одно из знаковых произведений немецкого композитора Карла Марии фон Вебера, в котором сочетаются элементы фэнтези, любви и волшебства. Она считается одной из лучших увертюр своего времени и занимает важное место в репертуаре симфонических и оперных оркестров.
Продолжил программу Концерт для скрипки с оркестром, ре мажор, соч.35 австрийского композитора Эриха Вольфганга Корнгольда, который стал известным еще до Второй мировой войны как композитор театральной и киномузыки.
В качестве солистки выступила Анна Савкина — солистка Санкт-Петербургского Дома Музыки, лауреат многочисленных международных конкурсов, одна из наиболее ярких и востребованных молодых музыкантов России. Анна родом из Братска, но уже в четвертый раз музыкальное искусство её связывает с Якутией — Анна принимала участие в конкурсе «Скрипка Севера», выступала с камерной программой в Высшей школе музыки имени В.А. Босикова, в апреле 2024 года в качестве солистки выступила с Государственным симфоническим оркестром Symphonica ARTica под управлением Фабио Мастранджело в Большом зале Парка науки и искусства «Сириус» в Сочи. А сегодня состоялся её выход на сцену с ГСО Symphonica ARTica в Якутске. Во время своего выступления Анна Савкина показала удивительное мастерство и глубокую эмоциональность, которые сразу же заворожили слушателей. Финальная часть Концерта поразила всех своим энергичным ритмом и динамикой. Анна исполнила её с таким жаром и увлечением, что публика не могла сдержать восторга, а после последнего аккорда раздались бурные овации!
Во втором отделении концерта были представлены произведения Дмитрия Шостаковича. Георгий Ковалевский рассказал об истории создания сочинений, о борьбе композитора за свободу самовыражения в условиях политических репрессий. Он объяснил, как через свою музыку Шостакович выражал глубокие эмоции, охватывающие спектр от трагедии и отчаяния до надежды и оптимизма.
Открыла второе отделение Симфония № 9 ми-бемоль мажор, соч.70. Это многослойное произведение, в котором отражены не только праздничные чувства, связанные с окончанием войны, но и глубокие размышления о человеческой природе и времени. Некоторые критики видели в её лёгком и ироничном звучании намёк на личные переживания Шостаковича в условиях политической репрессии и жестоких реалий жизни в Советском Союзе.
В завершение концерта оркестр представил «Джазовую сюиту №2». Это произведение ярко иллюстрирует сочетание классических форм с джазовыми элементами, демонстрируя творческую свободу Шостаковича и его мастерство в интеграции различных музыкальных стилей. Финальные части произведения создали атмосферу торжества и веселья, оставляя слушателей с чувством радости и оптимизма, что стало отличным завершением фестиваля.
Каждый блок программы был представлен в формате, который позволял слушателям не только наслаждаться музыкой, но и лучше понимать её смысл и исторический контекст. Комментарии Георгия Ковалевского сделали концерт особенно познавательным и эмоциональным, превращая прослушивание в целое путешествие по миру классической музыки.
После выступления оркестра зрители выразили искреннюю благодарность всем участникам концерта. Взаимодействие музыки и слова оставило в сердцах присутствующих теплые воспоминания и желание вновь окунуться в мир великих произведений классической музыки.
Первый визит Георгия Ковалевского в Якутск не ограничился одним днём. 26 октября в Арктическом государственном институте культуры и искусств состоялась лекция Георгия Ковалевского на тему «Музыковедение и музыкальная журналистика: как и что писать о классической музыке». Лекция стала интересна как студентам, аспирантам АГИКИ, Якутского музыкального колледжа, Высшей школы музыки РС(Я) им. В.А. Босикова, так и преподавателям, журналистам, музыкальным специалистам, всем, кто любит классическую музыку и хочет знать о ней больше.
Георгий Викторович — преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета Факультета свободных искусств и наук, ведет курс «Музыкальная критика» и предмет «Языки музыки». Он пропагандист, популяризатор классической и современной музыки, один из авторов проекта по изданию «Энциклопедии исследований по истории музыкальной культуры Петербурга», участник международных научных конференций в России и за её пределами, автор множества публикаций, посвящённых актуальной музыкальной жизни, в столичных газетах и журналах. Член экспертного совета национальной театральной премии «Золотая маска», автор и ведущий циклов «Музыка как язык эмоций», «Бетховен: музыкальные посвящения», прошедших в 2019 году в лектории Петербургской филармонии, автор журнала «Музыкальная жизнь», «Независимой газеты», автор и ведущий циклов просветительских лекций «Музитория» Санкт-Петербургской государственной академической филармонии, ведущий музыкальных программ на радио «Мариинский fm» и радио «Мария».
Интереснейшая встреча, которая продлилась больше часа, захватила всех присутствующих в аудитории, вызвала отклик, плавно перетекла в беседу. Генеральный директор Филармонии Якутии Туйаара Пестрякова отметила, что сотрудничество с Георгием Ковалевским складывается уже несколько лет, он следит за развитием нашего оркестра и хора, посещает концерты Филармонии Якутии, которые проходят в Санкт-Петербурге и Москве. Участие таких маститых музыкальных специалистов как Георгий Ковалевский в творческой встрече, концерте — дает новые импульсы в реализации просветительской функции филармонии. Она выразила надежду, что студенты, которые будут более углубленно заниматься теоретическими предметами с вводом Арктического центра эпоса и искусств в перспективе могут стать лекторами филармонии.
Лекция Георгия Ковалевского в Якутске стала не только образовательным мероприятием, но и площадкой для обмена мнениями. Многие присутствующие отметили, что такие встречи помогают углубить понимание классической музыки и вдохновляют на дальнейшие исследования в этой области. В завершение мероприятия участники выразили надежду на продолжение сотрудничества и новые встречи с Георгием Ковалевским, а сам ведущий с удовольствием отметил, что ему было приятно делиться своими знаниями и опытом с такой увлеченной аудиторией.
XIV Международный арктический музыкальный фестиваль «Северное сияние» стал настоящим праздником музыки и искусства! Блестящие выступления, уникальные концертные программы и самобытные гости фестиваля оставили незабываемые впечатления у якутской публики. Фестиваль продемонстрировал силу музыки в преодолении границ и объединении людей, подтвердив свою репутацию значимого события в музыкальной жизни Арктики. Он также оставил надежду на новые встречи, яркие моменты и еще более масштабные проекты в будущем.
О. Фоменко