2 июля в Саха академическом театре имени П.А. Ойунского состоялась премьера моноспектакля “Мать манкурта” (Монкуруут ийэтэ) по легенде из романа “Буранный полустанок” Чингиза Айтматова, в постановке Василия Борисова и в исполнении Заслуженной артистки РС(Я) Софьи Барановой.
Моноспектакль “Мать манкурта” успешно участвовал в XII-м республиканском театральном фестивале «САТА-2023» в г. Нюрба, где был высоко оценен членами жюри – Российскими театральными критиками и награжден специальным призом фестиваля «За соединение мифа и реальности».
Следует отметить, что этот моноспектакль по счету шестой в исполнении Софьи Барановой по персональному проекту “Театр одного актера”
После премьеры зрители поделились своими впечатлениями:
Альбина Борисова, член Союза Писателей России, переводчик:
- Сложно прозу переложить на язык театра. Тем более, это произведение Айтматова. Но выбран удачный фрагмент именно для моно-спектакля. Моно-спектакль привлекает тем, что он дает возможность актеру раскрыть свой творческий арсенал во всей полноте. Устанавливает Тесный контакт со зрителем. Такой формат творческого действа позволяет донести до зрителя Слово и Мысль литературного произведения , воплощеное в игре актера. Безусловно, многое зависит от видения режиссера. От вспомогательных аспектов, создающих полноценный спектакль. Моно спектакли в малом зале — площадка для воплощения новых творческих идей. Софье Сергучовой хочется пожелать не оставлять работу в этом направлении, в этом виде творчества.
Максим Филатов, артист Малого театра России
- В разное время театр занят поиском разного. Когда-то театр ищет смыслы, темы, мысли; когда-то форму, способ воздействия на зрителя, звучание. Сейчас время, как мне кажется, формы. От спектакля к спектаклю мы видим, как художник и режиссёр увлекает зрителя декорациями, светом, вычурным или наоборот намеренно пастельным существованием артистов. Современный театр объединяет всех в одну команду и этим полчищем идёт на завоевание зрительских внимания и любви. Но в независимости от времени, всегда зрителю остаётся важен и интересен человек. Просто человек, переживающий, любящий, думающий, сопротивляющийся. И потому спектакли, где на первом месте предстаёт актёр, всегда, во все времена будет иметь своего зрителя и поклонников.
Сегодня мне бы хотелось поздравить Саха театр с появлением в репертуаре моноспектакля Софьи Барановой «Мать манкурта». Этот спектакль, как мне кажется, будет важной частью репертуара. Во-первых из-за темы: история матери, потерявшего своего ребёнка, пытающейся его спасти — это тема не только вечная и понятная всем, но и, к сожалению, очень острая в нынешнее время. Во-вторых это принцип построения спектакля: очень честный, простой, открытый, направленный на живой диалог актрисы со зрителем, на прямое воздействие темой, смыслами произведения и энергетикой актрисы Софьи Барановой.
Такие спектакли это всегда экзамен для артиста, и мне кажется, Софья Иннокентьевна с лёгкостью справляется с поставленной задачей.
И напоследок, осмельтесь на эксперимент. Если вы не знаете якутского языка, отключите переводчик, не отвлекайтесь на него. Для знакомства с сюжетом будет достаточно изучить краткое содержание перед спектаклем, а в течении самого детства, отдайтесь своим чувствам и доверьтесь магии театра и единению с актрисой.
Лена Гоголева, Заслуженный деятель искусств России, главный художник Саха театра
- Спектакль “Мать манкурта” мне представляется интересным в нескольких направлениях. Во-первых, прекрасный образец синтеза искусств великолепный мировой литературы и театрального действа. Причем в моноспектакле театр предстваляет один человек от которого требуются огромное мастерство и усилия. Как жанр представлены театр слова и театр музыки, потому что Софья Иннокентьевна очень хорошо поет, требуется от актера огромное духовное нравственное напряжение, актуальный взгляд.
Тема выбрана не случайно. Она сейчас настолько актуальна на мой взгляд. Только в этом спектакле иносказательным языком выражены самые важные темы общества: почитать родителей, помнить свою историю, свой род и через них любить свою родину. Гражданский пафос был актуален всегда в настоящее время особенно.
На мой взгляд этот спектакль направлен на целевую аудиторию для молодежи, юношества. Что греха таить, молодежь сейчас литературу не читает. Во вторых подача литературы через спектакль – доходчиво воспринимается молодежью. И именно эта тема очень нужна подростающему поколению, она учит любить историю, помнить свой род, знать свою культуру – не быть манкуртами, не помнящими родство.
Спектакль должен быть показан в школах старшеклассникам, студенчеству. Это действительно серьезный разговор на очень серезную тему. Поэтому хочу поздравить Софью Иннокентьевну , так как она интуитивно выбрав эту тему, показала все возможности своего актерского дарования.
Галина Неустроева, заслуженный деятель искусств России:
- Легенда о беспамятстве и жестокости. Тяжелый и современный, тем более когда в настоящее время идет война. Актриса играет несколько ролей. Художник Лена Ивановна Гоголева минималистическими средствами показала великую степь, далекие времена. И дух людей борьба за сына, до самого последнего момента.
Тяжело смотреть — но это великий спектакль о любви к беспамятному сыну, жить в современном мире без памяти — это самое страшное. Софья Баранова играет сдержанно, монументально – как раз сдержанность и некоторая отстраненность дает зрителю очень глубокое понимание и о своих корнях и о своем месте на земле, понимания важных человеческих моментов – что никогда никакой человек не имеет право лишить другого человека памяти, человек не должен жить в страхе. Человек должен помнить свои корни и помнить свое место на земле.
Герасим Куприянов, зритель:
- Моноспектакль «Мать Манкурта» (Монкуруут ийэтэ) оставляет неоднозначный след в душе каждого человека… Для тех кто не знаком с историей Великой с оттепи, хронологию расцвета и падения древних степных племен, каганатов и кочующих царств, трудно впитать сущность сюжета старинной легенды о манкуртах. Те ужасы которые творили с 3-го по 5-ые века, в степях племена Жуаньжуаней, передавались из уст уста во всех степных племенах, из поколений в поколения, чтоб помнили и не забывали, что может принести плен и рабство в чужих руках…
В современном сленге слово манкурт, не питает тот ужас, который вселял на молодых и неокрепших парней степей. Нынешнем понимание манкурт, называют человека без чести, который отрекся от своей родины, культуры и своего языка. Глумится над тем, что дорого нормальным людям, или просто напрочь лишен человеческого сострадания, жалости и просто элементарных родственных чувств.
Тема манкурта, очень тонка и имеет под с собой философский оттенок, особенно она актуально для всех малых народов нашего Севера. Всех малых народов которые потихоньку теряют свою идентичность, культуры и язык в мировой цивилизации. Современные манкурты малых народов Севера, несут угрозу в первую очередь для самих себя, угрозу самоуничтожения и вырождения как нации с лица цивилизации.
Поэтому спектакль «Монкуруут ийэтэ» это глубоко осмысленная и философская тема, «не паханное поле» для дискуссий, научных трудов и всевозможных защит докторских диссертаций… Спектакль «Мать манкурта» это «немой крик» для всех нас современных людей, еще 150 лет тому назад Иван Сергеевич Аксаков писал: «Нагло лжет или совсем бездушен тот, кто предъявляет притязания перескочить прямо «во всемирное братство» через голову своих ближайших братьев – семьи и народа, или служить всему человечеству, не исполнив долга службы во всем объеме своим ближним».
Если в романе Чингиза Айтматова — манкуртов делали перегревая их мозги на солнце, то сейчас перегревают мозги «нужной информацией». Все мы в наше переломное время так или иначе подвержены процессу манкуртизации…
Мария Винокурова
Мне посчастливилось посмотреть потрясающий моноспектакль «Монкуруут Ийэтэ» по роману Ч. Айтматова в исполнении невероятной Софьи Сергучевой- Барановой. Софья Иннокентьевна потрясла нас всех своим выдающим талантом, яркой игрой. Мы зрители словно посмотрели голливудский фильм, всё прошло на одном дыхании. Весь зал плакал от эмоций передаваемой мастерством и игрой одного актёра театра.
Выбранная тема актуальна в наше время, даёт много размышлений и после спектакля…