Людмила Николаева: Мы должны решить – что мы хотим, что можем…

Людмила Николаева ознакомилась с работой школ центральной агропромышленной зоны Якутии

Член Совета при главе Якутии по благополучию и устойчивому развитию Людмила Николаева посетила три школы агропрофильного направления – в Тулагино, Хатассах и в селе Кердем Хангаласского района. Она пообщалась с руководителями и учениками школ, ознакомилась с их работой и выслушала предложения по дальнейшему развитию.

Специалисты условно разделяют агропромышленные районы на несколько зон: Лено-Амгинское междуречье, Лено-Вилюйское междуречье, центральная и арктическая зоны. На сегодня в целом по республике действует 96 агропрофильных школ. Первые агрошколы были запущены ровно 35 лет назад. Стоит отметить, что у истоков создания агропрофилированных школ в Якутии стояли Афанасий Чугунов и Петр Кондратьев.

Упор на птицеводство и овощеводство: в Тулагинской школе разводят индюков, кур и выращивают овощи

На сегодняшний день в Тулагинской школе им. П.И. Кочнева обучается 800 детей. В теплице на пришкольной территории выращиваются различные виды и сорта овощных культур, а также содержатся птицы. Таким образом, помимо учебы старшеклассники 16-18 лет работают в теплице, ухаживают за утками, курами-бройлерами и индюками. За работу они каждый месяц получают заработную плату.

“Всего в 2022 году при школе у нас работали 96 учеников, а в этом хотелось бы довести их количество до 100. Дети работают в три сезона – так, сегодня трудовой лагерь посещают 20 школьников, на руки они получают по 26 тыс. рублей. Они с удовольствием следят за огородом, выращивают овощи, кормят кур и индюков. У нас в школьной программе включены агрономия, животноводство и начальное профильное образование. Ежегодно от общего количества выпускников направление сельского хозяйства выбирают 25%. Ученики активно участвуют в научно-практических конференциях и занимают призовые места”, — рассказал заместитель директора Тулагинской школы им. П.И. Кочнева по агропрофильной работе Михаил Петров.

Кроме всего вышеназванного, ученики школы коптят мясо птицы и производят из нее снеки, закуски. Людмила Николаева посоветовала заострить внимание на одном из направлений и оставить только лучший опыт:

“Мы должны решить – что мы хотим, что можем, и к выращиванию каких культур имеет предрасположенности наша территория. В зависимости от этого начинает выстраиваться инфраструктура. В соответствии с уже имеющейся базой и современными взглядами на производство нужно делать переоценку”.

Хатасская школа успешно развивает единственную на Дальнем Востоке научно-учебную лабораторию “Агрокуб”

Ученики Хатасской школы им. П.Н. и Н.Е. Самсоновых привлекаются к работе с растениями уже со средних классов. Так, они проводят научные исследования по оздоровлению различных сортов овощей, сажают ростки в собственно созданной среде и экспериментируют в школьной лаборатории биотехнологий. Тем самым ребята вовлекаются и в растениеводство, и в научную деятельность. Также в их школьной программе имеется предмет “Предпринимательство”, где дети учатся основам ведения агробизнеса.

В Хатасской школе сегодня обучается 1005 школьников. По словам работников школы, село активно расширяется и, соответственно, каждый новый учебный год количество желающих поступить в первый класс становится больше. Сейчас благодаря реализации нацпроекта “Образование” идет строительство пристроя к зданию школы, которая позволит расшириться. В школе работа ведется по трем направлениям, однако наибольшее внимание уделяется развитию филиала федеральной сети научно-учебных лабораторий “Агрокуб”. Он является пока единственным на Дальнем Востоке. “Агрокуб” работает всего четвертый год, но уже имеет довольно-таки серьезные достижения.

“Меня обрадовало и удивило то, что ребята среднего звена уже так хорошо разбираются в сложных научных техниках, проводят исследования и изучают растения. Как они объяснили, любое растение с каждым сезоном начинает деградировать, поэтому ребята занимаются получением нового семенного фонда по существующим и хорошо проявившим себя сортам растений. Дети сами производят культурную среду, имеют свою рецептуру выделения семян. Они экспериментируют: используют местный мох и активированный уголь. Проведя столько исследований, они увидели, что культура, выращенная на среде, полученной из местного мха, дает лучший результат”, — поделилась Людмила Николаева.

Овощи, чай, туризм: 2-ая Жемконская СОШ работает в четырех направлениях

В малокомплектной школе села Кердем учится 93 школьника. Работа в школе ведется по четырем агропрофильным направлениям: овощеводство, производство натурального чая, школьное лесничество и туризм. Все направления практически никак не схожи друг с другом, но все одинаково интересны и актуальны. За счет развития этих же направлений школа имеет внебюджетный доход, который уходит на благоустройство и облагораживание территории.

Директор школы Дарья Скрябина

“В 2016 году нам удалось стать собственниками местности Турук-хая. Если раньше там не было каких-либо построек и украшений, то сейчас это место не узнать. Так говорим не только мы, но и посетители, которые останавливаются в Турук-Хая по пути к леднику Булуус и водопаду Курулуур. Наши дети классами обустраивали территорию, сажали цветы. За летний сезон Турук-Хая приносит прибыль в 1,5 млн рублей. С этих денег у нас уходит на заработную плату сотрудников, а остальное – во благо школы и наслега. В будущем нам хотелось бы на базе нашей школы открыть единый ресурсный центр агроэкологического направления”, — говорит директор школы Дарья Скрябина.

Людмилу Николаеву ознакомили с работой цеха по производству чая из кипрея узколистного, известного в народе как Иван-чай. В настоящее время в производстве натурального чая задействовано больше 30 старшеклассников. Они работают отдельными бригадами в две смены: за одну они получают 2000 рублей. Ребята уже хорошо справляются с задачей и знают все термины, которые есть в производстве чая.

В конце всех встреч член Совета при главе Якутии по благополучию и устойчивому развитию Людмила Николаева отметила, что агрошколы — это важный элемент профессиональной ориентации, который дает детям возможность познакомиться не только с теоретическими знаниями, а главное — получить практические навыки. Выбирая профессию в сфере сельского хозяйства, дети еще до поступления в высшее учебное заведение могут понимать характер работы и возможную специализацию.

“Сельское хозяйство — традиционный вид деятельности населения нашей республики. Важно, чтобы оно и дальше развивалось, при этом современными способами. Сейчас большое значение получают технологические подходы, качественная подготовка кадров. Агрошколы – это один из таких элементов развития сельского хозяйства, когда уже со школьной скамьи дети знакомятся с основами сельского хозяйства, начинают понимать, как работает научная база, технологии, накопленные знания”, — пояснила она.

По мнению Людмилы Николаевой, якутские агрошколы могут стать неотъемлемой частью товарно-промышленного производства, что позволит им выйти на определенные товарные объемы. Также это позволит демонстрировать детям полный цикл сельского хозяйства на практике — от начальных работ до реализации продукции.

“Если посмотреть на стратегические планы республики, то можно отметить, что одной из основных задач является обеспечение населения базовой продукцией местного производства. Вполне возможно, что это может стать основой для дополнительной специализации агрошкол, и позволит им определить тот набор материалов и оборудования, который для этого необходим”, — подытожила Людмила Николаева.

1 Комментарий
Старые
Новые Популярные
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии
Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх