Site icon SAKHALIFE

Легендарный Ат-Дабан, воспетый Короленко, отметил свое 155-летие

Потомки среднеприленских ямщиков упрямо несут свою вахту памяти

«Хотя мы покидаем родные места,

все-таки мы снова и снова возвращаемся к ним,

как бы ни грешили знакомством с другими краями.

Потому что жить без этой малой родины невозможно.

Ведь человек счастлив, пока у него есть родина…»

Василий Белов

       Якутско-иркутский тракт с XVIII века по первую половину XX века – это основная транспортная артерия, соединявшая Якутию с большой Россией. С 1743 года на тракте было основано 114 станций, из них 77 – на территории Иркутской губернии и 37 – в Якутской области. На территории Якутии почтовая дорога была разделена на два участка: от Витима до Олекминска и от Олекминска до Якутска.

       С каждым десятилетием движение на тракте становилось оживленнее: больше перевозилось грузов, ездило больше людей. Но расстояния между почтовыми станциями в суровых условиях Якутии оставались достаточно большими, примерно 45-50 верст. При таких условиях, замерзнуть в пургу или попасть в сложную ситуацию в пути, для пассажиров и почтовых работников, было случаем нередким. Да и маленькие якутские лошадки, хоть и выносливые, не выдерживали такой нагрузки. Поэтому между заложенными ранее станциями, на тракте создавались новые — промежуточные.

       Стоит отметить, что для станций, основанных в XVIII веке в рамках первого и второго этапа развития Иркутско–якутского тракта, места подбирались тщательно, с учетом особенностей ямской гоньбы и почтовой деятельности. Во-первых, станки почти все расположились на пологих местах недалеко от берега Лены с еланями и долинами. Во время паводков и наводнений они не затапливались. Во-вторых, учитывалось также удобство подъезда лошадей с груженными повозками. Также было желательно, чтобы рядом была речка, на которой ямщики могли бы ставить мельницу.

       Ат-Дабанский ямской станок был основан в 1869 году. Это уже вторая половина XIX века. При выборе места для поздних промежуточных станций особо не церемонились. Исходили, в основном, из единственного требования — чтобы между станциями было не больше 15-20 верст. Поэтому Ат-Дабанская станция, впрочем, как и станции, возникшие в тот период (например, Еланская, Покровская), оказалась на дабаанах (горах). Это было достаточно далеко и высоко от берега реки, а для ямщицкой гоньбы очень проблемно. Расположилась станция на вершине вертикально возвышающейся скалы, на которой была вырыта тропа, ведущая наверх. Лошади с повозкой на ней не помещались. Ямщики, держа лошадей под уздцы, спускались с ними по тропе и уже на берегу Лены запрягали в сани-повозки.

       Необходимо заметить, что новые промежуточные станции уже не заселялись рекрутируемыми крестьянскими семьями из центральной России. Туда стали направлять людей из приленских станков, разросшихся в села и деревни. В Ат-Дабан были направлены ямщики Дмитрий и Николай Макаровы из Батамайской станции, Пётр, Егор, Артём и Еремей Филипповы из Ой-Муранской станциии, Семён, Егор и Пётр Сухаревы из Тит-Аринской станции. Оторвавшись от своих больших семейных родов, они создали свое, скажем так, сообщество – ат-дабанских ямщиков, со своим, присущим им укладом жизни на высоком дабаане. Позже, в Ат-Дабанский станок был поселен ссыльный из Санкт-Петербурга Сыроватский (Арбатский) Иван Прокопьевич. В те времена существовала практика – в каждую деревню, село или станцию определяли по одному или несколько ссыльных, чтобы местное сообщество повлияло на них, заставляло работать и ставило на путь морального и духовного исправления. Например, таким ссыльным в соседнем Ой-Муране был некий Потехин. Почему-то в воспоминаниях потомки ямщиков Ат-Дабана Сыроватского называют политссыльным. Между тем, как следует из известного рассказа В.Г. Короленко, он был сослан не за политические взгляды, а за покушение на своего начальника. Там, как известно, была трагическая любовная история. Он выстрелом из пистолета чуть не убил человека, сосватавшего его невесту.

        Почему станок получил название «Ат-Дабан»? Существует версия, что это место до основания на нем ямщицкой станции не имело названия. Когда станок стал действующим, ямщики, якобы, назвали это место «адский дабаан», так как подниматься с лошадьми на скалистую гору и спускаться с нее было сущим адом. Якуты, в свою очередь, посчитали (им слышалось вместо «ад» слово «аат»), что речь идет о лошадях, которым надо подниматься на гору и называли место Аат–Дабаан. Версия, скажем так, маловероятная. Думается, что никакого «ада» в изначальном названии не было. К тому времени русские ямщики уже почти полтора столетия возили почту в Якутии и на среднем Приленье практически все они говорили на якутском языке. На наш взгляд было все проще – аат (як.) – лошадь, дабаан (як.) – гора. Аат-Дабаан. Русским было непривычно растягивать гласные и со временем естественным «фонетическим» путем Аат–Дабаан превратился в Ат-Дабан. Так, в официальную топонимику станция вошла под названием «Ат-Дабан».

       Ат-Дабан остался бы незаметным маленьким ямским перевалочным пунктом между станциями Ой-Муран и Синск, которые за более чем примерно сто лет со дня основания, разрослись и превратились в немаленькие по тем временам деревни, если бы в один прекрасный зимний день 1884 года, в ней проездом не застрял ссыльный писатель Владимир Галактионович Короленко. Его ссылка в Амге была завершена, он ехал из Якутска в Иркутск и далее в столицу империи – Санкт-Петербург. Путешествуя из Якутска в Иркутск, писатель вел путевой дневник. А в 1892 году на основе своих заметок Короленко написал рассказ «Ат-Дабан». Рассказ небольшой, но четко выстроенная структура, гениальное описание природы, точное и детальное отображение нелегкой жизни маленького почтового станка и быта ямщиков, и главное – мастерское раскрытие образов героев, тонкое описание их психологии и характеров, сделали его одним из лучших произведений писателя. В советское время произведения В.Г. Короленко активно издавались и даже входили в школьную программу. Рассказ «Ат-Дабан» стал визитной карточкой почтовой станции. Потомки ямщиков по рассказам своих предков прекрасно разбирались и разбираются сейчас в прототипах героев рассказа.

       Так, например, упомянутый выше Сыроватский (Арбатский) Иван Прокопьевич стал прототипом станционного смотрителя Василия Спиридоновича Кругликова. В рассказе автор почему-то называет его писарем. Видимо Короленко не очень разбирался в почтово-станционных должностях. А может, тот одновременно был и смотрителем, и писарем. Кто читал рассказ, помнит, что Кругликов повествует писателю и его попутчику свою историю о том, как он оказался в Ат-Дабане. Как выясняется, попал в ссылку он из-за покушения на жизнь своего начальника, которому вздумалось сосватать любимую девушку Кругликова (Сыроватского). Рассказ о несчастной судьбе ссыльного Кругликова служит ядром произведения и является «рассказом» в рассказе. Отметим, что в те времена почти на каждой ямщицкой станции можно было обнаружить похожие рассказы, ставшие со временем своего рода мифами и легендами, передающимся из поколения в поколение. Например, в соседней Ой-Муранской станции рассказывали, что ямщик Прокопий Филиппов попал в Якутию за избиение помещика, который покушался на честь его молодой жены, и что в итоге его ждала тюрьма, рекрутство в солдаты или ссыльная служба ямщиком в далекой и холодной окраине империи. Как видим, история показала какую из трёх дорожек выбрал Прокопий…

       Короленко в своём рассказе очень подробно и детально описал жизнь ямщиков, с особым сочувствием рассказал о тяжёлой доле тех из них, кто возил почту в жутких погодных условиях.

       Ат-Дабан постепенно разрастался: появились ямщицкий двор и дома, распахивались пашни под зерновые (овес, ячмень и даже пшеница), появилась небольшая мельница на конной тяге. В 1909 году была открыта церковно-приходская школа.

       После революции в Ат-Дабане был избран ревком, председателем которого стал Сыроватский Василий Иванович, внук того самого ссыльного Ивана Прокопьевича Сыроватского. По воспоминаниям старожилов станции его судьба сложилась трагически. Перед войной в 1941 году он был оклеветан и, не дождавшись реабилитации, повесился.

       В 1930-х годах в Ат-Дабане были организованы колхозы «Путь социализма», «Ленинский путь», «Горняк». Достаточно бурной жизнь в деревне оказалась в довоенное время, когда недалеко от неё был организован леспромхоз. По тем временам достаточно серьезное предприятие. Лес сплавлялся плотами в Покровск, Якутск. Работа в леспромхозе оплачивалась заметно лучше, чем в колхозах, и туда стекался рабочий люд со всего среднего приленья. Жили работники в отдельных леспромхозовских домах-бараках или по договоренности в домах ат-дабанцев.

       Удивительно, что несмотря на то, что жизнь в Ат-Дабане была достаточно бедной и очень трудной, многие его жители оказались долгожителями. По воспоминаниям потомков, старики жили до 90, а то и до 100 лет. Ат-Дабанская станция славилась своими мастеровыми людьми – печниками, кузнецами, мебельщиками, плотниками, слесарями, строителями. Были даже бондари. К ним обращались с заказами люди из соседних и дальних сел и деревень. Неудивительно, что позднее, в советское время, среди потомков ат-дабанских ямщиков оказалось много специалистов технического профиля.

       Великая Отечественная война внесла свои коррективы в размеренную жизнь ямщицкой станции. Почти все мужчины ушли на фронт. Все тяготы и лишения тыловой жизни, в том числе и ямская гоньба, легли на плечи их матерей, жен и детей-подростков. 45 человек было призвано на фронт из этой небольшой ямщицкой станции, и 24 из них полегли на полях сражений с фашистскими захватчиками. Вернувшиеся с войны, ямщики продолжили налаживать жизнь в своей деревне. Но никто из ат-дабанцев представить не мог, что через каких-то 14 лет им придется покинуть свою малую родину. Увы, в 1959 году Ат-Дабан, в рамках политики укрупнения сёл и деревень, как населенный пункт был упразднен. Сельсовет, школа были закрыты. Семьи с детьми были вынуждены уехать в Едяй, Синск, Покровск и Якутск.

       Сегодня потомки ямщиков Ат-Дабанской почтовой станции — Макаровых, Филипповых, Сухаревых и Сыроватских – продолжают хранить память о своих предках, о своей малой родине. В память о них на высокой горе как маяк стоит часовня. Она построена на средства потомка ат-дабанских ямщиков Владимирова Леонида Вячеславовича.

Там же поставили символ почтового тракта — верстовой столб. Потомки ямщиков Ат-Дабана оказались большими энтузиастами в сохранении ямщицкой культуры в Якутии. Так, Кисилева (Макарова) Галина Николаевна стала основателем фольклорного ансамбля «Реченька» в с. Синск. Ансамбль получил статус народного коллектива. Почетный геолог Якутии Филиппов Афанасий Степанович стал одним из основателей и постоянным участником фольклорного ансамбля потомков государевых ямщиков «Ямские бубенцы». Филиппова Тамара Константиновна, Герасимова (Филиппова) Альбина Иустиновна, Филиппова Татьяна Дмитриевна, Герасимова (Филиппова) Надежда Дмитриевна, Филиппова Ася Дмитриевна и другие — постоянные участники народного ансамбля ямщиков «Вечорка». Среди потомков ат-дабанских ямщиков оказалось много певцов, частушечников и гармонистов. Они поют и играют почти во всех народных коллективах ямщицкого фольклора Якутии — Якутске, Покровске, Верхнем Бестяхе и Тит-Ары. В селе Едяй, в библиотеке-музее «Истоки», где директором работает потомок ат-дабанских ямщиков Макарова Галина Степановна, собрана уникальная коллекция о жизни и быте ямщиков. В музее представлены многие архивные материалы и фотографии практически о каждом жителе бывшей Ат-Дабанской и Ой-Муранской почтовых станций.

Exit mobile version