Лаборатория детства: Проект по оздоровлению и развитию детей
Программа состоит из трех подпроектов: «Растем с Якутией», «Экосистема развития детской одаренности» и «Ранняя помощь»
«Талант есть в каждом ребенке, его нужно найти и раскрыть» — такой тезис звучит на каждом мероприятии, проводимом Целевым фондом будущих поколений. Одним из таких проектов, направленных на изучение и развитие детей, является «Лаборатория детства», который реализуется при поддержке АЛРОСА.
История проекта
История проекта начинается с 2019 года, когда первый президент Якутии Михаил Николаев предложил создать институт, который будет изучать современное детство, детей и состояние их здоровья. На основе имеющихся данных институт должен был создавать программы оздоровления и развития детей, с учетом района проживания и их индивидуальных особенностей. Так, с заботой о будущем поколении при поддержке главы республики Айсена Николаева была создана программа «Лаборатория детства», которая состоит из трех подпроектов: «Растем с Якутией», «Экосистема развития детской одаренности» и «Ранняя помощь». Они охватывают все сферы жизни ребенка с момента его рождения. О проекте рассказал Юрий Семенов, директор АНО ГРД «Лаборатория детства».
«Лаборатория детства» объединяет группу исследователей и практиков, чья цель — изучить то, как климатические, географические, социокультурные и другие факторы отражаются на физическом и умственном развитии детей. Работа «Лаборатории детства» ведется под руководством ведущих ученых и специалистов Якутии, при поддержке факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова и СВФУ им. М. К. Аммосова.
Растём с Якутией
Для изучения аспектов современного состояния детства и разработки рекомендаций был создан проект «Растем с Якутией». Он объединил ученых и педагогов, ведущих комплексные научные исследования здоровья и общего развития детей дошкольного возраста.
Психологическое состояние малышей тоже не остается без внимания. В силу того что якутоязычные дошкольники не понимают тестов на русском языке, психологическая диагностика может быть интерпретирована некорректно. Для решения этой проблемы было издано первое методическое пособие на якутском языке, которое облегчает работу по диагностике дошкольников.
Экосистема развития детской одаренности
Проект «Экосистема развития детской одаренности» направлен на создание и внедрение инновационных программ и методик дошкольного образования на основе междисциплинарного обучения для раскрытия, развития задатков, способностей учащихся начальных классов. Система уже внедрена в семи республиканских школах и Вилюйском профессионально-педагогическом колледже им. Н. Г. Чернышевского.
«Новая технология междисциплинарного обучения благоприятно влияет на развитие интеллектуального и творческого мышления каждого ребенка. С помощью нее каждый ребенок может раскрыть свой индивидуальный творческий потенциал к обучению, определить и развить свои сильные стороны, активизировать интеллектуальное развитие. Результаты работы учителей, внедряющих технологию междисциплинарного обучения, можно посмотреть через социально-психологический мониторинг, который будет проводиться совместно с педагогами-психологами школ по отдельным методам работы. Как отмечают учителя, дети показывают положительные результаты по освоению материала и интерес к занятиям», — рассказала Саргылана Андреева, педагог-психолог проекта «Лаборатория детства».
Для проекта разработаны учебно-методические пособия, монографии, рабочие тетради для школьников.
Ранняя помощь
Ранняя комплексная помощь играет решающую роль в формировании здоровья и развития детей, которые находятся в группе риска. Именно поэтому Фонд будущих поколений совместно с республиканским реабилитационным центром для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья начал реализацию проекта «Ранняя помощь». Проект включает в себя комплекс медицинских, социальных и психолого-педагогических исследований. Для оперативного выявления детей, нуждающихся в комплексной помощи, создана система автоматизированного скрининга малышей, посещающих детские сады.
Кроме того, междисциплинарные бригады регулярно выезжают в районы республики для оперативного выявления нарушений здоровья, развития и ограничений жизнедеятельности детей. Это позволяет помочь в адаптации ребят при переходе в детские образовательные учреждения, улучшить родительские знания в вопросах развития ребенка.
Напомним, АЛРОСА уделяет большое внимание проектам, которые направлены на поддержку детей и молодежи. На средства компании в республике строят реабилитационные и развивающие центры, оборудуют детские отделения в больницах, АЛРОСА поддерживает детские сады и школы, финансирует летний отдых. Ежегодно компания направляет около 2 млрд рублей на проекты, так или иначе связанные с поддержкой материнства и детства. Как отметил Юрий Семенов, цепочка мероприятий этого социального проекта позволяет максимально эффективно работать с детьми и развивать их. Это наглядно показывает, как объединение ресурсов бизнеса в лице АЛРОСА, Целевого фонда будущих поколений и науки дает отличные результаты.
Интересный факт
В рамках проекта «Музыка для всех» в ноябре 2023 года «Лабораторией детства» был издан первый учебно-методический комплекс на якутском языке для дошкольных образовательных учреждений, в котором собраны 336 песен якутских мелодистов и известные песни, переведенные с русского на якутский язык.
Родители о проекте
Лена Попова: «Мы попали в реабилитационный центр по направлению участкового врача-педиатра. Нас приняли в отделение ранней помощи, там очень хорошие специалисты. Посещали индивидуальные сессии три месяца, и благодаря нашему специалисту Анастасии у нас невероятный скачок в развитии, появились первые звукоподражания, ребенок стал более самостоятельным. Я как родитель научилась правильному взаимодействию с ребенком. Вся информация была качественной и доступной».
Людмила Захарова: «Полностью удовлетворена занятиями, у ребенка виден явный прогресс. Мы посещали групповые встречи, так как наш ребенок совсем не контактировал со своими сверстниками. После занятий он начал воспринимать других детей, стал играть с ними. Очень благодарна специалистам ранней помощи, наш сын с радостью приходит на занятия. С первых дней специалист нашла контакт с нашим сыном, хотя он обычно с трудом воспринимал незнакомых людей».
Яна Мандарова: «Мы попали в этот центр по рекомендации знакомых. При прохождении диагностики стало понятно, что у ребенка есть проблемы в развитии, и нас записали на индивидуальные сессии. Очень понравилось то, что специалист чувствует ребенка, его состояние. Наш ребенок стал более любознательным, стал открывать шкафы, упаковки, тюбики. Понравились игры с фасолью, сортировка игрушек».
+7 (999) 174-67-82