Кыл — инструмент, поющий якутский тойук
«Никогда не думала, что при жизни родится кыл-кырымпа. В течение всего советского периода якутские мастера пытались делать этот ставший легендарным инструмент самодельной копией европейской скрипки и настраивали «обязательные» четыре струны согласно образцу, отчего они скрипели и фальшивили в неизбежно возникающих диссонансах. Но вот появился такой феномен как Руслан Прокопьевич Габышев, с детства проводивший различные акустические эксперименты…»
Аиза Петровна Решетникова,
заслуженная артистка ЯАССР, музыковед, член союза композиторов России
Из книги А.И. Томской и М.И. Шамаевой «Кылыhах Кырыымпа» 2021 г.
Примерно полвека кропотливой работы, порой методом проб и ошибок, но якутским мастерам все же удалось создать аутентичный струнно-смычковый инструмент Саха — Кыл, «запевший» якутский тойук. Без преувеличения, Кыл вносит в мировую музыкальную культуру истинно якутские особенности самобытного звучания, перекликаясь с такими стилями ритуального исполнения тойук как «дьиэрэтии ырыа» и «дэгэрэн ырыа».
Мастеру, Руслану Габышеву, по мнению многих специалистов, удалось раскрыть в 2000-х годах секрет «поющего человеческим голосом» якутского музыкального инструмента «Кыл». Основой стала способность Кыл воспроизводить фальцетные призвуки, ту самую красоту якутского горлового пения «кылыһах» (так привлекающего всех своим эстетическим эффектом горловых резонирующих вибраций), которым Саха напрямую обращаются в своем эпическом сознании к сакральным темам.
Как пишет профессор Н.Е. Петров: если мы сделаем кыл «ядром нового этапа развития якутской музыкальной культуры, ее центром, то еще больше прославимся», как это произошло с хомусом, вышедшем «на передовые рубежи развития варганной музыки в мире, благодаря глубокому звучанию…, похожего на звуки современных электронных музыкальных инструментов… Широкая дорога к этой высокой цели начинается с работы по обучению наших детей с малых лет тойуку, осуохаю, якутским народным песням»…
Предлагаем вашему вниманию новый выпуск «Антропологии Севера», посвященный уникальному музыкальному инструменту, явившемуся Саха из небытия. Материал отснят в этнографическом комплексе-ресторане «Чочур-Муран». Героем выпуска стала Заслуженная артистка РС (Я) — Анна Томская-Корякина.
Приятного просмотра!
Историческая справка: В течение более 50 лет якутскими мастерами «проведено много экспериментальной поисковой работы, касающейся реконструкции кырыымпы (кылыһах). Работа по возрождению и реконструкции кырыымпы (кылыьах) в республике проходила поэтапно. Первый этап возрождения якутских музыкальных инструментов прошел в 1960-1970 гг. Он был ознаменован учреждением республиканских фестивалей художественной самодеятельности. Изготовление национальных инструментов представляло собой надомное производство мастеров-энтузиастов. Особенности подобного производства заключались в том, что мастер по изготовлению музыкальных инструментов решает свои технологические трудности сам, являясь подчас одновременно и исполнителем, и конструктором. Такими мастерами были П. Деляев, И. Марков, А. Чахов, братья Михайловы, И.Д. Избеков, В.А. Мохначевский, И.М. Неустроев, М. Догордуров, П.П. Семенов и др. В 1961 г. в г. Якутске была проведена выставка, где были представлены инструменты, изготовленные мастерами П.П. Семеновым, И.Д. Избековым. А.И. Чаховым, В.А. Мохначевским и др.
Полную версию выпуска можно посмотреть на канале “Антропология Севера”
+7 (999) 174-67-82