И вечный полет стерха…
Беспрецедентно нестабильный, прагматичный XXI век с его с вызовами и рисками, натисками глобализации, переменами, потрясениями, крутыми виражами заставляет обратить пристальное внимание на Красоту народного искусства как на спасителя и хранителя самых желанных для человека чувств, порождающих чувство Красоты и Прекрасного в этом мире, в этой жизни. Мир постепенно перестает быть человекомерным. Он становится сверхбыстрым, сверхпрагматичным. Высокотехнологичная цивилизация может постепенно вытеснить человека с его чувствами прекрасного. Красоту еще надо отыскать и найти во всем, что нас окружает. Это трудно. Это требует труда и усилий. Но это жизненно важно для каждого человека, каждого народа. Красоту и Добро надо культивировать как культивировали и воспевали ее наши предки в эпосе – олонхо.
К сожалению, под воздействием хаотически быстрого темпо–ритма современной жизни мы утрачиваем чувство красоты. В стремительно меняющемся мире кажется, что мы не успеваем осмыслить, осознать и ощутить красоту во всем, что нас окружает. Часто ловим себя на том, что в этой жизни мы многое стали не замечать, что-то упускать, в прекрасное не вникать и как итог мы можем постепенно утратить способность ценить и восхищаться красотой.
А ведь сегодня восприятие и понимание красоты особенно актуально. Красота здесь, она рядом с нами. Ее создают талантливые люди, наши коллеги, педагоги, деятели искусства и культуры, одаренные от природы творческие личности, молодежь. Они неустанно созидают красоту, создают волшебную творческую атмосферу, воспитывают и приобщают детей, молодежь к прекрасным видам искусства. Посвящают свою жизнь воспитанию новой формации талантливых, добрых, тонко чувствующих и ценящих красоту во всем, будущее поколение молодежи, понимающих значимость красоты как явления, необходимого для развития социума. Слова Ф.М. Достоевского «Красота спасет мир» сегодня становятся особо актуальным. Красота не что- то эфемерное и не что-то далекое и оторванное от реальной жизни абстрактное явление. Красота и Добро — основа, стержень, базовые ценности на которых выстраивается архитектура духовности, духовное совершенство Человека. Красота и добро неразлучны, взаимосвязаны. Их органичный союз — итог работы души и ума, интеллекта. Природный закон Красоты, Добра и Любви невозможно отменить. Это вечно действующий в природе закон распространяется и на человека как часть Природы. Есть много факторов в жизни, способствующих формированию ключевых ценностей, которые в конечном счете, создают архитектонику внутренней культуры человека. В симфонии формирования человека педагог, наставник является ведущим, одним из главных волшебников и искусных мастеров, формирующих душевную красоту в детях. Повезет тому ребенку, который попадет в руки настоящего мастера, талантливого педагога, мудрого человека.
Одним из таких педагогов является Зинаида Николаевна ПОПОВА, известный педагог, хореограф, воспитатель, наставник, основатель и директор Центра эстетического воспитания детей «Айылгы», автор книг учебных пособий по обучению танцам. Она заслуженный работник образования РС(Я), отличник культуры РС(Я), ветеран труда, признанный мастер эстетического воспитания детей и молодежи.
Трудовая деятельность Зинаиды Николаевны началась с 1971 года с должности директора Дома пионеров Намского района. Затем она преподавала в Намском педагогическом училище. В последующие годы она работала преподавателем хореографического отделения в широко известной в республике кузнице кадров работников культуры и искусства — в Республиканском культурно-просветительном училище, где работала 22 года, 12 из которых являлась заведующим отделения хореографии. Зинаида Николаевна выпустила сотни специалистов в области хореографии, которые в разных уголках республики создавали и создают танцевальные коллективы. Среди ее учеников известные хореографы, руководители танцевальных коллективов республики такие как засл. работник РС(Я) И.А. ЕГОРОВА (ансамбль танца «Сюрприз), педагоги заслуженные работники культуры РС(Я), хореограф-постановщик якутских танцев С.П. ТОЛСТЯКОВА, руководитель ансамбля бального танца «Мозаика» М. СИВЦЕВ, хореограф А. ОКОЕМОВ, педагоги ККиИ РС(Я) С.Т. СТЕПАНОВА, Л.В. ПОПОВА и многие другие. В течение 48 лет Зинаида Николаевна воспитала сотни специалистов в области танцевальной культуры.
Зинаида Николаевна — талантливый и грамотный педагог классического и народного танцев, мастер композиции и постановки танца. Ее уроки всегда отличались разнообразием, новизной методики, богатством танцевального языка. В далекой молодости в 70-х годах мы с Зинаидой Поповой, выпускники Московского и Ленинградского институтов культуры, вслед за нашими педагогами — артистами первого поколения якутского балета Аксении Васильевны ПОСЕЛЬСКОЙ, Е.Ф. СИВЦЕВОЙ, О.Т. ЕГОРОВОЙ взяли бразды управления кафедрой хореографии, впервые созданной в республике в 1966 году. Было трудно. Но молодые специалисты не подкачали. Все было — насыщенная творческая работа, постановка множества танцев, которые исполнялись на самых главных сценических площадках республики, сложная методическая работа, разработка учебных программ, их совершенствование, гастрольные поездки, достойное участие танцевального коллектива училища на самых престижных конкурсах, фестивалях, смотрах регионального и российского уровней, где наши воспитанники занимали первые места. Мы прошли суровую и строгую школу становления специалиста в области хореографического искусства. Для нас, педагогов, эти годы были временем крещения и испытания себя как преподавателей в нелегкой педагогической и творческой работе. Хореография имеет свою специфику, связанную с энергозатратами, большими физическим нагрузками по совершенствованию техники сложного танцевального искусства, системным творческим поиском интеллектуального плана. Тем более в 70–80-х годах только начиналось встраивание хореографического искусства в систему образования.
Зинаида Николаевна ставила грамотные, оригинальные якутские и народные танцы. К постановочной работе относилась очень серьезно и ответственно. Еще в те годы я обратила внимание на ее прекрасный художественный вкус, чувство стиля и характера, безупречный музыкальный слух и, конечно, особое чувство красоты в ее танцах. Часто вспоминаю как она, будучи студенткой, ученицей первой якутской балерины Аксении Посельской, в ее постановке балета «Кыталыктар кырдаллара» (Долина стерхов), танцевала стерха. Зинаида Попова создала удивительно лиричный, романтичный образ священной птицы якутов. Ее стерх был пронзительно трогательным, женственным, хрупким, изящным. И при этом в каждом движении сквозили сила, возвышенность и воля. Девушка–стерх в коротком танце открывала множество граней глубоких чувств, а руки – крылья парили в воздухе, создавая причудливые узоры. Этот момент красоты Зинаида Николаевна сохранила и пронесла через всю жизнь, но в других гранях и ипостасях творческой и педагогической деятельности.
Зинаида Николаевна является автором книг и учебных пособий по хореографии. Среди них «Терминологический словарь по хореографии», учебное пособие «Учимся танцевать», «О якутском балете», «Ого сааhым ункуулэрэ», учебная программа «Якутский танец» и др.
25 лет своей жизни, энергию и силы, свой богатый творческий опыт Зинаида Попова отдала Центру эстетического воспитания детей «Айылгы». Она является основателем, руководителем, вдохновителем создания Центра. Это ее детище. Миссия Зинаиды Николаевны — создавать Красоту, выявлять таланты, приобщать молодежь и детей к духовному наследию коренных народов нашей республики. В течение 25-ти лет в Центре «Айылгы» она воспитывала подрастающее поколение, дарила им чувство и понимание красоты, добра, всего прекрасного, что есть в народной культуре. Открыла перед воспитанниками двери в мир, неувядающего во времени, танцевального наследия народов нашей республики. Как организатор Зинаида Николаевна создала широкую, разветвленную сеть структуры Центра эстетического воспитания в нашей республике. В эту структуру входили не только танцевальный, но и другие жанры народного творчества: фольклорный, вокальный, музыкальный, а также национальное шитье. По существу, Зинаида Попова успешно реализовала комплексный подход к обучению подрастающего поколения национальной культуре народов РС (Я), где впервые наметились ростки этнокультурного образования.
Поражает воображение масштабность, охват тысяч, сотен детей, обучающихся жанрам и видам народного художественного творчества. По сути, эта хрупкая женщина впервые в республике реализовала масштабный проект по распространению, популяризации, трансляции народного искусства в сфере образования нашей республики. Организация Детского Центра эстетического воспитания дала возможность и многочисленным педагогам, и воспитанникам заниматься творчеством, наслаждаться красотой всех видов и жанров народного творчества, создавать прекрасные сценические произведения, восхитившие зрителей многих стран мира, раскрывать свои таланты и творческие способности, находить друзей в доброжелательной атмосфере детских и юношеских коллективов, испытать счастливые моменты детства и юности в творчестве, в радости в прекрасном мире Красоты, Добра, Любви. Поставленные Зинаидой Поповой танцы «Дьиэрэнкэй», «Чуораанчык», «Дьоллоох ого саас», «Кусчааннар» являлись визитными карточками ансамбля танца «Айылгы». Ансамбль «Айылгы» успешно представил танцы народов республики на конкурсах, фестивалях в Болгарии, Швейцарии, Бельгии, Германии, Голландии, Польше. Воспитанники Центра «Айылгы» пронесут через всю свою жизнь драгоценные моменты творческой радости и вдохновения. Это дорогого стоит. Ради этого создаются такого плана Центры для детей и для молодежи. В Центре занимались сотни и тысячи талантливых детей, в сердца которых Зинаида Николаевна и руководимый ею педагогический коллектив заронили семена Красоты и Добра. И если речь идет о возрождении национальной культуры, то в первую очередь, надо начинать с воспитания и приобщения детей и молодежи к культурному наследию народов. Они будущие распространители традиционной культуры, будущие носители и знатоки народной культуры.
Зинаида Николаевна писала в своих книгах «Мы работаем со всеми детьми, желающими заниматься творчеством, со всеми без исключения, без строгого отбора, ибо каждый педагог знает, что человек бесценный дар природы. Просто ему нужно своевременно помочь раскрыть свои способности и свой талант». В этих словах отражена позиция мудрого творческого человека, который верит в преобразующую силу Красоты, раскрывающей даже глубоко в душе спрятанные талант и творческие способности детей. Педагог дарил ученикам не только красивые танцы, но и раскрывал душевную красоту в детях. В процессе учебы и творчества дети, образно говоря, превращались в белоснежных журавлей — стерхов необычайной красоты.
Для детей должны быть созданы все условия для раскрытия их творческих возможностей и способностей. В созданном Зинаидой Николаевной Поповой Центре был сконцентрирован весь спектр образовательной, просветительской, воспитательной деятельности, выстроенный на основе комплексных программ по эстетическому художественному воспитанию молодежи и детей. В течение 20-ти лет были достигнуты поразительные успехи детей и юношества на уровне региона, России, за рубежом. Их так много, что невозможно все перечислить. Деятельность Центра эстетического воспитания «Айылгы» необходимо изучить, исследовать и на этом изучении разработать единую Концепцию эстетического, художественного воспитания детей и юношества в нашей республике с учетом новых реалий в сфере образования и культуры. Образование и культура должны идти не параллельно, а вместе, рука об руку. Создание З.Н. Поповой Центра эстетического воспитания является уникальным опытом формирования в образовательных учреждениях условий для создания позитивной этнической идентичности у подрастающего поколения. Включение этнокультурного материала в содержание процесса образования важный этап для становления творческой личности. Этнокультура не устаревает, не теряет свою актуальность. Этнокультура обладает огромным развивающим потенциалом. Благодаря этнокультуре, человек ощущает связь времен, приобретает чувство опоры. Этот опыт необходимо распространять по всей республике. Центр эстетического воспитания детей надо возродить, восстановить уже с учетом современных реалий, разработать уникальную Концепцию эстетического воспитания детей и молодежи в республике, связанную с сохранением культурного наследия народов Арктики, Севера, позволяющую интегрировать образование и культуру, разработать учебные программы, направленные в будущее, углубить и расширить понимание философских идей народной, традиционной культуры, внедрить их в образовательную систему. Применить научный, комплексный, системный подход в разработке программ, планов, максимально интегрирующих культуру и образование.
Наша республика богата талантливыми, одаренными личностями. Талантливые люди в сфере своей деятельности культивируют ту самую желанную Красоту. которая облагораживает человека, увековечивает культурное наследие народов. Красота как квинтэссенция должна присутствовать во всем, во взаимоотношениях людей, деяниях, мыслях, поступках, во всех делах и во всех видах деятельности человека и общества.
В республике есть очень много талантливых семейных пар. В области культуры и искусства широко известна творческая семья Зинаиды и Николая ПОПОВЫХ. Они прожили в любви и согласии 52 года и награждены медалью «Семейная доблесть». Они воспитали двух прекрасных детей, имеют четырех внуков. Дочь Анна Николаевна является директором Департамента специальных программ и проектов Министерства экономического развития Российской Федерации.
Творческая семья Поповых входит в когорту современных представителей якутской интеллигенции. Семья Поповых — удивительно гармоничный творческий тандем, известные и признанные мастера, достигшие высокого профессионального уровня и в искусстве, и в культуре. Николай Николаевич и Зинаида Николаевна внесли большой вклад в развитие искусства и культуры родной республики и России. Художник и хореограф — романтичный союз двух талантливых людей, каждый в своей области имеет достижения на уровне республики и на уровне страны. Их благородный труд не терпит суеты, их системный подход к творчеству, многолетний, вдохновенный труд вызывает уважение и восхищение.
Глава семьи Николай Николаевич ПОПОВ — сценограф, живописец, график, заслуженный деятель искусств Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутии), народный художник РС(Я), обладатель Почетной Грамоты президента РФ, член Союза художников России. Николай Попов талантливый художник–график, воспитанник знаменитой ленинградской школы, художник–сценограф Русского государственного академического драматического театра им. А.С. Пушкина. В Русском академическом драматическом театре Николай Попов работает сорок седьмой год. Он в разных театрах республики создал сценографию более 120-ти спектаклей. Театральная сценография имеет свою специфику. Художник–сценограф формирует пространственный образ спектакля, создавая особую архитектонику театрального произведения, созвучные замыслу режиссера, раскрывающие его идею. Как сценограф Н. Попов успешно работал с более 50-ю режиссерами, приглашенными из разных городов России.
Художник Николай Попов долгие годы занимается живописью, графикой и написал множество картин, пейзажей. Примечательно то, что художник написал портреты известных деятелей искусства и культуры. Николай Попов — автор портретов заслуженного артиста РФ, РС(Я), народного артиста Герасима ВАСИЛЬЕВА, доктора философских наук Ксенофонта УТКИНА, первой профессиональной балерины Якутии Евдокии СТЕПАНОВОЙ, оперных певцов Матвея ЛОБАНОВА, Ивана СТЕПАНОВ, композитора Владимира КСЕНОФОНТОВА, хореографа Зинаиды ПОПОВОЙ и многих других.
Зинаида Попова не прерывает связь с родным училищем и является наставником педагогов и студентов кафедры хореографии Колледжа культуры и искусств Республики Саха (Якутии). К 8 ноября этого года ККиИ в Русском театре проводит юбилейный концерт известного хореографа и педагога Зинаиды Поповой. В фойе театра будет представлена выставка «Посвящение» (сценография, живопись, графика) народного художника РС(Я), сценографа, живописца, графика Николая Попова, посвященная супруге Зинаиде Поповой. В честь юбилея Зинаиды Поповой на концерте будут выступать лучшие танцевальные коллективы республики, коллеги и ее выпускники воздадут благодарность и признание своему Учителю, которая 48 лет своей жизни отдала Красоте и развитию народного творчества. Преобразующая в лучшую сторону людей ее величество Красота будет царить на сцене, даруя людям радость жизни, не увядающую одухотворенность народного искусства.
Мир Красоты и Добра, созданный такими личностями как Зинаида и Николай Поповы, продолжает свой вдохновенный труд во имя развития культуры и искусства нашей республики. Полвека плодотворной творческой работы мастеров своего дела, бескорыстное служение искусству, культуре не перестает восхищать.
Вечная Красота матери Природы, красота человеческой души не должны нивелироваться в нашем прагматичном мире. Путь Красоты вечен, он вне времени и будет во все времена, пока человечество не потеряет дух, силу и живительную мощь, красоту и добро в душе человека.
В архаичном якутском эпосе — олонхо воспевается и культивируется Красота и Добро как вечная ценность. В нем высоко котируется и приобретает Красота и Добро как фантастический абрис вечного Солнца, вечного неба, вечной жизни. В эпосе танцующие юноши-стерхи, девушки-стерхи являются символом благополучия народа, процветания, не угасающей животворной энергии, прогресса и развития.
Девять удалых сыновей,
Подобных девяти вольным журавлям,
Восемь ослепительно белых дочерей
Подобных восьми перелетным белым журавлям
(Строптивый Кулун Куллустуур. С.297, 431)
Так сформулирована олонхосутами–сказителями квинтэссенция Красоты в якутском героическом эпосе–олонхо. Красота и Добро у якутов являлись жизненно важными ценностями и воспринимались как духовная основа жизни.
Девушка, которая в юности так самозабвенно исполняла танец белого стерха, пронесла смысл этого образа через всю свою жизнь. Та девушка–стерх Зинаида Попова — сейчас признанный мастер танцевального творчества, талантливый педагог, руководитель, воспитала сотни специалистов, приобщила к Красоте детей и молодежь. Она достойно и красиво исполнила свою миссию сохранения и развития народной культуры, приобщая детей и молодежь к традиционным ценностям народа. Надеемся, что эстафету подхватят молодое поколение работников культуры и искусства.