Король якутского танца Афанасий Афанасьев: Я воспитанник двух школ!

Этот год выдался для Заслуженного артиста России, Народного артиста Якутии, «Мистера Ламбады», «Короля якутского танца» Афанасия АФАНАСЬЕВА юбилейным — ровно 30 лет назад он выпустился из Московского государственного института культуры.
О своем творческом пути нам рассказал сам Афанасий:
— У себя в Таттинском районе я занимался у Августины КЛАКИНОВОЙ в детском ансамбле «Дружба», с тех пор и влюбился в хореографию, успешно выступали и гастролировали.
В 1979 году после 8 класса поступил в Ленинградскую творческую мастерскую эстрадного искусства.
По возвращении в Якутию, я начал работу в качестве солиста Государственного ансамбля танца, успешно выступали, гастролировали по многим районам республики и городам Союза с программами, которые стали достоянием и «золотым фондом» нынешнего Театра Танца.
Затем был призван в армию в 1984 году, отслужил в Забайкальском военном округе в танковых войсках, получил звание сержанта.

После двух лет службы, в 1987 году, принял участие с ГАТЯ в культурной программе «Играх доброй воли», состоявшихся Лужниках и после этого решил обучиться в Москве и поступил в Московский государственный институт культуры на курс народного артиста СССР, легендарного Игоря Валентиновича СМИРНОВА на балетмейстерское отделение, позвонил в Ытык — Куель и сказал маме, что поступил на учебу, она обрадовалась. Тут надо сказать, что до сих пор благодарен своей матери Марии Алексеевне, ей сейчас 86 лет и является мастером народных промыслов, могла же, например сказать, что как она сможет без меня, остальные дети маленькие, я нужен по хозяйству, денег нет, работает одна, но она меня поддержала в то время и до сих пор поддерживает, помогает.
И так, простой деревенский мальчик из Таатты стал студентом такого старейшего института, который основала Надежда КРУПСКАЯ.
Прилетел в Якутск, многие не поверили, что поступил, мой руководитель Геннадий БАИШЕВ сказал, чтобы я поступил в ГИТИС и сделали бы мне звание, на что я ответил, что мне уже 24 лет и мне нужна хореографическая специальность.
Рано вылетел в Москву, чтобы обжиться, заселился в общежитие, много было иногородних студентов.
Как сейчас помню, нас отправили на подмосковный совхоз Волокаламского района на сбор картошки, мы там отработали ровно один месяц, жили в пионерском лагере, были последние вечера Дружбы студентов из Советского Союза, который распался, когда я заканчивал институт. Так и начались мои студенческие годы!
Я попал на курс мастера Игоря Смирнова, ему в то время было 60 лет, на 3 курсе его не стало.

В то время нам педагоги читали лекции и говорили, что якутские танцы совсем различаются от чукоткских, они являются тюркскими, никаких чумов и оленей нет.
Учились очень дружно, все студенты помогали друг другу, ставили совместные номера, среди моих однокурсников были дети из Алтая, Армении, Казахстана, Молдавии, Узбекистана, Кубы, из других областей страны. В то время Советский Союз распался, поэтому многие они стали иностранцами.
С ребятами до сих пор поддерживаем связь, все нашли свое призвание — вместе учились с будущими артистами знаменитого академического ансамбля «Менго», народным артистом России Иосифом ЖУКОВЫМ и Заслуженной артисткой России Светланой БЕЛЯЕВОЙ солистки этого ансамбля, землячкой из Якутии, один парень стал руководителем популярного ансамбля «Гжель», есть девушка, родом из Воронежа, живущая во Франции и танцевавшая в легендарном Мулен Руже, года 3 назад я был в Москве, работал на турнире по мас — рестлингу, встретил однокурсника, он был руководителем танцевального ансамбля, выступавшего там. С одной однокурсницей случайно встретился в Вашингтоне (смеется). На параллельном курсе учился Богдан ТИТОМИР, Лолита была младше курсом.
В Москве мы выступали на многих площадках и мероприятиях, я работал тайком от мастера в ресторанах, подрабатывал таким образом, там было многое, криминал, развитие шоу-бизнеса.

В 1990 году на стадионе ЦСКА с Леной СЕРГЕЕВОЙ-РУМЯНЦЕВОЙ, ныне актрисой Сахатеатра выступили на конкурсе с ламбадой. Участвовало 600 пар, мы заняли третье место. Многие удивились, что якутские танцоры так хорошо исполняют ламбаду.
Любил ходить в Театральную библиотеку, посещал все столичные театры, многие контролеры меня знали, поэтому пропускали без билета.
Однажды к нам в институт приехал продюсер «НаНы» Бари АЛИБАСОВ и набирал танцором. В то время группа была суперпопулярной, я прошёл кастинг и очень хотел у них работать. Но меня мои педагоги посоветовали уехать к себе и развивать якутскую танцевальную культуру, стать личностью и оставить след в истории республики, а не быть подтанцовкой, от которой откажутся через год. Их совет стал пророческим и действительно, моя жизнь стала бы совсем другой, если бы остался.
Таким образом, я являюсь выпускником двух школ — ленинградской и московской, у них разные методики, стили, в Москве более академический, а в Ленинграде, ныне Санкт-Петербурге, преобладает больше классический, традиционный метод. Мои уважаемые ленинградские и московские педагоги, были разными, учили разным методикам классического танца и народно-характерного танца.
Вернулся домой и поставил современную программу и номера для эстрады, начал развивать сальсу, ламбаду, латиноамериканские стили, для того времени это были очень смелые эксперименты, но принесли результаты.
После института в 1990 году начал работу руководителем-балетмейстером эстрадной группы «Шоу модерн-данс» Якутской государственной филармонии, с 1994 г. был артистом балета Национального театра танца имени Кыыл Уола. Сейчас я на пенсии, но до сих пор являюсь наставником для творческих ребят и членом Совета ветеранов Министерства культуры и духовного развития Якутии, активно занимаюсь общественной деятельностью. Жизнь кипит!
Во время пандемии, этим летом я сидел дома, проводил онлайн — конкурсы и в один замечательный день, мне позвонили из Москвы и спросили, могу ли приехать на 30-летие выпуска из института, я согласился, купил путевку в санаторий «Бэс Чагда» и вылетел в столицу.

Там на конкурсе «Миссис Россия» я поддерживал свою землячку Дарью ЛАВРОВУ и встретил руководителя московского корпункта НВК «Саха» Туяру КОНСТАНТИНОВУ, когда я сказал, что приехал на 30-летие выпуска, она предложила снять сюжет. Так мы и отсняли репортаж на фоне Большого театра и моего института. Я туда заходил, практически ничего не изменилось — тот же зал, те же колонны, ностальгия нахлынула! Со мной отснялся мой педагог Юрий ДЕРЕВЯГИН, за что ему большое спасибо.
В заключение, хотел бы пожелать подрастающей молодёжи, чтобы не боялись больших городов и стран, старались обучиться в центрах, особенно по творческим специальностям, там много возможностей для обучения и практики, те же театры, библиотеки, артисты, с которыми легко подружиться и сотрудничать.
+7 (999) 174-67-82
