КОНФЕРЕНЦИЯ ПАМЯТИ ВЫДАЮЩЕГОСЯ УЧЕНОГО-ЭТНОМУЗЫКОВЕДА В КУНСТКАМЕРЕ
16 декабря в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН г. Санкт-Петербург состоялась Мемориальная Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием памяти выдающегося ученого-этномузыковеда, исследователя музыкального фольклора народов Северной Азии, доктора искусствоведения, профессора Юрия Ильича Шейкина, посвященная 75-летию со дня рождения. Конференция была организована Арктическим государственным институтом культуры и искусств (г. Якутск) совместно c Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамерой) РАН в рамках программы стратегического академического лидерства «Приоритет-2030».
На памятном мероприятии собрались коллеги, ученики Ю.И. Шейкина, ученые из Якутии, Бурятии, Камчатки, Чукотки, городов Новосибирск, Санкт-Петербург, Астрахань, Благовещенск, Саратов, а также зарубежные исследователи из США, Нидерландов и Франции. В научной программе конференции прозвучали 30 докладов по темам, связанным с изучением традиционной культуры и музыкального фольклора.
С приветственным словом выступил Андрей Головнёв, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН, доктор исторических наук, член-корреспондент РАН, который вспоминал свои встречи и беседы с Юрием Ильичом, называя его «Мастером, который сделал себя сам», «создателем сильного и многообещающего научного наследия».
Конференцию открыла аудиовизуальная композиция «Люди ветра», автором которой выступила Елена Васильева, сотрудник Лаборатории геокультурного брендинга АГИКИ. Аудиовизуальная композиция, представленная на открытии конференции стала продолжением science-art выставки-инсталляции «Люди ветра», которая прошла также в рамках мероприятий памяти профессора Ю.И. Шейкина в музейном комплексе «Моя история».
Как отмечает Лена Васильева: «Композиция, как и выставка представляет собой художественное осмысление понятия звукового ландшафта, линии воображаемого белоснежного горизонта, пространств, наполненных тихими напевами, шумом ветра, скрипом снега и мелодиями самобытной музыкальной культуры народов Арктики. Световая композиция была составлена из элементов, символизирующих землю, глина и ветви деревьев, обкатанные северными реками, найденные на берегу бухты Встреч в Булунском улусе. Световая линия, объединяющая все элементы в единое целое, выступает как образ ветра и кинетики звука. Для звукового произведения, которое прослушали участники конференции команда выставки собирала аудиоматериал совместно с жителями поселка Тикси. Жители поселка присылали записи звучания пурги, всех звуков, которые наполняют пространство их жизни и тем самым помогли воссоздать это чувственное проживание места в пространстве выставки и конференции».
Памяти выдающегося ученого-этномузыковеда были посвящены два первых доклада: «Научная школа профессора Юрия Ильича Шейкина: этапы становления», представленном доцентом АГИКИ Татьяны Игнатьевой и «Слово об Учителе», с которым выступила д.иск., ведущий научный сотрудник Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН (г. Улан-Удэ) Лидия Дашиева.
Первую секцию «Цифровизация культурного наследия народов Северной Азии» открыли выступления д. иск., профессора АГИКИ Оксаны Добжанской на тему «Роль Ю.И. Шейкина в исследовании музыкальных культур уральских народов», а также зарубежного исследователя, заслуженного профессора славянских языков и литератур Калифорнийского университета в Беркли (США) Ронелл Александер с докладом «Работа Милмана Пэрри с боснийскими традиционными певцами: контекст исполнения».
Данный блок, который вела модератор О. Добжанская, продолжили доклады Веры Никифоровой, к. иск., проректора по научной, творческой и инновационной деятельности АГИКИ, Афанасия Баторова, к. техн. наук, заведующего кафедрой информатики АГИКИ и Cаргыланы Максимовой, к. ист. наук, директора Национальной библиотеки Республики Саха (Якутия), а также доклады Тьерд де Граафа, д. физ. наук, лингвиста, старшего научного сотрудника Фризской академии из Леуварден (Нидерланды) и Маргариты Хрущевой, к. иск., доцента, профессора кафедры теории и истории музыки Астраханской государственной консерватории. Все они были посвящены теме цифровизации культурного наследия народов Северной Азии, той теме, которой Ю.И. Шейкин уделял очень много внимания и всегда всей душой «болел» за сохранность экспедиционных материалов.
Также здесь был представлен доклад «Вариация на тему Фрейденберг: эксперимент в духе эволюционизма» к. филол. наук, научного сотрудника факультета антропологии Европейского университета в Санкт-Петербурге Георгия Левинтона, который рассказал об архаичном обряде, описанном в труде исследователя античной литературы и античного фольклора О.М. Фрейденберг, и его связи с нарративами Евразии более поздних периодов. С темой «Сохранение и популяризация нематериального культурного наследия в семейных традициях» выступила представитель чукотской культуры Татьяна Церковникова, преподаватель Детской школы искусств г. Анадырь Чукотского автономного округа, которая с большой благодарностью отметила вклад Ю.И. Шейкина в изучение и сохранение чукотского музыкального фольклора.
Следующую секцию «Междисциплинарные подходы в исследовании традиционной культуры и фольклора народов Северной Азии» под руководством модератора, к.соц. наук, PhD, зам. директора по научной работе МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Владимир Давыдова открыл доклад д. ист. наук, главного научного сотрудника Отдела этнографии Сибири МАЭ имени Петра Великого (Кунсткамера) РАН Сергей Березницкого на тему «Музыка и мифология коренных народов амуро-сахалинского региона». Шаманским музыкальным инструментам народов Южной Сибири и варганам эвенков из собрания Российского этнографического музея были посвящены доклады ученых МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН Вероники Беляевой-Сачук и Российского этнографического музея Виктории Малакшановой.
Научные сотрудники Лаборатории экспериментально-фонетических исследований Николай Уртегешев и Ольга Морозова в соавторстве с к. иск. Екатериной Тирон (Сектор фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН, г. Новосибирск) представили результаты междицсциплинарного лингвистическо-музыковедческого исследования на материалах эвенкийского фольклора «Мелизмы в эвенкийском благопожелании «алга»: опыт фонико-музыковедческого анализа».
Полевой деятельности Юрия Ильича был посвящен доклад Владимиира Кляуса, д. филол. наук, начальника отдела историко-филологических наук РАН – заместителя академика-секретаря ОИФН РАН, заведующего Отделом фольклора Института мировой литературы им. А.М. Горького РАН, гл. редактора научного журнала «Традиционная культура» (г. Москва), выступившем с темой «Славянская тетрадь» Ю.И. Шейкина как источник забайкальского приискового фольклора».
Археологические фоноинструменты и архаика кругового танца были предметом выступлений Дарьи Кожевниковой, к. ист. наук, научного сотрудника Института археологии и этнографии СО РАН (г. Новосибирск) и Наталии Даниловой, к. ист.наук, старшего научного сотрудника Отдела интеллектуальной истории и культуры ИГИПМНС СО РАН, научного сотрудника Лаборатории геокультурного брендинга АГИКИ.
Проблемы сохранения и изучения традиционной культуры коренных малочисленных народов Севера поднимались в докладе и.о. зам. директора по международным проектам и программам, научного сотрудник Центра арктических исследований ИГИПМНС СО РАН Вячеслава Шадрина из г. Якутска.
В секции «Музыкальная этнография народов Северной Азии», модератором которой была В.С. Никифорова, прозвучали доклады, посвященные осмыслению научных трудов Ю.И. Шейкина и «плодов» его неустанной полевой работы. Это были выступления Татьяны Булгаковой, д. культ., профессора кафедры этнокультурологии РГПУ им. А.И. Герцена «Систематизация допесенного творчества тунгусо-маньчжурских народов в трудах Юрия Ильича Шейкина», Варвары Дьяконовой, к. иск., доцента кафедры искусствоведения АГИКИ «О базе данных «Коллекция музыкальных инструментов народов Северной Азии профессора Юрия Шейкина: варганы»», Галины Сыченко, к. иск., независимого исследователя (г. Новосибирск) «Музыкально-этнографический этап изучения коренных сибирских народов в Новосибирской консерватории», Виктории Григорьевой, к. иск., зам. директора Амгинской детской школы искусств им. А.А. Черемных (с. Амга, Якутия) «Диссертационные исследования представителей научной школы Ю.И. Шейкина, подготовленные в АГИКИ». В докладе Екатерины Тирон, к. иск., старшего научного сотрудника, ученого секретаря Сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН (г. Новосибирск) «Результаты работы Ю.И. Шейкина по сбору фольклора в ходе Комплексной экспедиции 1991 года на Камчатку» были представлены звуковые фрагменты из записанных интервью, в которых Ю.И. Шейкин с большим интересом и любовью рассказывал о своих первых экспедициях, о первых информантах.
Любимой теме ученого, изучению музыкальных инструментов и фоноинструментов, были посвящены выступления Татьяны Щепанской, к.ист. наук, ведущего научного сотрудника Центра европейских исследований МАЭ им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН «Гармонь в пространстве игры и рынка» и Галины Солдатовой, к. иск., старшего научного сотрудника Сектора фольклора народов Сибири Института филологии СО РАН (г. Новосибирск) «Стрелы как фоноинструмент в обрядах обских угров». Еще один доклад, где анализируется скотоводческий напев тувинских скотоводов Монголии, названный Ю.И. Шейкиным «молочным», был представлен Лии Кардашевской, к.иск., доцентом кафедры искусствоведения АГИКИ.
Также на мероприяти были представлены видеодоклад Татьяны Карташовой, доктора искусствоведения, профессора Саратовской государственной консерватории имени Л.В. Собинова на тему «Компаративный анализ культурно-цивилизационных систем Южной и Юго-Восточной Азии» и стендовый доклад Зои Венстен-Тагриной (Франция) «О терминологическом аспекте шаманской песенной культуры чукчей».
Участники конференции отметили необходимость дальнейшей работы в области цифровизации экспедиционных материалов Ю.И. Шейкина, изучения коллекций музыкальных инструментов ведущими специалистами в области музейного дела и этноорганологии. Обсудили и единодушно проголосовали за принятие резолюции конференции, в которой отметили высокий уровень организации конференции и подчеркнули огромную значимость проблемы сохранения, изучения и цифровизации культурного наследия народов Северной Азии, а также наметили области будущего сотрудничества между Арктическим государственным институтом культуры и искусств и Музеем антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамерой).
По материалам конференции планируется издание сборника.