Капиталина Алексеева об отставке мэра, нюрбинском «немце» и гражданском браке…

Мы — продукты своего прошлого,

но мы не обязаны быть заложниками этого прошлого 

 Рик Уоррен

Приветствую всех моих читателей словами поздравления с наступившим годом! Пусть 2021 год будет более лояльным к нам ко всем, самое главное, чтобы мы все были здоровы и пережили эти лихие времена без потерь.

Пришел Новый год. Идут изменения в городе. Наша «чудо»- мэр ушла в ожидаемую отставку. Это — большая игра, т.е. игра больших парней. Не будем стараться вникать в суть политической игры, нам все равно не дано до конца знать. Да и не наше дело, а дело больших парней, которые принимают решение и решают наши проблемы. Наверно, сторговались, сговорились, так что никто в накладе не останется. В эти первые декады января как-то подозрительно уменьшилась статистика по ковиду, наблюдается резкое понижение количества заболевших. Что-то, честно говоря, не верится. Было около 200 заболевших в декабре, потом вдруг резко — чуть ли только 100. Верится с трудом в такие данные. Или больные решили плюнуть на свое здоровье и встретить новый год, или не работали медицинские организации, направляющие жалобщиков на обследование, или не работали всякие обследующие кабинеты… Самое главное — наше собственное здоровье при сложившейся ситуации. Мы должны думать о себе, стараться не простывать, не появляться на людях без нужды, соблюдать правила септики и антисептики. Понятно, мы все устали. Устали сидеть дома и быть в изоляции. Жизнь меняется и еще будет меняться. Такой, как раньше, наша жизнь уже не будет. И мы тоже меняемся. Трудно жить, не зная, что будет с нами весной, летом, трудно жить без плана.  А что делать?  Мы живем в заданных условиях, которые мы не в силах изменить. Мороз сильный. Туман. Зима в Якутске и не может быть другой. На то и Якутск. А мы удивляемся, как будто свалились откуда-то и как будто не знали ничего раньше про морозы. В наших широтах она и должна быть холодной. Просто мы немного расслабились в последние годы.

Помню зиму 1968 года.  Мы — молодые специалисты, первый год семьей только начинали жизнь в Якутске. Почти каждый день в декабре-январе температура была -56-58! Мы жили на Сайсаре, далеко от работы, одеты были кое-как, при этом автобус №3 ходил ужасно, это было жестокое испытание. Не забыть никогда. А что сегодня мы, наше поколение, имеем? Квартиру в центре города, шубы у дам теплые, теплые унты или какая другая современная обувь на ногах, автобусов полно, такси — пожалуйста! Разница есть?  Большая! А мы все жалуемся на плохую жизнь. Скорее по привычке, старческое ворчание, можно сказать. Но имеем пандемию, черт бы ее побрал. Почти год страна и мир живут в условиях пандемии. Потерь много. Особенно среди взрослого поколения, т.е. старшего нашего поколения, как и было обещано в начале пандемии. Статистика — вещь непонятная, на самом деле, сколько заболевших и выживших, сколько умерших — никто не знает, мне кажется. Многие переболевшие (например, как моя дочь) ни в какую статистику не попали, равно как и умершие, от чего они ушли в мир иной. Мы этим тоже не должны голову ломать, статисты сами знают, как считать, врачи сами знают, как докладывать. 

Наше дело заключается в том, как бы не подхватить вирус, как бы пережить день, неделю, месяц, зиму без болезни, а заболевшим — как бы попасть в больницу и выздороветь. Ковид-19 полностью изменил нашу жизнь. Скоро год, как мы все сидим в так называемой самоизоляции, т.е. никого не видим, никуда не ходим, никого не принимаем. Нервы уже не выдерживают у людей, стресс в каждом доме, взаимоотношения с людьми несравнимо изменились. От нечего делать кто-то занимается ремонтом квартиры, кто-то занимается архивом, в некоторых семьях занимаются переделкой старых предметов и перешивкой старой одежды, почему бы нет? Кто-то в Нюрбе начал копаться в истории старожилов. Попался некий «немец».

До 1950 года мы жили в родной Нюрбе на берегу Вилюя, встречая с особым восторгом и ожиданием первый непременно белый пароход. Это было событие огромного значения для всех жителей, особенно для нас, детворы. В начале 50-х годов наша семья переехала на улицу Маяковского, что недалеко от аэропорта. Вместо белых пароходов в нашей жизни появились самолеты. Наш участок был большой, с огромным картофельным полем, что было весьма кстати для такой большой семьи, как наша. Маме было, чем прокормить такую ораву. Но в один прекрасный день пришли какие-то землемеры, отмерили наше картофельное поле и расставили палочки. В общем, поделили наш участок на несколько небольших участков: справа от нас получилось 2 участка, для Бакаевых и далее для Балбаары, фамилию которой мы никто и никогда не знали. Справа от нашего дома участок был выделен семье шофера Руфа, фамилию, к сожалению, забыла. Помню, как мама плакала, повторяя про себя, чем ей теперь кормить детей, т.е. нас.  Балбаара была разнорабочая (была такая профессия в те годы), одевалась в мужскую одежду, во все серое, темное, сама была неаккуратная, если не сказать неряшливо грязная. У Балбаары жил мужчина, высокий, сухощавый, молчаливый, это тот «немец», о котором вспомнили спустя столько лет. «Немец» ни с кем особо не общался, хотя был лоялен к нашей семье. Подпускал к себе моих вездесущих братьев, особенно Валентина («Пушкина»), который у него брал книги и справочники, коих у «немца» было очень много по нашим меркам тех времен. На самом деле, был ли он немцем, неизвестно. Говорил он по-русски, я не помню, чтобы он говорил по-якутски, наверно, он научился говорить на нашем языке позднее, когда мы уже уехали из Нюрбы. Если говорить о Балбааре, то она была как парень, оказывается, если посмотреть на фотографии ее тех лет, она была совсем молодая, она любила играть с нашими ребятами вечерами в лапту, куда собирались все ребята с нашего околотка. Игры обычно бывали на нашей стороне улицы Маяковского, потому что наша семья была самая большая, основные заводилы были из нашей семьи, мои братья. Балбаара до поздней ночи так и играла в лапту с мальчиками. Также она ходила «собирать коров» после ужина тоже с нашими братьями и Раисой («Райкой»). Это также было веселое мероприятие для подростков: свобода, веселье, шутки, смех по пути поиска коров для вечерней дойки. У Балбаары была всегда живность. Когда особенно курицы не пользовались успехом у местного населения, у Балбаары с «немцем» куры были и было их много. Причем, куры у них не только неслись, но еще — о, ужас! «немец» ел куриное мясо и даже варили суп! Мы только потом, спустя годы, стали содержать кур в своем скромном семейном хозяйстве наряду с единственной коровой, поросенком (непременно по кличке «Васька»), ну и с собакой Полканом, который прожил с нами даже по сегодняшним меркам очень долго. Куры наши были только для яиц, предприимчивая мама яйца продавала приезжим по распределению русским врачам, геологам Амакинки, летчикам. Мой брат Валентин помнит, что у «немца» было много справочной литературы, точно были тома БСЭ, словарь Брокгауза-Ефрона, я же точно помню томики Шиллера на русском языке. На немецком мы ничего не помним, значит, не было. Из переписки с Валентином Капитоновичем Ивановым — полковником ВВС в отставке, кандидатом военных наук, Заслуженным военным специалистом России, коренным нюрбинцем: «Он, конечно, не был никакой ни фашист, ни тем более офицер, просто он работал бухгалтером в Амакинке. Родом он был из поволжских немцев, депортированных в Сибирь, Алтай, Казахстан с началом войны.  Скорее, наш нюрбинский немец (если он был этническим немцем) после окончания войны (в 50-ые годы) приехал трудоустраиваться в Амакинку. Таких кадров тогда было много. Если бы он был офицером, то он должен был бы находиться под надзором комитетчиков. Он никак не мог быть военнопленным, ибо они, военнопленные, содержались в спецлагерях под строгим надзором Международного движения Красного Креста и Полумесяца и Конвенции Гаагской конференции. По истечении срока немецкие военнопленные, все до единого, были отправлены на Родину. (А поволжские немцы были обычными советскими людьми, полностью лояльными советскому государству и власти. Вспомним наших учителей Далингера Эдуарда Эдуардовича и Мачейкайте Неелю Ивановну, родители которых были депортированы в начале войны со своими детьми из Литвы в Якутию. Дети, окончив среднюю школу, кажется, в Ленске, получили высшее образование на физмат факультете  ЯГУ и почти  всю жизнь прожили в Нюрбе. Эдуард Эдуардович даже был принят в ряды КПСС, был коммунистом). Я часто брал у нашего «немца» почитать книги, у него была шикарная библиотека по тем временам. К нам, к нашей семье, он относился дружелюбно, хотя в околотке со всеми был весьма сдержан. С первых лет проживания мы были соседи. Балбаара была чернорабочей, работала в основном на кирпичном заводе. Она очень уважала нашу маму, обращалась к ней «мама». В свою очередь, наша мама частенько потчевала ее чаем. Помню, что Балбаара нам всем подшивала валенки».

В общем, получается, что «немец» был сожителем Балбаары.  Сегодня, в наши дни такое явление, т.е. сожительство народ почему-то называет красивым сочетанием «гражданский брак». 

Теперь к теме гражданского брака. Что такое гражданский брак? Почему так часто наши люди стали употреблять эту фразу? Почему молодые люди довольно часто при поддержке родителей живут в так называемом «гражданском браке», хотя это — никакой не гражданский брак, а сожительство. Гражданский брак — это брак, зарегистрированный в органах ЗАГС — Записи Актов Гражданского Состояния, сокращенно ЗАГС, т.е. зарегистрированный брак (без венчания в церкви). Таким образом, получается, что в гражданском браке состоят пары, которые прошли через органы ЗАГС, со штампом в паспорте, как правило, с фатой и белым свадебным платьем невесты. А те пары, которые не были в ЗАГСе, они просто сожители или любовники. (Вот и наш нюрбинский «немец» был сожителем Балбаары). В наше время таких пар много, как правило, с таких пар взятки гладки. Ничего ни с кого не спросишь. Никто ни за кого не несет никакой ответственности. Это выгодно и удобно для мужской части. Скоротать время где-нибудь с кем-нибудь. Без обязательств и ответственности. Жить на всем готовом, стирка, готовка, кухня, спальня, секс — все есть. Никуда ходить не надо и искать не надо. А для девушки время идет. Она сама не выступает инициатором регистрации отношений, как бы неудобно, как бы должен мужчина предложить и инициировать. Но он почему-то молчит и ничего не предлагает. Ему плохо что ли? Нет, конечно, ему сплошная выгода. А женский век короткий. Женщине надо определиться со своим статусом, ей надо родить ребенка, пока молода и есть еще здоровье. Такая неопределенность говорит также о том, что мужчина не очень уверен, любит ли он эту женщину, готов ли он разделить годы совместной семейной жизни, готов ли он создать с ней собственную семью, построить дом, посадить дерево и родить сына? Раз не предлагает, раз не зовет замуж, значит НЕТ. Не хочет, не уверен, не любит, ищет еще лучше, надеется найти лучше… Где-то читала, что если парень не зовет замуж 1-2 года, значит, он не будет жениться, от такого надо быстрее бежать или такого надо из своей площади выставлять.  Кстати, примеров того, как погорели девушки и женщины с так называемым «гражданским браком», а на самом деле с сожительством, много. У моей одной приятельницы дочь сожительствовала с парнем в течение 6 лет. Мать в душе переживала, что все не как у людей, я в свою очередь, ее предупреждала, что ее дочь очень рискует и теряет время. И правда, кончилось печально: девушка получила серьезную травму, правда, чудом удалось ей выжить, но стала глубоким инвалидом. Теперь она не вылазит из больниц, санаториев, реабилитационных центров, не имеет ни ребенка — ни котенка, годы ушли на ублажение молодого человека, который не захотел на ней жениться и оформить отношения. Кстати, из больницы он ее выписал не к себе на квартиру, где они 6 лет прожили, а к ее родителям, дескать, вот она, ваша дочь, ухаживайте за ней. У него никакой ответственности. Он быстренько — «прыг» к другой женщине в постель. В первое время немного помогал деньгами, потом и это сошло на нет… С другой женщиной он зарегистрировал отношения в ЗАГСе, она, наверно, не дурочка, согласная на сожительство. В проигрыше осталась только она, первая. Меня часто удивляет, что родители на это тоже как бы не реагируют, как бы даже с некоей гордостью говорят: «Наши живут в гражданском браке». Родители должны были бы понимать все, особенно, если у тебя дочь. Знаю семью, у которой дочь так жила со своим парнем, парень купил квартиру, она родила ребенка, все было хорошо, тихо-мирно, только не было регистрации брака. К сожалению, парень погибает в автомобильной аварии. Она остается ни с чем, но с ребенком на руках, родня мужа выселяет ее из жилья, ее ребенку — никакой финансовой поддержки, пенсии, практически остается без средств к существованию. Там мелочей и не мелочей много было, я просто не вникала. В данном случае я обвиняла родителей, что они разрешили дочери так сожительствовать, тем более парень был приезжий, немного другой, отличается от наших ребят, и его родня тоже, не особо ласковые… Ты никогда не знаешь, как обернется жизнь даже сегодня вечером при возвращении с работы домой… Ой, почему-то ударилась в эту тему, хотя мне и моим детям она»как рыбе зонтик». Мои и моих сразу повели в ЗАГС.

Воистину получается, что «жениться — это значит наполовину уменьшить свои права и вдвое увеличить свои обязанности»,- как сказал Артур Шопенгауэр. И это звучит правдиво.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх