Каково это — поступить во МХАТ

Весной на улицы Москвы выходят не только птицы, но и абитуриенты театральных вузов. И если многие, конечно, как выходят, так и возвращаются обратно в свои гнезда, то для некоторых открываются двери в уникальный театральный мир. Наравне с подобными счастливчиками оказался и бывший ученик пятой школы города Якутска – Олег Сапожников. После трёхмесячной борьбы за шанс стать артистом, Олег смог поступить на курс к именитым мастерам школы-студии МХАТ – М. Брусникиной и С. Щедрину. Подробнее о поступлении расскажет сам Олег, а о переживаниях с родительской стороны, его мама — Ирина Валерьевна.

— Олег, ты поступил в один из ведущих театральных вузов нашей страны, известной, более того, и за ее границами. Скажи, чем именно ты привлёк внимание профессионалов?

О.: Честно, не знаю. Где-то меня «сливали» с первого тура, например, в ВГИКе, а где-то я дошел до самых последних этапов, например, в ВШСИ,  «Щепке»  и, конечно, во МХАТе, в  который, собственно, и поступил. Дать однозначный ответ на этот вопрос нельзя. В каждом университете разные мастера, у каждого свои видения и предпочтения и, видимо, под предпочтения своего мастера я и попал. 

— Что из себя представляет поступление, и что нужно для того, чтобы поступить?

О.: Если вы когда-нибудь смотрели фильм «День сурка» и примерно представляете что в нём происходит, то поступления в театральный вуз прямая аллюзия на него. В каждом университете изо дня в день на протяжении трёх месяцев ты читаешь ранее подготовленную программу. В программу обязательно должны входить минимум по три басни, три стиха и три прозы, а также, конечно, песня. Под каждого человека программа подбирается индивидуально. Надо стараться сделать ее максимально разной, чтобы показать себя комисси многогранным и интересным. В ней-то, помимо харизмы, и заключается успех поступления. После того, как в каждом вузе ты проходишь три тура, на каждом из которых отсеивается определенное количество людей, следует конкурс.

— То есть существуют не только три тура, но ещё и конкурс? Как он проходит?

О.: Конкурс, если можно так выразиться, представляет из себя состязание лучших из лучших. На каждом этапе конкурса, — а их от трех до четырех,  это: пластика, коллоквиум, вокал и актерское мастерство — у преподавателей и мастеров формируются мнения о физической готовности, эрудированности и способности спонтанного мышления абитуриента из которого он и делает вывод, кого он хочет видеть на своем курсе.

— Получается, чтобы раскрыть каждого студента с неординарной стороны и выбрать «своего» мастер предлагает задание? Какие неожиданные замыслы тебе приходилось слышать?

О.: Неожиданные задания начинаются уже на самом конкурсе. Как-то раз мастер дал задание признаться комиссии в любви на необычных языках. Таковыми являлись: стеклянный, деревянный, железный, дровяной, водяной и подобные необычные языки. На этом же конкурсе у нас был так называемый этюд с  предметом. Всей моей группе достались плечики. Сложность иронии этого задания состояла в том, что плечики могли быть всем чем угодно, но не плечиками. 

— Абитура — тяжёлая пора для большинства, у кого-то поступление вызывает проблемы, у кого-то наоборот облегчение, но абсолютно все абитуриенты меняются, кто-то меньше, кто-то больше. Как ты изменился за время поступления? 

О.: За время поступления я стал более терпимым, поскольку ожидание результатов могло длиться от десяти минут и до трех-четырех часов. Также удалось выработать некую сдержанность, которая помогала избавиться от лишних проблем созданных путём провокаций, которые при поступлении встречаются довольно часто. 

Ты упомянул о провокациях, есть какие-нибудь общие предостережения будущим абитуриентам?

О.: Что я могу сказать,  мест в элитарных вузах подобной направленности очень мало, а людей желающих овладеть данной профессией очень много. Их не сотни, не тысячи, количество абитуриентов достигает нескольких десятков тысяч. И понятное дело, что каждый любыми способами желает занять это заветное место. Но, к счастью, встречаются люди, с которыми вы быстро найдете общий язык. 

— Сколько элитарных вузов вообще есть?

О.: Под элитарными вузами подразумевается так называемая московская «золотая пятерка». В нее входят такие институты как: школа-студия МХАТ, ВТУ им.Щепкина, ВТУ им.Щукина, ГИТИС и ВГИК. Я не говорю, что остальные театральные вузы хуже, но обучение в этих пяти считается наиболее приличным из-за именитых как педагогов, так и выпускников. И люди, отучившиеся в них получают значимое преимущество при трудоустройстве в театре.

— Что происходит с теми, кто не поступил в эту пятерку? 

О.: Они обычно отправляются в региональные театральные вузы, а их немало! Некоторые идут по другой специальности, а самые упорные выжидают год, а то и несколько,  чтобы снова попытать своё счастье. 

—А бывает и так, что поступают несколько лет подряд?

О.: Да. Такое действительно бывает и это отнюдь не в диковинку, я лично знаю нескольких ребят, которые поступают даже не два, не три, не четыре, а целых пять лет подряд. Бывает и больше.

— Что ты ожидаешь от своей профессии? 

О.: Чего я ожидаю? Востребованности.

А теперь несколько вопросов маме, Ирине Валерьевне.

— Многие родители, дети которых поступают в театральные вузы, пытаются отговорить их. Как Вы отнеслись к выбору сына?

И.В.: Я считаю, что детям всегда нужно давать право выбора, поэтому отнеслась положительно.  Пусть наша семья от этого далека в силу своей профессиональной деятельности, — у нас в семье актеров нет и не было никогда — но я считаю, что молодым у нас везде дорога, поэтому я только «за». 

— Все движения и попытки вашего сына прошли у вас на глазах, сложно ли было отпустить его одного в мегаполис? 

И.В.: Абсолютно нет. Во-первых, у меня тут живут родители. Во-вторых, даже если этого бы не было, я Олегу доверяю, я в нём уверена, я считаю, что он бы и один здесь справился. 

— Есть сожаления по поводу выбранной им специальности на данный момент?

И.В.: Опять же, абсолютно нет. Наоборот, по-хорошему, я ему даже в чём-то завидую — в какой-то момент, я бы тоже хотела чем-то таким заняться, но у меня пошло по-другому. Поэтому мы, как говорится, поддерживаем Олега во всех его начинаниях.

— Что Вам, как родителю, далось сложнее всего?

И.В.: Ожидание. Ожидание, ожидание и ожидание. Мы поступали в шесть вузов, в два мы прошли до самого конца, в один из которых его не зачислили, просто вот на зачислении не прошёл. И во МХАТ, в который мы даже не мечтали в своих снах, только могли молиться о его зачислении. И вот это чудо произошло. Поэтому только ожидание, ибо с утра до самой поздней ночи мы ждали, ждали, ждали, каких-то положительных моментов (результатов) и наконец-то дождались.

— Можете дать общие советы другим родителям?

И.В.: Совет могу дать только один: верьте в своих детей и ожидайте от них чуда. Чудеса действительно случаются, мы сейчас это точно поняли.

Поступившие в школу-студию МХАТ.

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш
Whatsapp +7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх