Site icon SAKHALIFE

Как школа формирует интеллектуальный потенциал страны

Вклад школы в технологический суверенитет страны

Как отмечают социологи, «страна, которая побеждает в физико-математических олимпиадах, через 11-12 лет становится лидирующей…»

«За прошедший год российские школьники завоевали 42 медали на международных интеллектуальных турнирах: 31 золотую, 9 серебряных и 2 бронзовые. Эти победы – результат упорного труда ребят, их наставников и поддержки семей. Команды России выступали на восьми основных международных олимпиадах по общеобразовательным предметам – от математики и физики, до биологии и химии…

Кроме олимпиад, растёт и средний балл ЕГЭ — с 59,9 в 2015 году до 66 в 2024-м. Особенно заметен прогресс по естественно-научным предметам — с 55,4 балла в 2019 году до 59,9 в прошлом году. Количество учащихся с низкой успеваемостью снизилось с 25% до 15% за последние пять лет» (https://materinstvo.ru/news/8504).

Однако в целом, накопилось много проблемных вопросов. Один из них — невысокий уровень естественно-научной грамотности большой части российских школьников, в том числе слабые результаты по химии и физике. Специалисты делают вывод: в нашей стране выпускников школ, готовых изучать в вузах и колледжах дисциплины, связанные с технологичным производством, а именно базирующиеся на знаниях по физике и химии, недопустимо мало (https://edpolicy.ranepa.ru/vklad-rossijskoj-shkoly-v-formirovanie-tekhnologicheskogo-suvereniteta-strany).

Последнее можно считать главным фактором угрозы развития высшего технологического образования России. А это в конечном итоге – не готовность стать профессиональными конструкторами, инженерами, технологами. О каком полноценном технологическом суверенитете страны в будущем может пойти речь? Вывод — необходимость резкого повышения внимания к изучению математики, физики и химии в российских школах.

Не простая ситуация отмечается по данному вопросу и в нашей республике. Глава Республики Айсен Николаев, хорошо знакомый в силу своей вузовской подготовки с естественно-техническим направлением, понимая важность эффективной инженерной мысли республики – локомотива страны в XXI столетии, выразил высокую степень озабоченности катастрофическими показателями снижения числа школьников, выбирающих ОГЭ и ЕГЭ по физике, предложив обратить пристальное внимание на выработку мер по перелому сложившегося крена. В целом, «…Позитивные перемены в сфере образования – главное условие успеха каждого жителя республики в бизнесе, производстве или творчестве… цена бездействия может стать слишком дорогой!» – отмечал в своих выступлениях Айсен Николаев на встречах с педагогами республики.

Великий русский ученый Дмитрий Менделеев сказал, что «школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государства, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования». Высокий уровень технологических знаний позволил специалистам в годы Великой Отечественной войны создать изобретения и разработки, которые существенно приблизили победу СССР. Так за 1941−1945 годы было выдано почти 7 тысяч охранных документов на изобретения. Среди достижений в области военной техники: танк Т-34, способ автоматической сварки под флюсом, позволивший снизить трудоемкость изготовления бронетехники в восемь раз, разработанную технологию автоматической сварки специальных сталей, бомб и танков, первую мобильную систему залпового огня «Катюша». Достижения были получены в области авиастроения: одномоторный самолет-истребитель ЯК-3, «летающий танк» – бронированный штурмовик ИЛ-2. Всем известны советские изобретения в области вооружения: автоматическое стрелковое оружие ППШ, превзошедшее аналогичные виды оружия фашистских захватчиков, магнитная мина, бронебойный подкалиберный снаряд и многое другое.

В те годы были достигнуты значительные успехи в медицине и химии. Были разработаны первые образцы современного антибиотика — пенициллина; он применялся на фронте и в тылу для предотвращения распространения эпидемий. Были созданы прибор для аэрации крови, способ получения аспирина, способ лечения свежих и инфицированных ран и т. д. В области химии появилось важные изобретения и открытия: карбинольный клей, позволивший в полевых условиях склеивать боевую технику, способ получения жидкого кислорода, зажигательная бутылка для борьбы с бронетехникой противника и др.

Другой важной составляющей вклада системы образования в обеспечение успеха научно-технологического развития страны может стать развитие предпрофессионального образования и междисциплинарных кружков технологического профиля в системе общего и дополнительного образования. Развитие технических кружков становится одной из приоритетных задач российского образования. Еще в 2016 году Президент РФ Владимир Путин в обращении к Федеральному Собранию отметил важность воспитания культуры исследовательской, инженерной работы. Мальчишку никогда нельзя было представить без кружков технической направленности, ведь это заложено в их природе – анализируя разобраться в сути вещей мира.

Из истории школьного дисциплинарного олимпиадного движения в СССР и России. В СССР еще в 30-х стали понимать важность естественно научной подготовки школьников для большой страны. «В 1930-е годы олимпиады носили точечный характер и проходили только в Москве и Ленинграде. С 1960-х годов олимпиадные соревнования по точным наукам стали предметом государственной политики и охватили многие регионы страны. В 1960-е утверждены льготы для олимпиадников при поступлении в университеты. На новый этап своего развития олимпиадное движение вышло с формированием Всероссийской олимпиады школьников, которая занимает приоритетное положение среди других олимпиад. С 1990-х годов олимпиады имеют систематический характер и проводятся ежегодно по всем общеобразовательным предметам. Начиная с третьего периода, олимпиадное движение достигает наибольшего масштаба и охватывает все регионы Российской Федерации. Тогда же активно начинают развиваться дополнительные проекты, связанные с олимпиадами: выездные школы, центры дополнительного образования, школьные кружки, олимпиадные смены в летних лагерях и фокусировка на подготовке к олимпиадам в независимых летних школах. Одним из самых ярких и показательных примеров является деятельность образовательного центра «Сириус» (см.: https://publications.hse.ru/articles/768933394).

Стоит отметить важную роль именно школ в данном олимпиадном и конкурсном движении. Ключевой актор олимпиадного движения — «школы, способствующие вовлечению школьников в олимпиады и помогающие к ним подготовиться как на уровне политики школьной администрации, так и на уровне усилий отдельных учителей. Эти практики интерпретируются как «продвигающая сила школы» применительно к вовлечению в олимпиады, а через них — к поступлению в селективные университеты.

Суммируя данные, к основным практикам, используемым школой для поддержки олимпиадников, можно отнести: информирование об олимпиадах; сотрудничество школ с вузами; дополнительные занятия после и во время уроков; проведение летних школ и сборов; предоставление свободной или индивидуальной образовательной траектории; информационную, методическую, психологическую и финансовую поддержку (стипендии, разовые выплаты, оплата проезда на этапы ВсОШ, встречи с администрацией школы в неформальной обстановке, грамоты, подарки, поощрение в виде высоких оценок). Олимпиадники считают школу причастной к своему успеху благодаря описанным выше практикам подготовки и поощрения, а также благодаря существующим в ней традициям или обязательствам участия в олимпиадах. Можно сделать вывод о том, что олимпиадники учатся в школах, где учителя замотивированы на то, чтобы готовить участников олимпиад, и становятся важной составляющей истории успеха.

Необходимо создание методических материалов, которые бы информировали школьников об олимпиадах, тем самым делая первый шаг для начала участия в олимпиадах большего числа школьников. Если для большинства школьников информирование об олимпиадах и/или приглашение к участию было первым шагом к началу участия, это может говорить о том, что не уникальные способности школьников являются обязательным для участия в олимпиадах, а само наличие информации, и что каждый школьник может проверить свои знания.

Самый распространенный способ узнать про олимпиады, а это первый шаг для начала участия в них — это узнать от учителя. (см.: Там же).

К слову, у нас в республике есть прекрасные примеры учительского наставничества, благодаря которому лишь одна школа с Учителем М.А. Алексеевым, смогла подарить так много представителей физико-математического направления стране и родной республике. У Михаила Андреевича были свои учителя-наставники, в частности Юрий Борисович Румер, знакомый еще в 30-х годах с самим Альбертом Эйнштейном. Он был выдающимся советским физиком-теоретиком, соратником Льва Ландау, учеником Макса Борна. Вот такая важность последовательности учительского наставничества, способного перевернуть всю ситуацию в нашем регионе!

***

Сегодня Академия наук Якутии расскажет о конкретной работе высшей научной организации Якутии в описанном выше русле. Так 29 апреля 2025 г. Состоялся 1-й городской конкурс юных физиков и математиков под эгидой Академии наук Республики Саха (Якутия).

Академия наук Республики Саха (Якутия) совместно с Управлением образования окружной администрации г. Якутска провела Первый конкурс среди школьников города Якутска по физике и математике. Целями конкурса стало выявление и развитие у обучающихся творческих способностей и интереса к научно-исследовательской деятельности. Олимпиада проведена в заочном формате, и в настоящее время выявляются ее победители. Академия наук отдельно подготовит материал о победителях и призерах конкурса.

Участникам олимпиады необходимо было решить 5 задач, в том числе 3 – по физике, 2 – по математике, давая развернутый ответ на вопросы, в конце загрузить отсканированные решения с ответом через сайт конкурса http://yakutia.science/concurs/info (там же смотрите ответы в методическом пособии). Конкурс проводился по 3 группам учащихся, 1 группа – 5-6 классы, 2 группа – 7-8 классы, 3 группа – 9-10 классы. За каждое верно решенное задание можно было получить до 7 баллов.

Другой захватывающий конкурс «Медицина будущего» также проведен при непосредственном участии действительных членов Академии наук РС (Я), являющийся плодом закрепившегося Соглашением сотрудничества между Министерством здравоохранения РС (Я) и Академией наук Якутии. Обо всем этом смотрите наш видеосюжет. Приятного просмотра!

Exit mobile version