Как помочь ребенку заговорить и когда нужно бить тревогу
Отвечает нейропсихолог: как помочь ребенку заговорить и когда нужно бить тревогу
Речь запускает не мелкая моторика, а крупная
Речь ребенка запускает крупная моторика. Развитие мелкой моторики тоже важно, но в первую очередь малыш должен научиться двигаться, и при этом пройти каждый этап самостоятельно. Такую рекомендацию дает практикующий клинический психолог первой нейропсихологической службы Якутии «Светлячок» Юлия Цыпандина. Эксперт в интервью ЯСИА рассказала, почему нужно дать ребенку свободу движения, как помочь малышу заговорить и когда нужно бить тревогу.
По словам Юлии Цыпандиной, в год малыши уже должны говорить 7–9 слов с пониманием контекста. Это простые слова «мама» и «папа» и звукоподражательные «мяу» и «гав-гав».
Нейропсихолог подчеркивает, речь — это не отдельная функция, за ее задержкой могут стоять нарушения внимания, мышления и поведения. Ранние нарушения нервной системы можно наблюдать с рождения до года. В этот период родителей должны насторожить плаксивость ребенка и то, что малыш не пытается «улыбнуть» родителя.
«Если ребенку комфортно, когда его никто не трогает, или, наоборот, он не может лежать и хочет быть только на руках. Либо у него слишком долго стабилизируется режим дня, то есть если это крикливый, возбудимый и плаксивый ребенок. Также родитель должен наблюдать за реакцией малыша на него. На генетическом уровне дети хотят понравиться близкому взрослому человеку. Если родитель хмурится, бывает, что ребенок пытается сделать так, чтобы он улыбнулся. Отсутствие таких моментов повод к беспокойству», — объяснила Юлия Цыпандина.
Эксперт советует следить и записывать важные моменты развития малыша: начал «агукать», поднял голову, перевернулся, пытается сесть, как пополз. Это все отразится на том, когда и как заговорит ребенок. Заметив любое отклонение от нормы, стоит проконсультироваться со специалистом. Чем раньше забить тревогу, тем лучше. На практике родители начинают решать вопрос с речью к пяти годам или ближе к началу школы.
«В этот момент уходит драгоценное время. Есть понимание сенситивного развития, когда дело касается психических процессов, тем более речи — нельзя ждать бесконечно. Если у ребенка к 5–6 годам речь еще не вышла, то даже если это произойдет позже, то она будет неполноценной. Поэтому, чем раньше родители начинают бить тревогу, тем лучше. Никакой родитель с ходу не соглашается, что у него какой-то особенный ребенок. Принять тот факт, что с ним что-то не так, требует большого количества времени, психической энергии, семейных и бытовых ресурсов», — отметила нейропсихолог.
Как развивать крупную моторику
— Сейчас очень много гаджетов, облегчающих жизнь родителей, к примеру, ходунки. Родители используют их как только малыш начинает устойчиво сидеть. На самом деле это мешает естественному ходу развития ребенка. Неосвоенное горизонтальное положение приводит к трудностям пространственной ориентации. Поверхность пола — это лучшее для раннего развития.
Очень важно быть простым, и дать ребенку возможность развиваться самостоятельно, не мешать ему. Когда малыш сам двигается и осваивает пространство, тогда развивается крупная моторика. Почему-то родители озабочены развитием только мелкой моторики, покупают ему конструкторы, это неплохо, тем не менее надо понимать, что речь запускает не мелкая моторика, а крупная.
Допустим, ребенок видит какую-то игрушку, которая стоит наверху и пытается его достать. В этот момент лучшая помощь родителя — подстраховка. Не надо мешать ребенку идти к игрушке и попытаться его взять. Обычно родители сами достают и отдают ему желанный предмет. Чрезмерная опека и ограждение в самостоятельном познании мира тормозит развитие детей.
Быт у современных родителей налажен таким образом, чтобы уменьшить количество лишних телодвижений. До ясли-сада и обратно — на машине, от квартиры до машины — на лифте. Поэтому важно обеспечить ребенка максимальным количеством активных телодвижений еще до устройства в детский сад.
Когда ребенок осваивает вертикальное пространство появляются «наскальные рисунки» на стенах. Это очень хороший знак, тут родителям стоит с терпением и пониманием отнестись к творчеству своих малышей. Или после года до трех лет ребенок хочет помыть посуду или повозиться с водой. Родители зачастую это пресекают, ведь он все разольет, а нужно дать малышу волю.
Важность общения
— Опять таки возвращаемся к современным гаджетам. На это раз — аудиокниги. Дети, которым родители сами читают сказки, легче начинают говорить, чем те, кому родители ставили на ночь аудиокниги.
Ребенок слова воспринимает визуально, он видит как открывается рот, двигается язык или замыкаются губы при произношении. Он невольно начинает повторять за взрослым эти действия. Именно поэтому очень важно живое общение с детьми.
Был один такой опыт — мать подходила к ребенку и говорила ему простые слова, а малыш пытался их повторить. В другом случае мать подходила к ребенку в маске и тоже говорила слова, но ребенок не видел, как двигаются ее губы, и был заметен спад.
Отличие нейропсихолога от психолога
— Если психолог работает со здоровыми людьми, то нейропсихолог — это клинический психолог, который занимается с патологиями и нарушениями, изучает мозговую организацию высших психических функций. В том числе помогает детям с расстройствами внимания, речи и мышления. Как правило, когда психолог детского учреждения замечает у ребенка поведенческие трудности, то направляет его к нейропсихологу. Это делается для того, чтобы выяснить корень проблемы — речь идет о педагогической запущенности или о недоразвитости мозговых структур.
Иногда к нам приходят родители и говорят: «Логопед или массажист сказал, что у нашего ребенка аутизм». Но это не их территория и не их компетенция, такие диагнозы ставит врач-психиатр. Если мы, клинические психологи, изучаем процессы нарушения, то психиатр изучает болезни. Например, дети с СДВГ и с расстройствами аутистического спектра (РАС) относятся к компетенции психиатра.
Нейропсихолог работает в команде реабилитологов, в которую входят специалисты ЛФК, массажисты и логопеды.
+7 (999) 174-67-82