Новые загадки рождения Нерюнгринского района. Как новый район «собирали в кучу»?
Дневники историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова.
Продолжение.
«Отчетный доклад о работе Тимптонского районного исполнительного комитета за период с начала 1926 по январь 1928 года», который обнаружил в архивах и изучил организатор историко-краеведческой экспедиции Александр Кошуков, подробно рассказал о первых днях нового района на крайнем юге Якутии.
Тимптонский (Нерюнгринский) район был образован 29 декабря 1926 года. В этот день открылся первый съезд туземцев (коренных местных жителей) Тимптонского района. На съезде местное население впервые узнало для себя цели и задачи новой Советской власти.
На съезде был избран состав первого Тимптонского райисполкома. В него вошли тринадцать человек. Из них семеро эвенков, четверо русских и двое якутов. При РИК было образовано три комиссии: санитарная, пожарная и комиссия по снижению цен.
Первая трудность, с которой пришлось столкнуться Советской власти в лице райисполкома, стал исторически сложившийся «двойственный» состав населения. По количеству жителей «туземцы» и «пришлые» делились примерно поровну. Причем, в последние перед образованием района годы, представители и той, и другой групп, фактически с этой территории разбежались.
Тимптонский район издавна характеризовался как золотодобывающий район, в котором до революции 1917 года работали десятки приисков. Центром большого «куста» был прииск Лебединый на реке Тимптон на южной границе Якутии. За время гражданской войны разработка золотых приисков прекратилась. Рабочим стало нечего делать. Многие бывшие жители из района ушли, снизив и без того не слишком высокое количество населения.
Коренных жителей – эвенков (они же тунгусы, или туземцы) — постигла та же самая участь. Несмотря на настойчивые усилия райисполкома перевести туземцев Тимптонского района с кочевого образа жизни на оседлый, сконцентрировав их в одном месте (село Золотинка, ныне Иенгра), процесс шел медленно и не без трудностей. В отчете райисполкома отмечается, что «по климатическим условиям очень трудно привить здесь земледелие и огородничество, то есть, нет возможности в скором будущем установить оседлый образ жизни».
Впрочем, и приисковые рабочие были не слишком склонны к «осёдлости» в силу сезонности золотодобывающего производства. Они, скорее, напоминали сегодняшних вахтовых рабочих, живущих по принципу «приехал – добыл — уехал».
Советской власти надо было как-то объединить на единой территории эти две абсолютно разнородные группы местных жителей, обеспечить их экономическую занятость и, соответственно, социальную защиту.
Несмотря на явную непригодность местных земель для сельского хозяйства, в первый год существования Тимптонского района была сделана попытка «привязать» тунгусов к земле. Среди них были распределены сенокосные участки. Тунгусов разбили на группы, в соответствии с близостью их кочевий. Одновременно производился набор учеников в тунгусскую школу.
Надо отдать должное Советской власти: к середине 1927 года все тунгусские хозяйства были обеспечены работой на оленях. Это перевозка почты, доставка грузов и лесоматериалов для строящейся автомобильной дороги. Все работающие эвенки были обеспечены продуктами и товарами народного потребления.
Повышению уровня жизни тунгусского населения способствовала успешная борьба с пьянством. «В результате этой борьбы большая часть заработка тунгусов вместо превращения в спирт, как это практиковалось в прошлые времена, превращалась в товаро-продукты», — говорится в отчете первого Тимптонского райисполкома. К сентябрю 1927 года пьянство среди коренного населения снизилось на 80 процентов!
В июне 1927 года, «для улучшения материального положения и привлечения к коллективному труду» в Тимптонском районе была организована трудовая артель. В нее вошли шестеро самых бедных – «почти ничего не имеющих» — тунгусов. До сентября трудовая артель выполнила работ на 1700 рублей, что, на фоне снижающего пьянства, заметно поправило материальное положение их семей.
В 1926 году в Тимптонском районе был создан производственный кооператив «Буяги». Совместно с Амуро-Ороченским кооперативом, «Буяги» заключил договор с Рухловской телеграфной конторой на доставку почтовых грузов от Ларинска до Незаметного на сумму 133,3 тысячи рублей. Телеграфная контора располагалась в Рухлово (сегодняшнем Сковородино). В доставке грузов в кооперативе было задействовано 18 тунгусских хозяйств, и работой они были хорошо обеспечены.
Что касается всё ещё остающегося в Тимптонском районе достаточно многочисленного русскоязычного населения, Советская власть пыталась занять его в промышленных отраслях. «Локомотивом», который буквально вытаскивал экономику Тимптонского района из послереволюционной стагнации, стало строительство Амуро-Якутской дороги к золотым месторождениям в Алданском районе. На этой дороге практически одновременно возникли поселки дорожников – Чульман, Нагорный, Якут. Это означало необходимость строительства не только новой дороги, но и служебных зданий и жилья. В новый Тимптонский район снова начало прибывать постоянное население.
Уже в 1927 году были отмечены большие достижения второго дорожно-строительного участка Амуро-Якутской магистрали. Это предприятие строило дорогу на протяжении 129 километров от фактории Якут до поселка Чульман. В первом полугодии 1927 года были произведены подготовительные работы – заготовка леса для мостов, подготовка зданий под квартиры рабочих. Численность рабочих и служащих в летнее время доходила до 850 человек.
Результаты работы второго ДСУ в Тимптонском районе удивляют даже сегодня! В течение строительного сезона 1927 года было построено 55 мостов, одиннадцать служебных зданий общей площадью 711,2 квадратных метра. Сделано просек 659,8 тысяч квадратных метров. Сделано 4960 погонных метров гатей (гать — настил из брёвен для проезда через топкие места, болота). За этот год была окончена постройка дороги от Якута до Нагорного. От Нагорного до Чульмана гужевая дорога была закончена вчерне. Была проведена 129-километровая телефонная линия до поселка Большой Нимныр. По линии страховой кассы были открыты два медицинских пункта в поселках Нагорный и Чульман. При этом недостатка в рабочей силе не ощущалось. За год было зафиксировано лишь два мелких случая конфликтов администрации с рабочими, решенных в пользу администрации.
В отчете Тимптонского райисполкома за 1926-1928 годы также есть сведения о работе третьего дорожно-строительного участка Амуро-Якутской магистрали. Но его время ещё не пришло, и успехи в том году были заметно скромнее. Около ста рабочих на третьем участке строили трассу от Чульмана до Хатыми. Была прорублена просека, выполнена корчевка деревьев под будущую трассу, но земляные работы летом 1927 года не производились. Осенью 1927 года контору участка перевели на Нимныр.
Несмотря на богатую историю дореволюционных золотых приисков на этой территории, в 20-е годы ХХ века золотодобыча в Тимптонском районе фактически прекратилась. В районе бывших приисков Лебединый и Джагдали золотодобычей занимались всего 12 человек. За год в районе было добыто и сдано государству 16 фунтов (7,3 килограмма) золота. Лучшие дни золотодобычи в Тимптонском районе были еще впереди.
Тем не менее, новый, возникший практически из «ниоткуда», Тимптонский район на крайнем юге Якутии продолжал расти и развиваться. В марте 1928 была проведена Всероссийская перепись населения. По ее итогам было объявлено, что тунгусское население в Тимптонском районе составляет 300 человек в 56 хозяйствах. Из них 136 мужчин, 234 женщины и 54 ребенка школьного возраста (от 8 до 18 лет). Русскоязычное население составляло 238 человек, из них женщин – 28, мужчин – 210. Количество детей составляло 26 человек. За год было зарегистрировано 5 браков, 11 рождений, 6 смертей и ни одного развода!
В начале 1928 года перед Тимптонским районом стояло немало актуальных задач. Формирование органов милиции, строительство школ, больниц и амбулаторий, организация учреждений культуры, библиотек, ликвидация безграмотности.
В течение ХХ века произойдут удивительные и уникальные события в истории Тимптонского района! Ему предстоят открытие крупнейших в мире угольных месторождений, попытки создания металлургии, строительство железной дороги и вместе с ней — большого города в тайге, который назовут Нерюнгри…
За сто следующих лет район поменяет название, сменит столицу, в 1963 году войдет в Алданский район, а в 1975 году снова обретет самостоятельность. Всё это еще впереди.
Но самые первые дни – то, с чего начинался Нерюнгринский район, как и другие удивительные события местной истории — остаются предметом тщательного изучения историко-краеведческой экспедиции Александра Кошукова.
(продолжение следует)
Уникальные исторические документы: О чем они говорят. Начало читайте здесь
Что привело к быстрым переменам? Ответ лежит на поверхности…