К феномену “Science” культуры модерна: к предстоящему Дню российской науки для молодежи

«Ломоносов так же вот с рыбарями ехал,

однако из него вышел человек на всю Европу.

Умственность, воспринимаемая с верой, дает плоды, богу угодные».

из рассказа А.П. Чехова

Если набить в поиске интернета термин «философские основания науки», то получим трактовку в изложении известного философа науки, академика Вячеслава Стёпина (1934—2018), в свое время директора Института философии РАН:

«Философские основания науки — это форма предпосылочного знания, представляющая собой систему философских категорий, пред­ставлений и принципов, выражающих онтологические характерис­тики исследуемой реальности и общую направленность познаватель­ных процессов. Содержание философских оснований науки выража­ется, во-первых, в категориальной матрице, задающей онтологические характеристики исследуемого фрагмента реальности посредством категорий «вещь», «свойство», «отношение», «пространство», «время», «состояние», «процесс», «необходимость», «случайность» и других, а также в принципах взаимодействия, системности, детерминизма и других; во-вторых, в принципах наблюдаемости, воспроизводимости, данности сущности в явлениях, простоты и др. …»

Одним словом, не все так просто для обыденного сознания, часто не сталкивающегося в своем словаре со специальными «сухими» академическими понятиями и философскими категориями. Восполняя внимание к культурному феномену науки, играющему ключевую роль в экономическом, технологическом и социальном развитии современного общества, мы решили обратиться к истокам генезиса научного способа восприятия и познания мира, который совсем юный по сравнению с предшествующей историей человеческой цивилизации с ее мифологическим и религиозным мировоззрениями, которым по меньшей мере 6 тысяч лет, а в реальности гораздо больше. Научному способу созерцания мира всего-то 400 лет.

В рамках проекта “Лекториум» Академии наук Республики Саха (Якутия), предлагаем внимательному зрителю рассказ лишь о некоторых философских основаниях научного познания мира, о которых мы не знаем в явном виде, но которыми оказывается «пользуемся», когда что-то подсчитываем, используя числа, например, домашний бюджет, количество прожитых лет или определяя время для приготовления еды в духовке. Эти основания, о которых мы расскажем, близки понятиям, которые в определении В.С. Стёпина обозначены принципами наблюдаемости, воспроизводимости и данности нам сущности происходящих явлений.

Да, такие парадоксальные обращения к философским основаниям, становятся явными, лишь тогда, когда ученым приходится разгребать собственные «завалы» научных знаний, не спешащих в понимании окружающего мира. В такой ситуации им вынужденно встать на сторону философии, пытаясь разобраться в условиях и допущениях, заложенных в используемых ими понятиях, величинах или принципах, проделанных когда-то и кем-то относительно нашего сознания. Материал окажется полезным для молодежи, начинающей свой путь в науку и ее дисциплинарные способы познания окружающей действительности, о философских основаниях которых ей вряд ли когда-либо расскажут учителя.

Приятного просмотра!

Если вы увидели интересное событие, присылайте фото и видео на наш Whatsapp
+7 (999) 174-67-82
Если Вы заметили опечатку в тексте, просто выделите этот фрагмент и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить об этом редактору. Спасибо!
Система Orphus
Наверх